Перейти к основному содержанию

Дебют трио басов

В Национальной опере состоялся гала-концерт, посвященный 200-летию Семена Гулака-Артемовского
27 февраля, 11:23
«ОЙ ЩОСЬ ДУЖЕ ЗАГУЛЯВСЯ...» — ЗНАМЕНИТАЯ «ПЕСНЯ КАРАСЯ» ИЗ ОПЕРЫ «ЗАПОРОЖЕЦ ЗА ДУНАЕМ» В ИСПОЛНЕНИИ ТРЕХ БАСОВ: ТАРАСА ШТОНДЫ, СЕРГЕЯ КОВНИРА И СЕРГЕЯ МАГЕРЫ / ФОТО НИКОЛАЯ ПОПОВИЧА

Как правило, Семена Степановича сегодня вспоминают как автора одной из первых украинских опер — «Запорожца за Дунаем», а ведь Гулак-Артемовский вошел в историю не только как композитор, но и как знаменитый певец, а также драматический артист. Эти ипостаси таланта мастера были представлены на гала-концерте в Киеве, а вечера сюрпризом для слушателей стал дебют трех басов — солистов Национальной оперы.

Анатолий Соловьяненко, главный режиссер Национальной оперы Украины и автор идеи концерта, напомнил читателям «Дня», что широкую известность Гулаку-Артемовскому как композитору принесла опера «Запорожец за Дунаем», написанная более 150 лет назад, она и сегодня является классикой. Кстати, царская цензура запрещала постановку оперы на сцене в течение 20 лет! Впервые «Запорожца за Дунаем» поставил Кропивницкий в 1884 г. в труппе Старицкого. Особенное место в творческом наследии композитора занимают украинские песни, в частности: «Стоїть явір над водою» (посвященная Т. Шевченко, с которым маэстро дружил с 1838 г.), «Спать мені не хочеться», «Ой, на горі та й женці жнуть» и др. Славу и восторг публики Гулак-Артемовский получил благодаря своему уникальному голосу (басу-баритону). На талантливого парня, который еще учился в Киевской бурсе, в 1838 г. обратил внимание Михаил Глинка — он искал певца на партию Руслана для только что написанной им оперы «Руслан и Людмила». Именно Глинка забрал Гулака-Артемовского в Петербург. Кстати, до Федора Шаляпина нашего земляка называли «лучшим басом Российской империи»! Мы решили юбилей классика отметить не для галочки, а сделать вечер, максимально раскрывающий силу его дарования: и как певца, и как композитора.

В первом отделении исполнялись произведения зарубежной и украинской классики, в которой блистал как вокалист Семен Степанович (арии и дуэты из опер «Трубадур», «Севильский цирюльник», «Макбет», «Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Евгений Онегин»). Изюминкой концерта стало выступление трех премьеров столичной оперы, басов: Сергея Магеры, Тараса Штонды и Сергея Ковнира. Овации публики вызвали арии Дона Базилио («Клевета») из «Севильского цирюльника» и Гремина («Любви все возрасты покорны...») из «Евгения Онегина», а особый фурор и овации — когда прозвучала «Песня Карася» из «Запорожца за Дунаем». Кстати, этот номер, с одной стороны, очень эффектно завершил первое отделение, а с другой — стал анонсом второй части юбилейного торжества Гулака-Артемовского... Напомню, бренд «трио басов» можно назвать украинским ноу-хау: в 2003-м, на дипломатическом салоне, посвященном памяти Ф. Шаляпина, который проводил тогдашний Посол РФ в Украине В. Черномырдин, певцы Тарас Штонда, Сергей Магера и Николай Шопша впервые выступили вместе. Успех был потрясающий, присутствовавшие на вечере дипломаты из разных стран предрекали, что такое триумвират может составить конкуренцию легендарным тенорам (Паваротти, Доминго и Каррерасу), но ярко вспыхнув, звездная тройка распалась: внезапно умер Шопша, а у Магеры и Штонды появились интересные сольные проекты, их стали приглашать на гастроли по всему миру... И вот, десять лет спустя, в компанию Сергея Магеры и Тараса Штонды удачно вписался их коллега — Сергей Ковнир. Этот дебют публика приняла с восторгом. Как знать, может вскоре это бас-трио подготовит целую программу и будет выступать на стадионах, как знаменитые теноры?

После антракта творческую эстафету продолжили солисты, хор, балет и оркестр Национальной оперы (дирижер Николай Дядюра), с задором сыграв третье действие «Запорожца за Дунаем». Вернувшись домой из дворца султана, Карась (Андрей Гонюков) сообщает жене Одарке (Мария Стефюк), что теперь он турок, и зовут его Урханом, а также объявляет, что хочет развестись и завести себе гарем (дуэт «На туркенях оженюся»)... Но особенно колоритным вышел финал спектакля: патриотическая песня Андрея (Александр Гурец) — «Блаженний день, блаженний час», феерический гопак и торжественный хор («Там, за тихим за Дунаєм»).

P. S. О том, что дебют трио басов оказался удачным, говорит тот факт, что после гала-концерта многие зрители спрашивали у администраторов театра, где можно купить записи певцов или видеоверсию спектакля «Запорожец за Дунаем». Может, дирекции Национальной оперы стоит возродить традицию, когда, кроме программок и буклетов, в фойе продавались диски, книги и фотографии ведущих мастеров Национальной оперы: кумиров прошлого и звезд сегодняшнего дня?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать