Перейти к основному содержанию

«Дирижер — это все знать, все слышать, все уметь. А уже потом «размахивать руками»

6 декабря в Большом зале НМАУ состоится вечер, посвященный памяти выдающегося маэстро ХХ века Стефана Турчака
05 декабря, 16:45
МАСШТАБ ТАЛАНТА И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТЕФАНА ТУРЧАКА ПОРАЖАЕТ: СИМФОНИЧЕСКИЙ, ОПЕРНЫЙ, БАЛЕТНЫЙ, ХОРОВОЙ ДИРИЖЕР, ПЕДАГОГ, СПЕЦИАЛИСТ ПРАКТИЧЕСКИ ПО ВСЕМ МУЗЫКАЛЬНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ — ОТ ВОКАЛА (САМ ИМЕЛ КРАСИВЫЙ ТЕНОР) И ИГРЫ НА ОРКЕСТРОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ДО ОПЕРНОЙ РЕЖИССУРЫ И МЕНЕДЖМЕНТА / ФОТОИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ КНИГИ В. РОЖКА «СТЕФАН ТУРЧАК»

В этом году ему исполнились бы 75, но 25 лет назад жизнь Стефана Васильевича оборвалась. В памяти современников его искусство оставило «впечатление парения над земным», а портретный образ запомнился как «солнечный маэстро». Чтобы сохранить эту память для следующих поколений, необходимы стремления и усилия тех, кто находился рядом, кто сопереживал и разделял творческие и жизненные позиции мастера и кто, в конечном итоге, просто любил его. Вот такое самое первое впечатление возникает после прочтения книги «Стефан Турчак». Ее автор — ректор Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского, доктор искусствоведения, профессор, народный артист Украины, член-корреспондент Национальной академии искусств Украины, Владимир Рожок на протяжении двух десятилетий собирал все, что касается фигуры выдающегося маэстро! Эта книга стала обобщением его предыдущих исследований — «Стефан Турчак. Дирижер. Художник. Гражданин», «Солнечный маэстро», докторской диссертации, многих других работ. Для сохранения Памяти и ради продолжения традиций украинской дирижерской школы В. Рожок инициировал и положил начало еще 20 лет назад Международному конкурсу дирижеров имени Стефана Турчака.

Автору книги посчастливилось более десятилетия общаться и шесть лет сотрудничать со Стефаном Васильевичем в ведущем музыкальном театре Украины, наблюдать репетиции, быть свидетелем почти всех его представлений, концертов. Это содружество продолжалось не столько ввиду должностных обязанностей В. Рожка в качестве заместителя директора театра и заместителя министра культуры а, в первую очередь, из-за большого уважения к творчеству выдающегося музыканта, восхищения им как мастером и личностью. Совершенное знание репертуара, творческой манеры и стиля дирижера, тонкое ощущение его как музыканта, гражданина, человека и умение образно и убедительно донести это до читателя, придает повествованию черты яркого хроникального жизнеописания с авторскими комментариями. Такое впечатление дополняют сотни фотографий: фактически каждая страница сопровождается фотодокументальным «подтверждением».

Благодаря этому и огромному массиву первоисточников — архивов Стефана Турчака и самого автора, Львовской национальной музыкальной академии имени Н. Лысенко, Национальной оперы Украины и т.  д., аудиозаписей бесед, интервью, воспоминаний и едва ли не всей отечественной и зарубежной хроники и рецензий относительно деятельности дирижера, дополненных публицистическими трудами, высказываниями самого маэстро, — раскрывается фигура Стефана Турчака как действительно уникальное явление в украинской культуре ХХ века и вместе с тем как уникальная человеческая личность.

Ведь Стефан Турчак был одним из тех, благодаря кому украинская музыкальная культура, в приметный для нее период 1960—1980 годов, вплеталась в многоголосую мировую партитуру. Украинский маэстро занял достойное место на дирижерском олимпе рядом с такими мэтрами, как Герберт фон Караян, Леонард Бернастайн, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Константин Симеонов, Геннадий Рождественский; ведь своим искусством он озвучивал основные признаки национальной духовной культуры, ее особенное — романтическое — мировосприятие; ведь его многочисленные гастроли в бывшем СССР и во многих странах мира помечали на художественной карте присутствие музыкальной Украины; ведь благодаря искусству Стефана Турчака музыкальная сцена Украины стала одним из тех центров, куда стремились попасть солисты с мировым именем: Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Давид и Игорь Ойстрахи, Гаспар Кассадо, Йоко Сато, украинские звезды сцены; ведь дирижер заботился о том, чтобы украинская музыка звучала наряду с шедеврами мировой классики.

«Стефан Турчак был одним из тех, благодаря кому украинская музыкальная культура, в приметный для нее период 1960—1980 годов, вплеталась в многоголосую мировую партитуру. Благодаря его искусству музыкальная сцена Украины стала одним из тех центров, куда стремились попасть солисты с мировым именем: Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Давид и Игорь Ойстрахи, Гаспар Кассадо, Йоко Сато, украинские звезды сцены; ведь дирижер заботился о том, чтобы украинская музыка звучала наряду с шедеврами мировой классики»

Произведения украинских композиторов Турчак включал почти во все свои гастрольные выступления. На одной из страниц книги есть примечательный эпизод, свидетельствующий о его решительности и настойчивости: для первой презентации украинской сценической культуры на Международном оперном фестивале в немецком городе Висбадене он выбрал неизвестную для местных меломанов оперу «Тарас Бульба» Николая Лысенко. Успех ее превзошел все ожидания: «Мы гордимся, что показали на европейской сцене произведение украинской классики, произведение могучей художественной силы и романтичной героики — «Тараса Бульбу», который прошел с триумфом», — не скрывая гордость, «отчитывался» Турчак. После успеха в Германии география знакомства с украинской музыкой значительно расширилась.

Маэстро был первым интерпретатором многих современных украинских симфоний, опер и балетов. Именно чрезмерное внимание Турчака к произведениям молодых композиторов, как считали некоторые влиятельные «старшие» коллеги, стоило ему отлучения на четыре года от театра. Следовательно, «благодаря» этому симфоническая культура Украины пополнилась тогда блестящими программами, в которых, рядом с Малером, Бетховеном, Берлиозом, Вагнером, Шостаковичем, Прокофьевым, звучала музыка Лятошинского, Ревуцкого, Людкевича, молодых тогда Губаренко, Скорика, Сильвестрова, Станковича. Впоследствии маэстро «разрешили» вернуться в театр, которому он служил до своего последнего вздоха.

Автору книги удалось передать собственное впечатление и тех, кому посчастливилось почувствовать магическое искусство маэстро, глубину его эмоций и мощную энергетику («каждый нерв моей души был наполнен звуками»), безукоризненный вкус и умение, как говорил сам Турчак, «брать аудиторию в плен» и показать совершенное знание мировой музыкальной литературы и его беспрестанное стремление к художественному совершенству.

Раскрытый на страницах книги масштаб таланта и творческой деятельности Стефана Турчака поражает: симфонический, оперный, балетный, хоровой дирижер, педагог, специалист практически во всех музыкальных специальностях — от вокала (сам имел красивый тенор) и игры на оркестровых инструментах до оперной режиссуры и менеджмента — в современном понимании этой профессии: ведь ему удалось собрать звездный круг композиторов и актеров, певцов и режиссеров, хормейстеров и художников, оркестровых исполнителей и мастеров балета, среди которых Владимир Скляренко, Дмитрий Смолич, Ирина Молостова, Федор Нирод, Мария Литвиненко-Вольгемут, Зоя Гайдай, Борис Гмыря, Елизавета Чавдар, Евгения Мирошниченко, Анатолий Соловьяненко, Гизела Ципола, Дмитрий Гнатюк, Татьяна Таякина, Анатолий Шекера, Валерий Ковтун и много других славных мастеров. Именно как менеджер Стефан Турчак отстаивал мнение о том, что «для развития современной оперы нужен экспериментальный театр, где бы композитор смог увидеть и услышать свое произведение».

В книге В. Рожка раскрылась еще одна сторона таланта С. Турчака — чрезвычайно чувствительного и вдумчивого музыкального аналитика: комментарии и наблюдения дирижера поражают глубиной и прозорливостью. Не первым ли, например, отметил он симфонизм, эпичность и «оперность» (высказывание Стефана Васильевича) балета «Ольга» Евгения Станковича. Насколько важна и сегодня потребность в тех «виртуозах-педагогах» (его же определение), которые умели бы «поставить» голос, или его размышления о дирижерской профессии! Эпиграфом относительно последнего может стать меткое определение Турчака: «Дирижер — это все знать, все слышать, все уметь. А уже потом «размахивать руками».

Книга Владимира Ивановича Рожка дает возможность задуматься над многими вещами. Скажем, над умением распознать и поддержать талант своего ребенка, над важностью школьного окружения (возникает даже ностальгия за прошлыми хоровыми традициями школы, вниманием к детской художественной самодеятельности!), над ответственностью педагогов, которые не только учат, но и способствуют в профессиональном продвижении. Стефану Турчаку, как показал автор, повезло: он имел в детстве и чуткую семью, и творческое окружение, и профессиональную школу в лице выдающихся музыкантов — Станислава Людкевича, Анатолия Кос-Анатольского, Адама Солтиса, Романа Симовича и своего профессора-наставника Николая Колессы, который лично способствовал творческой карьере любимого ученика. Именно благодаря его ходатайствам, еще студентом консерватории, Стефан Турчак стал дирижером Львовского оперного театра, а по окончании учебы — вторым дирижером главного симфонического оркестра Украины, получая опыт у самого маэстро Натана Рахлина, которого считал своим большим учителем. Надежда и помощь Николая Колессы полностью оправдались: в 26 лет Стефан Турчак возглавил оркестр как главный дирижер, а в 29 — ведущий музыкальный театр страны — Киевскую оперу!  

Автор книги свидетельствует и о существовании в бывшем СССР де-факто, но не де-юре львовской и киевской дирижерских школ, представителем и лидером которых был Стефан Турчак. При этом В. Рожок прослеживает их генетические корни, уходящие, соответственно, в пражскую, венскую, петербуржскую и лейпцигскую школы. И приводит мнение Арнольда Шенберга о том, что дирижеров много, но только единицы из них становятся олицетворением национального дирижерского искусства, синтезируя достижения предшественников и проторяя путь в будущее. Как показывает автор книги, именно таким олицетворением отечественного дирижерского искусства, которое увидели и высоко оценили мировые музыкальные круги, и является Стефан Турчак.

Важно и то, что деятельность маэстро раскрывается как неотъемлемая составляющая всей музыкально-театральной жизни Украины 1960—1980-х. Ее яркие страницы — знаковые произведения и спектакли, связанные прежде всего с именем Турчака и с национальной культурой, — побуждают читателя сравнивать с художественным настоящим, задуматься над тем, что мешает сегодня зазвучать во весь голос украинской музыке в пространстве отечественной и мировой культур. В этом тоже заключается весомая культурологическая ценность книги Владимира Рожка «Стефан Турчак», которую напечатало киевское издательство «Лыбидь».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать