Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Демографический бум» в... Муниципальной опере

В столичной афише появились спектакли для семейного просмотра
18 августа, 18:50
СТРАСТНЫЙ ДУЭТ ИЗ «ШЕХЕРЕЗАДЫ» — ТАТЬЯНА ЦЫГАНКОВА (ЗОБЕИДА) И НИКИТА СУХОРУКОВ (ЗОЛОТОЙ РАБ) / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества можно было бы занести в Книгу рекордов Гиннесса (если бы была номинация «Как делать полноценные спектакли без средств»), а еще этот коллектив — рекордсмен по количеству премьер в одном сезоне.

Напомним, первой новинкой в театральной афише стала опера-балет «Стойкий оловянный солдатик» Сергея Баневича. Спектакль двухактный, и в нем задействованы практически все виды театрального действа: танец, вокал — сольный и хоровой; декламация, драматургия и сценография (дирижер-постановщик — Анатолий Бойченко, режиссер — Лариса Леванова, художник — Людмила Нагорная, хормейстер — Анжела Масленникова, хореограф — Виктор Литвинов). Костюмы и декорации выполняли основную свою задачу — быть понятными и узнаваемыми при достаточной степени аллегоричности, присущей любому сказочному сюжету. Со спецификой жанра мюзикла оркестр справился, а актеры труппы готовы к экспериментам, смешению жанров, расширению амплуа. В финале спектакля (в отличие от первоисточника — известной сказки Андерсена, где герои погибают) постановщики «заколдовали» огонь, из которого живыми и невредимыми выходят Балерина и Солдатик (этот режиссерский ход очень нравится детям).

Знаковой в афише театра стал мюзикл «Зачарованный чумак». Эта сказка поставлена на музыку Игоря Поклада, композитора, который ныне плодотворно работает в этом жанре, соединяя в своих произведениях современность и фольклор. Безусловной удачей спектакля стала оригинальная сценография, представленная Еленой Рачковской, использовавшей технику украинской вытынанки, искусства кропотливого и эфемерного одновременно. Особую роль при такой сценографии приобретает работа осветителей (и здесь в полной мере проявили свое искусство художники по свету Тамара Барских, Николай Музыка, Максим Митюхляев), тонко играя с рельефом и объемом, что для такой маленькой сцены является самым оптимальным выходом из положения. Благодаря легким, воздушным и рельефным декорациям сказочное кажется сказочным, а легкое и воздушное — реальным (дирижер — Михаил Мороз, режиссер — Лариса Моспан-Шульга, хормейстер — Анжела Масленникова, художник по костюмам — Людмила Навгорная, балетмейстер — Виктор Литвинов).

Конец сезона ознаменовался в театре еще тремя премьерами. Ко 130-летию со дня рождения выдающегося хореографа минувшего столетия, реформатора балета, родоначальника так называемой хореодрамы Михаила Фокина был представлен вечер одноактных балетов. В первом отделении показана хореографическая композиция «Шопениана». Напомним, сюита из фортепианных пьес Фредерика Шопена, оркестрованная Александром Глазуновым и Морисом Келлером, была превращена Фокиным в бессюжетный балет и впервые показана в 1908 году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Красоту чистого классического балета тогда воплотили легендарные танцовщики: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Преображенская и Вацлав Нижинский. С тех пор началось триумфальное шествие этого маленького шедевра по сценам мира. За рубежом он известен как «Сильфиды» с тех времен, когда исполнялся в Париже в рамках «Русских сезонов» — антрепризы Сергея Дягилева, балетмейстером которой был Фокин. На сцене Детского музыкального театра «Шопениану» поставил выдающийся украинский балетмейстер Валерий Ковтун в 2004 году. Восстановить «романтические мечты», посвященные веку романтического балета Марии Тальони, Карлотты Гризи, Жюля Перро, к юбилею Фокина взялась балетмейстер-репетитор Татьяна Качалова. Сольные партии с тонким изяществом и вкусом, с воздушной легкостью, за которой стоит высокая техника и профессионализм, исполнили Дарина Крулевская, Маргарита Кузнецова, Акари Кавасаки и Константин Виновой.

Во втором отделении показали еще один шедевр из наследия Фокина — хореографическую драму «Шехерезада» на музыку симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова. Этот балет впервые поставлен на сцене Муниципальной оперы и является дебютом в качестве балетмейстера-постановщика Татьяны Боровик. Еще не так давно она сама исполняла партию страстной и чувственной Зобеиды на сцене Национальной оперы Украины. На главные партии в постановку были приглашены солисты театра танца «Кияночка» Татьяна Цыганкова (Зобеида) и Никита Сухоруков (Золотой раб). Дуэт этих молодых танцовщиков обжигал страстью, а соло Сухорукова вызвало настоящий фурор. Его пластика сравнима с пластикой Нижинского, детально нарисованной Фокиным, благодаря чему, кстати, столь сложная постановка поныне легко поддается восстановлению.

