«Дикция» виртуозов

В Колонном зале им. Н. Лысенко состоялся концерт серии «Пять вечеров Вадима Руденко с Национальным симфоническим».
Он не просто один из самых ярких современных пианистов. Его сценическое обаяние, истинная культура чуткого музыканта, которая ставит его головокружительную виртуозность на службу художественному замыслу, очаровывает слушателей. Вадим Руденко — настоящая звезда. Он комфортно чувствует себя на сцене (музыкант — лауреат шести наиболее престижных международных конкурсов, имеет колоссальный опыт публичных выступлений). График его концертов по всему миру известен на несколько лет вперед... В. Руденко — ученик таких прославленных педагогов, как: Артоболевская, Суханова и Башкирова. Пианист удостоился лестных сравнений с Гилельсом, Рахманиновым и Рубинштейном, но Руденко слишком самобытен, чтобы его можно было с кем-нибудь сравнить. Одно из преимуществ этого пианиста — обширный репертуар, состоящий из лучших и сложнейших образцов фортепьянной музыки мира. Только за последний сезон Вадим Руденко исполнил в Киеве четыре фортепьянных концерта, причем с той удивительной внешней легкостью, за которую так любят его поклонники, которую может себе позволить только искусный мастер.
Программы запредельной сложности В. Руденко исполняет с присущими ему естественностью и непринужденным изяществом, самый придирчивый слушатель вряд ли сможет обнаружить хоть мельчайшую погрешность в безупречной игре пианиста. Прекрасный вкус в сочетании со стройностью формы и изысканностью деталей, как обычно, производит фурор на концертах. В. Руденко обожает не только публика, но и пресса всего мира, которая награждает его восторженными эпитетами и самыми красочными характеристиками.
В нынешнем концерте прозвучали два фортепьянных концерта — ля-мажорный Моцарта и до-минорный Бетховена. Эти произведения входят в число самых любимых исполнителями и публикой, художественно и технически идеальных шедевров мирового фортепьянного репертуара. Манера игры В. Руденко лишена ханжеского академизма. Музыканту удалось привнести в эту вдвойне классическую программу настоящий драйв. Его харизматичная индивидуальность, поэтичная и дерзкая одновременно, темперамент и интеллект вызывают восхищение слушателей. Программа концерта соответствовала актуальным культурным событиям: как известно, в этом году празднуется 250-летний юбилей Моцарта. В. Руденко заставил несколько сотен людей благоговейно слушать в течение почти двух часов... Ведь у Моцарта в такой будоражащей близости соседствуют отчаяние и боль с безудержной радостью, а Бетховен с его тембральным великолепием и яркой драматургией неумолимо приковывал внимание публики.
У В. Руденко есть то, без чего классическая музыка утрачивает свою прелесть — ясность, совершенство формы, гармоничное сочетание всех деталей, владение материалом, которое позволяло ему прямо на сцене гибко сосуществовать в ансамбле с оркестром. Этому способствовала и его пианистическая, если можно так сказать, дикция. Национальный симфонический оркестр Украины под руководством Владимира Сиренко комфортно чувствует себя в музыке самых разных стилей. Этот коллектив достойно справляется не только с оркестровыми произведениями, но и с аккомпанементом — особой формой работы, требующей недюжинного мастерства. Уважение вызывает добросовестная подготовка оркестра, о которой свидетельствовали виртуозные партии, качественно сыгранные солистами оркестра.
Взволнованные поклонники всех возрастов гроздьями свисали с балконов и битком наполняли партер. Некоторую их часть составляли юные пианисты, очарованные Вадимом Руденко за период мастер-классов, которые он уже не первый год проводит в рамках Международной летней музыкальной академии, проходящей в КГВМУ им. Р.М. Глиэра. В зале не было ни одного свободного места... Невольно задумываешься: зачем в наш век суперсовременных стереосистем, воспроизводящих аудиозапись со всеми ее эффектами и стопроцентной достоверностью, мы продолжаем ходить в концертные залы? Ради того живого тепла, той энергетики, которую дарит человек, обращающийся со сцены.
Выпуск газеты №:
№41, (2006)Section
Культура