Денис МАЦУЕВ: «У нас не будет проигравших»
В Украине появился новый детский музыкальный конкурс-фестиваль
Торжественное открытие состоялось во вторник в Национальной опере Украины. Почетную миссию организаторы форума доверили очаровательной 10-летней Шио Окуи из Японии, лауреата Международного конкурса пианистов памяти В. Горовица. Кстати, именно в Киеве зажглась эта новая звездочка, потрясшая и слушателей, и музыкантов-профессионалов, своей не по годам виртуозной техникой, умением тонко прочувствовать исполняемые произведения. И хотя эта девочка еще не достает до педалей (пришлось ставить специальную подставку для рояля), но ее выступление (прозвучал Концерт Й. Гайдна, ре мажор для фортепиано с оркестром) вызвало восторг публики.
Исполнение Денисом Мацуевым, народным артистом России, художественным руководителем и почетным председателем жюри конкурса-фестиваля Третьего концерта С. Рахманова для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30 в сопровождении Симфонического оркестра Национальной филармонии Украины под управлением Николая Дядюры стало настоящим мастер-классом для конкурсантов, которые уже вчера начали свои сольные выступления.
В соревнованиях участвуют 15 юных пианистов (до 13 лет) из Австралии, Канады, Грузии, Узбекистана, Швейцарии, России и Украины. Как подчеркнул Денис Мацуев, отбор проходил по видеозаписям. Члены жюри составляли списки кандидатов, а потом оргкомитет суммировал данные и из более ста заявок отобрали 15 конкурсантов. В первом туре они выступят с сольными программами в Большом зале оперной студии Национальной музыкальной академии им. П. Чайковского, а в финале сыграют в сопровождении Национального симфонического оркестра Украины под руководством Владимира Сиренко. После трех туров жюри назовет пятерку лауреатов и десятку дипломатов. Как заверил Д. Мацуев: «У нас не будет проигравших. Все дети талантливые и наша задача дать шанс открыться юному дарованию. Мы хотим поддержать следующую волну музыкантов, которая придет вслед за нами. Сегодняшние конкурсанты — члены нашей музыкальной семьи. Мы будем следить за их успехами, и поддерживать в будущем...».
Кстати, конкурс-фестиваль SBERBANK DEBUT отличается от других тем, что никаких взносов участники не платят, все издержки взяли на себя организаторы акции. Он-лайн трансляция в Интернете позволяет увидеть, как проходят музыкальные соревнования, а также концерты форума.
В рамках феста проходят не только соревнования, но и круглые столы, мастер-классы выдающихся музыкантов и педагогов, встречи и концерты. Свое мастерство покажут 14 ноября члены жюри — Вадим Руденко исполнит Третий концерт Л. Бетховена, а Денис Мацуев Рапсодию на тему Паганини С. Рахманинова. На закрытии форума (17 ноября) выступят его лауреаты, а финальным аккордом станет Концерт Дениса Мацуева — прозвучит Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром Дж. Гершвина.
— Я уверен, что каждого из конкурсантов меломаны запомнят. Несмотря на юный возраст это пианисты, которые ищут свой творческий почерк. Для конкурсных прослушиваний они выбрали вместе со своими педагогами очень серьезные произведения, требующие виртуозного владения инструментом. Знаете, если только слушать, а не смотреть на сцену, то кажется, что это выступают не дети, а профессиональные музыканты, — рассказал «Дню» Денис МАЦУЕВ.
— Музыковеды считают, что исполнять произведения Листа и Рахманинова могут настоящие виртуозы, т.к. эти композиторы сами были прекрасными пианистами. Но техника это не все — важно раскрыть все нюансы произведения. Наверное, поэтому русскую классику лучше исполняют представители славянской фортепианной школы...
— Сегодня для искусства практически нет границ, и музыканты из разных стран имеют возможность учиться у тех педагогов, у которых хотят. Рахманинов был ярким представителем русской фортепианной школы. Ныне на многих конкурсах сильно проявляют себя представители Японии, Кореи, Китая. Я уже не говорю о больших европейских традициях. Я считаю, что у искусства нет национальности. Музыкант выходит на сцену, садится за инструмент, и должен показать все, на что способен, а также убедить слушателей, что именно он сумел разгадать секрет, заложенный в произведении композитором. Я считаю большим заблуждением, когда зарубежные критики говорят, что только русские могут прекрасно исполнять русскую музыку, Шопена — поляки, а Брамса — немцы. Нет! Музыка интернациональна и она не требует перевода.
— Вы из музыкальной семьи (мать — преподаватель игры на фортепиано, а отец — композитор и пианист). Перед вами вопрос выбора профессии не стоял: только продолжение династии или хотели заниматься чем-то другим?
— С детства помню, что у нас в доме звучала музыка. Родители пытались развить мои музыкальные навыки, обучая игре на фортепиано. Мы жили в Иркутске. Там я пошел в школу №11 им. В. Маяковского и школу искусств, а в 1990-м наша семья переехала в Москву (я поступил в Центральную музшколу при консерватории). Знаете, до 15 лет на первом месте для меня была вовсе не музыка, а футбол! Но так как родители музыканты, то я был обречен продолжить музыкальную стезю. Мама видела у меня музспособности и сумела убедить, что играть на фортепиано нужно. Постепенно я увлекся, и гаммы, и этюды играл с удовольствием. Сегодня я благодарен родителям за мудрость и то, что отдали учиться музыке профессионально.
— На ваш взгляд, почему вундеркинды, ярко «засветившись» в детстве, сгорают, словно комета и очень редко становятся высокопрофессиональными музыкантами?
— Причины разные. Вундеркинд — опасное слово... В 14—15 лет важно не «зазвездиться», продолжать учиться. Педагоги должны правильно перераспределять нагрузки, а родители быть мудрыми (у подростков формируется характер и категорически давить на детей никаким авторитетом нельзя). У некоторых музыкантов в активе уже есть несколько побед на конкурсах, но это лишь маленькая ступень к Олимпу, если ты думаешь стать в будущем профессиональным музыкантом. Важно не нарушить ту тонкую грань, чтоб ребенок не возненавидел музыку, занимаясь по 10 часов в день, не видя света белого. Я категорически против муштры! Ребенок должен оставаться ребенком. У него должно быть время и на занятия спортом, и на чтение книг, и на просмотр фильмов, и на игры, и на хобби. Человек должен разносторонне развиваться, а не только одной музыкой. А чтобы из детей в будущем выросли глубокие музыканты, то, на мой взгляд, нужны конкурсы и фестивали, чтобы ребенок почувствовал сцену, увидел как выступают другие. Например, наш конкурс выявляет таланты, а потом поможем детям развиваться дальше. Мы продолжим связи с педагогами, родителями, чтобы быть в курсе, что в данный момент происходит с этой «искоркой». И нам не важно, из какой страны приехал ребенок!
— Из 15 конкурсантов четверо из Украины, но ни одного из киевской и львовской школ!
— Поверьте, мы не смотрели анкеты, а прежде всего слушали, как играет ребенок. Каждый из членов жюри выбирал и составлял свой список. А четыре из 15 — это говорит о высоком классе украинских участников из Донецка, Сумм, Ильичевска и Харькова.
— Вы активно гастролирующий музыкант и много времени занимаетесь общественной деятельностью: проводите конкурсы и фестивали, в частности, такие как «Звезды на Байкале» и Crescendo, сотрудничаете с фондом «Новые имена», руководите разными благотворительными программами. Два года назад стали почетным профессором МГУ. Свое будущее видите как педагог?
— Моя мечта продвигать филармоническое искусство, заинтересовать молодежь музыкой. Фестивали и конкурсы дают возможность увидеть, кто идет за нами, выявить юные таланты и помочь им себя полнее раскрыть. Провести мастер-класс я могу, а систематически проводить занятия пока не получается. Катастрофически не хватает времени. Совмещать гастроли и педагогическую деятельность очень трудно. Я в себе пока не чувствую жилки учителя. Может, это придет со временем...
— Валерий Гергиев говорит, что вы его любимый солист. А кого из дирижеров вы считаете своей группы крови?
— Мне повезло выступать с замечательными дирижерами. Один из них — Гергиев. Мы с ним говорим на одном языке — как на сцене, так и в жизни. Он мой большой друг и товарищ. Я благодарен судьбе, что она подарила сотрудничество с Юрием Темиркановым, Владимиром Спиваковым, Куртом Мазуром, Юрием Башметом и могу продолжать список маэстро достаточно долго. И это счастье выступать вместе с такими личностями. Я сам учусь на каждом концерте у них.
— Вы репетируете каждый день?
— Практически ежедневно играю на сцене, выступая с концертами, и это и есть мои репетиции. Это позволяет быть в творческом тонусе и концертной форме. Все настоящее происходит в импровизации и в этом магия профессии музыканта.
— Денис, вы являетесь арт-директором Фонда им. Сергея Рахманинова. Расскажите, как решается вопрос с виллой композитора «Сенар» в Швейцарии, которая может уйти с молотка за 17 млн. евро. Принято какое-то решение, чтобы ее приобрели россияне?
— На вилле «Сенар» (название является аббревиатурой имен — Сергей и Наталья Рахманиновы) все сохранилось, как было при Сергее Васильевиче, в частности, его любимый рояль, личные вещи. Территория виллы составляет десять га земли, со знаменитым розовым садом. Сергей Васильевич обожал розы и еще при его жизни были высажены тысячи кустов роз. Там превосходные два дома — гостевой и хозяйский, а также портик для яхт. Это последнее и единственное место, где все осталось таким же, как и при Сергее Васильевиче. ...Вашингтонская библиотека хочет купить архив композитора, а дом продать на аукционе. Нельзя допустить, чтобы вилла ушла с молотка и попала не в те руки. Многие музыканты обеспокоены вопросом, что будет с виллой «Сенар», в частности известный пианист Андрей Гаврилов, обратился с письмом к Президенту РФ В. Путину и предложил, чтобы вилла стала центром рахманиновского мирового общества. Переговоры ведутся. Я думаю, что Россия не потеряет «Сенар». Сейчас этим вопросом занимаются дипломаты, политики, музыканты, подключаются бизнесмены, т.е. все те, кому дорого наследие русского классика и являются поклонниками творчества маэстро. Давайте немного подождем, и не будем обсуждать этот вопрос, а когда руководство России примет решение, то я выступлю со специальным заявлением в СМИ.
Выпуск газеты №:
№208, (2013)Section
Культура