Дирижером-постановщиком обоих спектаклей выступил главный дирижер и художественный руководитель театра Алексей Баклан. Под его руководством различная по содержанию и настроению музыка в исполнении оркестра создавала лирический, романтический, драматический и трагический настрой.

Нужно отдать должное руководству Муниципального театра в лице директора Владимира Меленчукова и его заместителя Оксаны Соловьевой, которые вопреки отсутствию должных ассигнований со стороны мэрии Киева умудряются работать динамично не только с текущим репертуаром, но и находить возможности для создания новых полноценных постановок. Ведь всего через месяц после двух балетных премьер произошло настоящее событие: впервые в Украине на сцене театра была показана комическая опера «Перси Тересия» Франсиса Пуленка — по определению Мийо, «одного из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в ХХ столетии».

Сюжет этой, на первый взгляд, фривольной оперы, на самом деле, если отбросить экстремальные проявления ханжества, очень подходит театру для детей и юношества, поскольку следом за Пуленком и Аполлинером, автором пьесы, которая легла в основу либретто, силами искусства поднимает демографическую проблему, актуальную для большинства европейских стран, к каковым принадлежит и Украина. И хотя призыв «Рожайте детей!» в сюрреалистической форме из-под пера Гийома Аполлинера прозвучал еще в 1903 году, когда во Франции катастрофически снизилась рождаемость, а Франсис Пуленк подхватил его в 1944 году, когда Вторая мировая война внесла свои жестокие коррективы в демографию, актуальность проблемы и сегодня остается очевидной. Обращаясь к родителям маленьких зрителей, на которых преимущественно ориентирован театр для детей и юношества, Муниципальная опера, таким образом, заботится о том, чтобы и так не очень большой зрительный зал в будущем не пустовал...

Запомнился сезон и яркой постановкой, которую в стилистике символизма осуществил молодой режиссер Дмитрий Тодорюк (разносторонняя творческая личность: солист группы «Авиатор», актер, поэт, менеджер и генератор идей). Образную и сложно инструментованную партитуру Пуленка блестяще интерпретировал дирижер Михаил Мороз.

Хор Анжелы Масленниковой не устает поражать своей мобильностью: с артистами французским произношением занимался Мишель Максимович, инициатор проекта, атташе по вопросам сотрудничества в области французского языка при посольстве Франции в Украине.

Сценографию и костюмы Елена Куца-Чапенко решила по принципу трансформеров: легкие конструкции, быстро заменяемые одежды, молниеносные превращения, соответствующие динамике и темпоритму музыки и спектакля; аллегорическая бутафория в виде бутылок с сосками — грудей и воздушных шариков — младенцев придумана с юмором. Жаль только, что всего пять спектаклей имел возможность показать театр по условиям контракта. Ныне коллектив театра срочно ищет спонсоров, чтобы спектакль прописался в афише. Ведь в труппе работают замечательные солисты, обладающие опытом, а также талантливая молодежь. Все они с удовольствием исполняли новую для них музыку, легко перевоплощались в разных персонажей. Вокально и пластически хороша Тамара Ходакова в роли Терезы-Тирезия. Рядом с «патриархом» Виталием Жмуденко (Престо) сочно зазвучали баритоны Михаила Гуменного-Петровского и Николая Ильченко, которые попеременно исполняли партии то Жандарма, то Директора театра. В главной мужской партии — Мужа, взявшего на себя обязанности и функции... женщины, выступил Александр Лапин — актер с колоритной внешностью и пластикой, которая ни разу не вошла в диссонанс с вокалом, в какой бы необычной позе ни доводилось ему петь.

Пластику отрабатывала с актерами Кристина Шишкарева, одна из самых известных преподавателей современного танца в Украине, художественный руководитель «Вечерней школы современного танца «Soulb», успешно сотрудничающая с «Киев модерн-балетом» Раду Поклитару и Оперной студией при НМАУ. Она заставила шевелиться всех. Артисты балета Евгений Барановский и Вячеслав Катванов танцевали брейк, флаинг-ло и все, что на душу им легло; солисты прыгали, летали и даже падали, как заправские каскадеры, вовлекая публику в действие.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать