Демократично и стильно
В Национальной филармонии Украины завершился Международный фестиваль гитарной музыки «Киев-2005»
Он состоялся при поддержке Посольства Финляндии в Украине, Итальянского института культуры, Фонда содействия развитию искусств и Джаз-клуба — официального представителя корпорации «YAMAHA» в Украине. Автор проекта и директор фестиваля — солист Национальной филармонии Украины Андрей Остапенко. На протяжении трех дней в рамках феста проходила выставка музыкальных инструментов фирмы «Ямаха». В фойе Филармонии прошли концерты и мастер-классы знаменитостей, состоялись выступления студентов Харьковского государственного университета искусств (класс профессора В. Доценко); лауреата I Международного конкурса гитаристов «ГитАс» (Украина, 2005) Сергея Урюпина (Россия).
В заключительном концерте принимали участие Олег Бойко, Евгений Митин, Андрей Остапенко (Украина), а также Юусо Ниеминен (Финляндия) и Карло Маркионе; солисты выступали в сопровождении Симфонического оркестра Национальной филармонии Украины под управлением Игоря Палкина.
Гитара — инструмент особенный. И привлекает она прежде всего своей универсальностью, богатыми красочными возможностями, обилием приемов звукоизвлечения. Звук гитары не обладает большой силой, но при этом он не только хорошо сочетается со звучанием других инструментов и человеческого голоса, но и может в некоторой степени имитировать и заменять их. Такое «родство» придает ее звучанию непринужденность и естественность. Гитару любят все: мало найдется людей, которые испытывают антипатию к звучанию этого инструмента.
История гитары насчитывает едва ли не тысячу лет. Широко известная в Испании еще с ХI—ХII веков, гитара применялась для сольной игры, ансамблей и аккомпанемента пению, сопровождала фламенко, стала почти народным инструментом. Вскоре гитара появилась в Италии и во всей Европе, а также в Америке. С середины XVIII века гитара приобрела особую популярность в Европе. Особый подъем гитарное искусство пережило в первые десятилетия XIX в., когда было создано много сольных и ансамблевых произведений для гитары, в том числе — лучшими композиторами того времени. Известно, что гитарой виртуозно владел великий Паганини. Новый расцвет гитарного искусства начался в 20-е годы XX в., когда испанский гитарист Ф. Таррега утвердил значение гитары как сольного инструмента. Произведения для крупнейшего гитариста А. Сеговии создали многие выдающиеся композиторы Западной Европы. Игру на гитаре преподают в консерваториях и других учебных заведениях всего мира.
Во многих странах имеются объединения гитаристов, выпускающие бюллетени, устраивающие концерты и конкурсы гитаристов. Многие исполнители — авторы убедительных транскрипций; таким образом, все непревзойденные шедевры репертуара для других инструментов не только доступны гитаристам, но и приобретают новое звучание и особенный шарм. Изобретательность современных исполнителей и возможности гитары позволяют исполнять транскрипции произведений, изначально созданных для других инструментов.
В концертах нынешнего фестиваля была представлена музыка самых разных эпох, старинная, классическая — и современная: от Г. Телемана до Э. Морриконе; оригинальные произведения для гитары — и переложения. При этом, что немаловажно, любая музыка звучит на гитаре весьма естественно. Например, сонаты Д. Скарлатти, созданные несколько столетий назад и для другого инструмента, звучали так же свежо, актуально и естественно, как современные мелодии из музыки к кинофильмам. Гитара — абсолютно самодостаточный инструмент, демократичный и в то же время стильный, незаменимый для фламенко и некоторых других направлений в музыке, гитара обладает понятным для всех обаянием, которого недостает иным академическим инструментам. Украинскую школу игры на гитаре называют сравнительно молодой, но при этом она уже всемирно известна. География фестиваля на этот раз представила публике две очень разные традиции исполнения на гитаре: на открытии фестиваля выступил лауреат международных конкурсов итальянец Карло Маркионе — один из лучших современных гитаристов (в прошлом году на гитарный фестиваль приезжал его соотечественник — Паоло Пегораро), а на следующий день состоялся сольный концерт Юусо Ниеминена (Финляндия) — также лауреата международных конкурсов и гастролирующего артиста.
Один из лучших современных гитаристов, К. Маркионе родился в Риме в 1964 г., игре на гитаре начал учиться в 10 лет, в 1983 году с отличием закончил консерваторию Санта Чечилия в Риме. Испытывая интерес к старинной музыке, он посещал специализированные курсы, где изучал музыку эпохи Возрождения и барокко (этим, вероятно, и объясняется то безупречное чувство стиля, с которым Маркионе трактует старинную музыку). Он — лауреат множества конкурсов, участник европейских фестивалей и мастер-классов, активно концертирует, как соло, так и в сопровождении оркестров, и в составе камерных ансамблей. Сейчас он профессор трех музыкальных вузов: в Хорватии, Голландии и Германии, а живет в Берлине.
Первое отделение концерта было посвящено старинной музыке: прозвучали две сонаты Скарлатти (изначально созданные для клавесина); Г. Телеман, Фантазия си-бемоль мажор для скрипки соло; завораживающая и неохватная по художественному содержанию Чакона Баха (все в транскрипции самого К. Маркионе). Во второй половине вечера Маркионе исполнил «Россиниану» М. Джулиани и несколько произведений Э. Морриконе.
Другой гость феста — Ю. Ниеминен занимался также дирижированием и вокалом. Программа финского гитариста была посвящена испанской музыке. Если итальянскому гитаристу удалось создать в зале медитативное, самоуглубленно-философское настроение, то Ниеминен больше уделял внимание другой «ипостаси» гитары: темпераментной, зрелищно-красочной. Программа его концерта состояла из произведений Х. Родриго и М. Понсе.
Восторг публики был понятен. Увы, публика казалась немного легкомысленной; было заметно, что музыкантам иной раз по окончании игры хотелось продлить волшебство звучания, какого-то мгновения тишины после окончания завораживающей музыки. Однако публика радостно начинала хлопать, не дожидаясь, пока артист отнимет руки от инструмента.
Профессиональные гитаристы, сидевшие в зрительном зале и жадно изучавшие манеру игры зарубежных артистов (пылкие дискуссии на эту тему продолжались и после концерта), пребывали в восхищении и указывали на разницу двух незнакомых раньше киевлянам исполнительских школ при их равноценном художественном уровне. Эта музыка словно освобождает душу от ненужных волнений, лишних тревог, неприятных воспоминаний.
Выпуск газеты №:
№238, (2005)Section
Культура