Перейти к основному содержанию

... Да не судимы будете

13 октября, 00:00

В письме В. В. Соснина поставлен этически тревожный вопрос: можно ли видеть во всех представителях репрессированной коммунистами украинской интеллигенции только мучеников, без учета тех страшных обстоятельств всеобщего доносительства, взаимных обвинений и эксплуатации человеческих слабостей, которые были спровоцированы их палачами и в которые были втянуты сами жертвы? В качестве примера В. В. Соснин ссылается на письма М. Драй- Хмары, свидетельствующие о причастности к его осуждению показаний ряда таких же, как он подследственных литераторов. Вопрос поставлен достаточно обобщенно и требует ответа, охватывающего не только прямые, однозначные оценки, но и всю сложность ситуаций, в которых оказались жертвы террора. В непосредственном, обнаженном виде такой ответ заключает осуждение всякого лжесвидетельства, как бы трагично, мучительно и прямолинейно это ни выглядело относительно людей, которые были репрессированы и сами, быть может, были готовы к покаянию. Тут нашу прямоту, судящих из безопасного будущего, оправдывает лишь обращение ко всему нравственному опыту человечества, который мы обязаны репрезентировать.

Уже библейская мудрость гласит: человек создан «по образу и подобию Божию». Но это подобие задано, а образ Божий (после грехопадения Адама) человек еще должен заслужить. Он абсолютно свободен распорядиться своей человеческой природой. Даже на дыбе человек может подняться до образа Божия, а может и не одолеть греха. Вот почему субъекты подследственных лжесвидетельств виновны, хотя эта вина и входит в их мученический жребий.

Но вправе ли мы безапелляционно определять меру их вины? Здесь вековечная мудрость не так уж однозначна. Ведь существует страшная жестокость правоты, которую можно восполнить лишь собственным страданием.

Великий страдалец сталинских лагерей, харьковский поэт Б. Чичибабин писал о временах террора:

«Я вижу зло и слышу плач,
И убегаю, жалкий, прочь,
Коль каждый каждому палач
И никому нельзя помочь».

Вот почему так трудно мерить эпоху массовых репрессий, с ее нечеловеческим опытом, современными мерами либеральной демократии.

Есть, конечно, и сейчас наивные или подвластные конъюнктуре люди, которые, подымая в архивах протоколы сталинских проработок интеллигенции, легко наклеивают ярлыки морального осуждения на людей, ставших фактически жертвами. Здесь нужны нравственные «весы Иова», а не азбучная моралистика. Или, как минимум, нужно обрести нравственную стойкость, чтобы самому не транслировать дух тоталитаризма с его садистической обличительностью всякого инакомыслия. Ведь тоталитаризм потому и называется тоталитаризмом, что делал всех соучастниками своих деяний. Потому за внешним одноголосием тоталистических кампаний скрываются различные подтексты и сложные процессы, требующие тонкого исследовательского анализа и моральной выверенности. По крайней мере я и мои друзья (в число которых входили и такие известные философы, как И. Мамардашвили, А. Зиновьев, Н. Чавчавадзе и др.) пришли к такому критерию оценки деятелей сталинской эпохи : если делал в это время карьеру — виновен, если прозябал — нуждаешься в сочувствии и покаянии. Хотя и в такой позиции сказывается максимализм.

Нельзя не учитывать в наших суждениях формулу гуманизма ХХ столетия, которую выработал Т. Манн: «Всякое решение в делах человека — преждевременно». Преждевременно в том смысле, что может измениться как сам предмет оценки, так и люди, которые оценивают, то есть мы сами.

На этом, пожалуй, можно было бы и закончить обсуждение наших позиций в оценке моральной ответственности лиц, причастных к трагедии Драй- Хмары. Но за ней стоит трагедия времени, а ее анализ выводит на надиндивидуальные обстоятельства.

Зададимся вопросом — зачем проводники сталинского террора тратили месяцы следственной волокиты, пыток и ночных допросов, чтобы добиться личного признания вины своих жертв? Ведь суд так называемых «троек» не нуждался в доказательствах, а смертные приговоры миллионам людей были заранее вынесены ходом репрессий. Ужасный замысел заключается, однако, в том, чтобы не просто физически уничтожить человека, но и этически запятнать его имя, втягивая тем самым и потомков в уже моральные репрессии против невинно осужденных. Прочерчивалась своего рода историческая перспектива перманентного суда. И не работаем ли мы на эту сатанинскую перспективу, продолжая осуждать уже не фиктивные преступления, а реальные человеческие слабости жертв тоталитаризма? Но если так, то возникает еретическая мысль о возможности обращения морального разбирательства поведения репрессированных людей в осуждение нас самих, в тот «внутренний Апокалипсис», о котором начали говорить философы во второй половине ХХ столетия. И тогда можно лишь покаянно констатировать, что мы еще не достигли того максимума этической ясности, с высоты которого страдающий Христос простил слабость своих учеников, потерявшихся во тьме Гевсиманской ночи.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать