Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дело не в престижности, а в перспективе!

Харьковский театр юного зрителя кардинально меняется
19 ноября, 11:00
ЖАНР ПОСТАНОВКИ «ВЕСЕЛЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ» ОПРЕДЕЛЕН КАК «ВЕСЕЛАЯ ИСТОРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ». И НА ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, СТОИТ ПРИЙТИ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИТЧАСТЬЮ ТЕАТРА

Молодой режиссер возглавил театр. Такие случаи, к сожалению, встречаются у нас нечасто, поэтому обойти их вниманием просто невозможно.

При этом в недавнем назначении Александра Ковшуна главным режиссером Харьковского ТЮЗа, театра прославленного, но художественно запущенного, есть интересный нюанс: его режиссерский стаж действительно небольшой, однако актерский составляет около 30 лет, отданных харьковской сцене.

Резкая «переквалификация», осуществленная Ковшуном уже в зрелом возрасте, полностью удалась. Свидетельство этого — постоянные приглашения на всеукраинские и международные фестивали, одобрительная пресса, высокий авторитет среди специалистов.

«Роман» Ковшуна с ТЮЗом (а первые его постановки, естественно, были осуществлены на сцене родного Театра

им. Т. Шевченко) начался два года назад. За это время его неизменная команда (кроме самого Ковшуна — еще и режиссер по пластике Елена Приступ и сценограф Александр Абманов) выпустила «Капитана Фракаса» по мотивам Т. Готье — для подростков, «Случай на улице Лурсин» Э. Лабиша и А. Мюнпье — для взрослых, «Веселые приключения Незнайки» по Н. Носову — для младших школьников. А в начале нынешнего сезона состоялась официальная «регистрация отношений».

По этому случаю мы обратились к Александру Николаевичу с вопросом: как он относится к стереотипным представлениям относительно «непрестижности»  работы в театре для детей.

— Понятия «престижности» или «не престижности» мне вообще кажется ошибочным. Дело не в престижности, а в перспективе! В настоящее время как-то подсознательно искажено само понятие театра для детей, — признается Александр КОВШУН. —  Здесь все до сих пор делается по «остаточному принципу», будто бы дети являются людьми второго сорта. И это колоссальная несправедливость. А затем возникает вопрос — почему они вырастают такими. Приоритетным и престижным должно быть как раз то, что делается для детей. И тогда мы будем иметь зрителя воспитанного, интеллектуального, патриотически  сознательного.

— Чувствуете ли вы разницу в работе для взрослых — и для детей?

— В спектаклях для взрослых я мог позволить себе почти все — в рамках определенной эстетики. Но в том, что касается детей, нельзя переходить грань. Наше сознание искажено социумом, мы утратили чистоту восприятия. И, чтобы это не «полезло» на сцену, нужно постоянно себя контролировать. В то же время я должен создать такой артефакт, чтобы он отвечал не только вкусам детей, но и моим собственным. Вот такое прокрустово ложе. Сейчас я репетирую «Уфти-туфти» по Беатрис Поттер. Спектакль рассчитан на детей от 3-х до 5-6 лет. Я вообще никогда такого не делал. И это, напротив, интересно! А в целом в каждом спектакле должен быть целенаправленный посыл, четкий, до миллиметра, расчет на определенную возрастную аудиторию.

— Каким видите Харьковский ТЮЗ через 2-3 года?

— Лучшим в Европе! Многофункциональным. Многовекторным. Открытым для экспериментов.

Свои слова Александр Ковшун уже подкрепляет делами: при активном содействии директора театра Андрея Гапоновича изменен интерфейс рекламной продукции, через весь город бегает трамвай № 6, оклеенный надписями «Мы едем в ТЮЗ!», продолжается «ревизия» репертуара, готовится к открытию малая сцена, вместе с молодыми режиссерами разрабатывается проект уличных спектаклей, начинается подготовка к украино-немецкому проекту по «Депеш Мод» С. Жадана. А то, каким именно должен быть сегодня театр для детей, красноречиво демонстрируют «Веселые приключения Незнайки».

Ковшун — режиссер чрезвычайно фантазийный, ему скучно и неинтересно просто воплотить на сцене тот или иной текст. Вот и «Незнайке» предшествует пролог: мальчика Колю родители оставляют на лето в селе у бабушки, отобрав телефон, чтобы ребенок не торчал все время в интернете. Чтобы справиться с надоедливой мухой, мама мальчика пользуется первой попавшейся под руку книгой. Ею оказываются «Приключения Незнайки», и эта книга становится своего рода порталом, который переносит Колю в сказочную страну, напрочь лишив представления о том, кто он и как его зовут. Получив за это от туземцев прозвище «Незнайка», он вынужден всему учиться заново. А между тем вокруг него бурлит странная, совсем несовременная жизнь, которая больше всего напоминает парафраз популярной киноленты «Стиляги»: буги-вуги, узенькие штанишки в клеточку, платья-футляры, импровизированная эстрадная площадка в виде виниловой пластинки фирмы «Мелодия», бобинный магнитофон, кумачовый транспарант «Наш шар — самый воздушный шар в мире!» и сам этот шар в виде громадной резиновой перчатки с корзиной — консервной банкой с надписью «Килька в томате». А стремительный ритм всему этому задают бодрый лейтмотив летки-енки и пронзительный физкультурный свисток неугомонного врача Пилюлькина.

Сам Коля (Дмитрий Герасимчук), как типичный представитель нашего времени, сначала удивляется и противится тому, что его окружает: он делает предположение, что «очутился в старом мультике» и спрашивает, не «новая компьютерная игра» ли это. Но постепенно он включается в события и находит себе новых друзей. Поэтому когда его сон заканчивается и реальные, сегодняшние друзья пробуют выманить его из дома привезенным из города ноутбуком, Коля уже не хочет отрываться от настоящей, бумажной книги — ведь «интересно, чем дело закончится»!

Режиссерский месседж здесь точный и прицельный: из всеобъемлющей виртуальной реальности нужно возвращаться в настоящую жизнь. Спектакль должен стать стимулом для родителей дочитать «Приключения Незнайки» вместе с детьми — потому что на сцене события повести нарочно остаются незавершенными.

«Интересно, чем дело закончится!» — эта реплика сценического персонажа касается и самого Харьковского ТЮЗа. И первые выводы можно будет сделать уже через год, потому что осенью 2015-го его ждут четыре (!) памятные даты: 95-я годовщина основания детского театра в Харькове (после переездов этот коллектив сегодня работает во Львове под названием «Первый украинский театр для детей и юношества»), 55-летие его возрождения (собственно, основание того ТЮЗа, которым он является сегодня), 180 лет его зданию — памятнику архитектуры на улице Полтавский Шлях — и 100 лет со дня показа в этих стенах первого театрального спектакля.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать