Перейти к основному содержанию

«День» приглашает читателей на экскурсию в Государственный музей украинского изобразительного искусства

Пять причин посетить музей
04 октября, 10:44
СЕГОДНЯ МУЗЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ИСТОЧНИКОМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Наша газета продолжает серию статей о лучших музеях Украины. Напомним, в № 152 мы знакомили с сокровищницами Национального музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, и вот новая «экскурсия» в Национальный художественный музей Украины — один из крупнейших и старейших в нашей стране!

История НХМУ (Государственного музея украинского изобразительного искусства) — это больше, чем столетие! В его фондах собрана уникальная коллекция произведений украинской живописи, скульптуры и графики с XII ст. до современности. Напомним, Музей был основан усилиями украинской интеллигенции в конце ХІХ века как первый общедоступный музей Киева.

Здание музея построено по проекту московского архитектора Петра Бойцова в неоклассическом стиле. Дорабатывал проект и руководил работами известный киевский зодчий Владислав Городецкий. Скульптурная отделка фасада выполнена мастерской Элио Саля.

Первая выставка по случаю ХІ Всероссийского археологического съезда открылась в недостроенном помещении Киевского городского музея древностей и искусств в августе 1899 года. Официальное открытие и освящение заведения, получившего название Киевский художественно-промышленный и научный музей имени государя императора Николая Александровича, состоялось 30 декабря 1904 года.

С 1919 года, после национализации, музей стал называться 1-м Государственным, с 1924 — Всеукраинским историческим имени Тараса Шевченко, с 1936 — Государственным украинским, с 1939 — Государственным музеем украинского искусства. Во время немецкой оккупации Киева в 1942 году музей был объединен с коллекцией русского искусства под общим названием Государственный музей восточноевропейского искусства, в 1944 году предыдущий статус музея был возобновлен.

Название Национальный художественный музей Украины появилось в 1994 году (во времена независимости, что засвидетельствовало наивысший статус музея как ведущей коллекции отечественного искусства). С 19 сентября по 20 октября (на период пока проходит выставка «Тихий протест 70-х») НХМУ сменил свое название на Государственный музей украинского изобразительного искусства, которое носил в 1970-х.

— Временное возвращение музею старого названия — попытка ввести современного зрителя в контекст 70-х, напомнить о художественных событиях тех лет. 1970-е для музея бели временами больших перемен, — подчеркнула Юлия ВАГАНОВА, заместитель генерального директора НХМУ по выставочной работе и международным связям. — В 1972 музей заново открылся после реконструкции, представил расширенную экспозицию. Это время активной международной деятельности, благодаря которой киевляне смогли увидеть выставки «Сокровищница гробницы Тутанхамона», «Западноевропейское искусство из коллекции Арманда Хаммера», «Золото доколумбовской Америки» и другие. Залы не вмещали всех желающих, а около музея образовывались длинные очереди!

Сегодня музей является одним из центральных учреждений по сохранению, изучению и популяризации национального изобразительного искусства и источником духовной культуры. Если вы хоть раз посетите эти уютные и величественные залы, то обязательно захотите еще раз вернуться сюда уже с детьми или друзьями. Мы решили разобраться, почему есть минимум пять причин прийти в НХМУ.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА достаточно традиционная, ведь киевлянам и зарубежным туристам стоит пойти к музею ради того, чтобы посмотреть на шедевры постоянной экспозиции — это удивительная иконопись, работы украинских авангардистов, импрессионистов, лучшее от соцреализма.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА — это, безусловно, желание современного человека знать, что нового происходит в отечественном и зарубежном искусстве? Так, на первом этаже музея регулярно проходят выставки популярных и даже провокативных художников, скульпторов и фотографов.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА — специально разработанные научным отделом музея просветительские программы и экскурсии, лекции по истории и теории искусства для всех поколений посетителей.

ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА — реальный шанс стать участником интересной инновационной программы. Эти проекты адресованы тем, кто чувствует искренний интерес к искусству и стремится развиваться. Следовательно, стоит принять участие в «Стратегии визуального мышления», войти в клуб «Искусство — пространство Общения» или открыть в себе творца в «Художественной мастерской».

ПЯТАЯ ПРИЧИНА — открытость музея к экспериментам. Можно вспомнить Конгресс рисовальщиков, в котором мог принять участие любой, ведь концепция этого мероприятия исключала фильтрование участников со стороны музейного руководства и организаторов Конгресса, более того — все рисунки, созданные во время Конгресса, были предложены со ступенек музея всем желающим; семинар Артура Жмиевского, состоявшийся недавно и касавшийся очень актуального сегодня вопроса: каким образом музей влияет на социальную и политическую действительность, влияет ли музей на реальные изменения в обществе.

Однако надо заметить, что активная жизнь музея зависит не только от научно-просветительской деятельности специалистов, которые занимаются анализом и экспертизой, сохранением и реставрацией произведений искусства. Значительную роль играет активная позиция руководства в попытке отыскать другие источники финансирования музея, кроме государственного обеспечения. Кстати, эта болезненная для отечественных музеев тема освещалась на организованной Фондом Рината Ахметова «Развитие Украины» и Национальным заповедником «София Киевская» встрече с генеральным директором Национального музея Грузии Давидом Лордкипанидзе (состоялась в конце прошлого года). Лекция была посвящена современным тенденциям развития и реформирования музейного дела на примере НМГ, который сейчас из постсоветского музея превратился в ведущий (интересный широкому кругу посетителей, современно оборудованный, инновационный, отвечающий всем европейским стандартам). Давид Лордкипанидзе специально приезжал в Киев, чтобы поделиться опытом с коллегами-музейщиками.

За солидный период своего существования НХМУ пережил как недолгие «волны» подъема, так и долгие грустно-застойные времена, однако надо отметить, что эти внутренние процессы всегда были очень тесно связаны с государственной экономической и культурной политикой. Следовательно, существует ли возможность для музея реально выйти на современный уровень европейских?

— Музею необходима определенная политика эффективной стратегии развития, — считает Юлия Ваганова. — В этом процессе должно принять участие не только руководство, но и команда, решить эту задачу возможно только в условиях привлечения внешних экспертов, анализа социальной, культурной, политической и экономической ситуации в Украине. Мы планируем провести ряд тренингов для команды, широкие обсуждения (от профессиональной среды до обычного посетителя). Надеемся на поддержку общества и государства, а также понимание того, что музей не является выставочной площадью под аренду, площадкой для выставок приближенных к должностным лицам художников. Он нуждается во внедрении многолетней стратегии, которую может создать и реализовать сегодняшняя профессиональная команда музея.

В 2013 г. государство обеспечило заработную плату музейным работникам, расходы на коммунальные услуги и только 17 % от общей потребности на охрану музея. Остальное финансирование: реставрация здания, оборудование фондохранилищ, просветительские, выставочные и научные проекты музей должен обеспечивать самостоятельно! Кроме того, направления использования всех заработанных музеем средств определяются исключительно по согласованию с Министерством культуры. С точки зрения законодательства, музей сегодня «связан по рукам» бюджетным, налоговым и другими кодексами. А сокращение господдержки культурных институций является сегодня мировой тенденцией!

И как музей решает эту проблему? Частично зарабатывает на услугах — это билеты, экскурсии, лекции, программы досуга для детей и взрослых. Из этих денег платится налог на добавленную стоимость, хотя музей остается неприбыльной организацией. Разговор о снятии налога с музеев идет уже очень давно, но пока этот вопрос не решен. Доход от платных услуг добавляет музею приблизительно 5—7 % к тому, что предоставляет государство. Если высчитывать рентабельную цену на билет, то она должна была бы быть 100—120 грн! Но, подняв цену до такого уровня, музейщики значительно ограничат доступ к экспозиции посетителей. Например, открытие книжного магазина или кофейни, которые дали хотя бы какой-то дополнительный доход, требует инвестиций, надо приспособить историческое здание под эти потребности, которые пока невозможны без общей реконструкции музея.

Если посмотреть на ситуацию шире, друзьями для музея могут стать не только меценаты, а все неравнодушные к судьбе музея люди. Например, недавно были закуплены стеллажи в фондохранилища и специальное оборудование для регуляции уровня влажности в них. Это действительно спасло музей, потому что часть произведений в фондах стояла прямо на полу, а состоянию икон реальную опасность могли представлять неконтролированные колебания температурного режима и влажности! Благодаря друзьям музея частично удалось решили этот вопрос.

Сейчас здание музея нуждается в ремонте. Первоочередной является реставрация входной скульптурной группы: к сожалению, предыдущим директором было сделано ошибочное решение закрыть скульптуру сеткой, но из-за неблагоприятного терморежима она начала рассыпаться еще быстрее! Другим критическим местом является крыша и перекрытие под ней. В прошлом году, из-за влажности и сильных снегопадов обвалился небольшой фрагмент потолка на втором этаже, хотя никто не пострадал, дыру починили, но крыша требует капитального ремонта. Надо упомянуть и о фондохранилище, и об экспозиции, где перепад температуры и влажности ввиду потока посетителей и погоды может существенно колебаться, что является весьма нежелательным для произведений искусства!

Сегодня стоит говорить о комплексном проекте, который включал бы расширение музея и приспособление старого здания под новые потребности заведения. Например, должен быть доступ для людей с ограниченными потребностями, а также кофейня, книжный, сувенирный магазины, депозитарий, просветительский центр и т. п. Музей нуждается и в оборудовании системами контроля климата, современного освещения. Что касается аудиогидов, то этот вопрос сейчас обсуждается, он связан не только с финансами на закупку, но и с наполнением, переводами и адаптированием текстов на иностранные языки...

Музей недавно начал программу «Дружнє коло». Готовится презентация работ молодых современных художников, состоятся международные проекты, а еще необходимо переосмыслить опыт нашей истории, чтобы в полном объеме показать уникальную коллекцию. В следующем году пройдет выставка, посвященная Сергею Параджанову (к 90-летию со дня рождения легендарного кинорежиссера и 50-летию выхода на экраны шедевра украинского поэтического кино — его ленты «Тени забытых предков»), акция пройдет в сотрудничестве с Ереванским музеем Параджанова; еще в планах выставка Богомазова. Особое внимание уделяется выставке «Спецфонд». Спецфонд был создан в 1937—1939 гг., сюда из музеев Харькова, Одессы, Киева завозились произведения «врагов народа», «формалистов», «националистов» — все то, что, по мнению тогдашних партийных идеологов, подлежало уничтожению. Большинство художников забыто, а их имена насильственно были стерты из истории искусства. Следовательно, проект имеет целью возродить интерес к этому периоду, закрепить за этими мастерами страницу в истории украинского и мирового изобразительного искусства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать