Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Диалоги с Митницким

В своей пятой книге известный режиссер рассказал, какой театр он любит
25 июня, 11:02
У ЭДУАРДА МИТНИЦКОГО РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, НО ПРИ ВСЕМ СВОЕМ ПРАГМАТИЗМЕ ОН — ЛИРИЧНЫЙ МЕЧТАТЕЛЬ / ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА

Говоря о презентации книги «Я люблю такой театр!» художественного руководителя Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, народного артиста Украины Эдуарда Марковича Митницкого, которая состоялась в его родном театре, хочется прибегнуть к терминологии светской хроники. На ней были все!  В смысле все действующие театральные критики, всех поколений, от мэтров критической мысли до начинающих театроведов. Кроме того, поприветствовать своего руководителя пришли артисты театра. Такое единодушие столичной театральной общественности — лучшее свидетельство уважительного отношения к Э. М. Митницкому — ныне  самой значительной личности в современной украинской театральной режиссуре!

Представляя книгу, Эдуард Маркович  рассказал о мотивах своего желания собрать материалы бесед, интервью и размышлений о театре под одной обложкой. Митницкий обратился к прошлому, вспомнив свою встречу с Анатолием Эфросом, эстетические принципы которого исповедует. Высказывания Эфроса о близком ему театре стали эмоциональной отправной точкой книги Э. Митницкого. Да, он (также, как и культовый режиссер) любит театр, «в котором зрители переживают вместе со мной».

Прозвучали слова благодарности  издателю книги Константину Кожемяке, усилиями которого в Издательском доме Huss книга вышла в свет.

«Я люблю такой театр!» можно назвать своеобразной энциклопедией с подзаголовком «Театр Митницкого», так как в ней собраны важнейшие мировоззренческие интервью мастера, его размышления о проблемах современного театра, режиссерской профессии, об окружающей действительности, взаимодействии искусства и жизни, их взаимопроникновении и непростом сосуществовании.

Интервью и эссе о театре датированы разными годами, что дает ощущение временного масштаба, есть и год 1996-й,  и совсем свежие беседы с журналистами, но все мысли, возникшие у Эдуарда Марковича по поводу спектаклей, работ своих учеников, театрального образования, создания и успешной деятельности своего детища — Театра драмы и комедии, объединены одной идеей — достойным следованием своей дорогой к Храму.

Митницкий сделал в театре столько важного, основополагающего и знакового, что по его творчеству можно делать соответствующие выводы, определять тенденции развития и становления театра как художественного явления, приходить к обобщениям. Это относится к его сценическим произведениям, но и по литературному слову режиссера можно составить картину «театральных будней последних лет в контексте политической и социальной жизни общества». И пусть Э. М. Митницкий скромно замечает, что в его представлении картина эта «неполная», смею утверждать, что в этих характеристиках театра, времени, эпохи явно ощутим срез культуры, ясны ее тенденции, определены пути поисков.

Эдуард Митницкий — создатель Театра-Дома. Многие хотят построить театр именно такого содержания, не всем удается, а Митницкий сумел! Скорее всего потому, что сделал театр предметом своей жизни, потому что ясно видит свое творческое задание, осознает художественную миссию. У Эдуарда Марковича  реалистический взгляд на действительность, но при всем своем прагматизме он — лиричный мечтатель. В его сценических произведениях всегда можно найти борьбу противоречий реальности с гармонией бытия. Спектакли Митницкого отличаются мудростью в обращении к драматургии, масштабом режиссерского мышления, глубиной психологической разработки характеров, напряженной сдержанностью формы и метафоричным богатством содержания.

Несмотря на перипетии жизненного пути, особенности театрального существования, Эдуард Митницкий привык все делать с «улыбкой на устах». Держать удары судьбы ему помогает надежда на то, что усилия принесут «художественные результаты». Ведь, по мнению режиссера, «театр не меняет всех и все сразу. Это скорее некий накопительный вариант. Он непременно скажется, повлияет — через дальнейшую жизнь. Через время отзовется в новых поколениях. Но без театра общество закрепляет свою пещерность, без театра — как без школы, университета... Остаться в зале наедине (а зрители наедине с тем, что происходит на сцене) — с большими чувствами и мыслями — интеллектуальная инъекция. Жизнь с ее проблемами вторгается в отношение человека к искусству: искусство — некий свет в конце тоннеля!»

Выступавшие на презентации желали Эдуарду Марковичу вдохновения для новых книг. Их появление ожидаемо, потому что у Митницкого есть энергия, неизбывный интерес к жизни, к творчеству, к созиданию. Несмотря на «тонны» высказанного, у него припасено еще много оригинальных и неожиданных мыслей для диалога с Современником, диалога с Театром, диалога с Миром.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать