Перейти к основному содержанию

Дмитрий ОСТАПЕНКО: «Репертуар филармонии сформирован на год вперед. Приходите — будет интересно...»

01 ноября, 19:20

Те, кому небезразлична украинская культура, хорошо знают Дмитрия Ивановича Остапенко. Завоевав авторитет как концертный исполнитель (домра) и дирижер оркестра народных инструментов, проявив себя как педагог и ученый (автор более 60 научных, методических, публицистических, критических работ и монографий), Дмитрий Остапенко всегда брал активное участие в общественной и политической жизни Украины, занимался административной деятельностью на посту руководителя нескольких заметных творческих коллективов. На его творческом «счету» — проекты по реконструкции и капитальному ремонту памятников культуры: Национальной филармонии и Дворца «Украина».

Остапенко возглавлял оргкомитеты Международных конкурсов им. Н. Лысенко, юных пианистов памяти В. Горовица и др. Он занимал посты директора Харьковского академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко, министра культуры, директора Национальной филармонии, которой он руководил в течение 1992—1995 годов, а с 1999 г. снова работает на этом посту.

— Где бы я не работал — везде искал себя: что-то находил, что- то терял, — сознался Дмитрий Иванович. — Жизнь музыканта более результативна, когда он выходит на сцену. До 80-х годов я совмещал исполнительскую и административную деятельность. Меньше всего я занимался преподавательской деятельность (с 1995 г. Д. Остапенко преподает в Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского). Хорошо, когда педагог является действующим исполнителем, хотя не всегда это приводит к позитивным результатам: иногда студенты пытаются скопировать педагога, а задание педагога — воспитать самостоятельного исполнителя, научить мыслить и работать; передать опыт, ощущение формы, стиля, эпохи...

«РУЛЕВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Отдельный отрезок творческой биографии юбиляра — пребывание на посту министра культуры. По словам Дмитрия Остапенко, прежде всего он уделял внимание созданию законодательной базы культуры: работал над законами о кинематографии, о музеях и музейном деле, о библиотеках, участвовал в разработке документов относительно создания Академии искусств Украины.

— Мы пытались сохранить сеть учреждений культуры и искусства, — утверждает Д. Остапенко. — Хотели заставить органы местного самоуправления обратить внимание на культуру, чтобы прекратить процесс хищения имущества учреждений культуры. Эта работа сложная и не очень почетная. Ее не видно с Банковой, но она очень нужна. Так в свое время мы внедрили контрактную форму отношений в учреждениях культуры и искусств, театрально-зрелищных учреждениях. Этот документ проработал два года, потом был ликвидирован... Но я и до сих пор считаю, что не может театр или филармония, или другое художественное учреждение содержать пожизненно культурных деятелей, увольнение которых в связи с потерей формы не имеет ни одного законодательного механизма. Получается так, что коллективы стареют, а молодежь устроиться на работу не может. Поэтому лучшие стали выезжать за границу или переходить в иные сферы деятельности. А так не должно быть! Вообще. Работать с творческими людьми очень сложно. Иногда нужно быть дипломатом или психологом...

— Дмитрий Иванович, какая сейчас политика в филармонии касательно баланса между отечественными и зарубежными звездами, между народным и академическим исполнительством?

— Стараемся удерживать баланс. Мы должны смелей интегрироваться в европейское культурное пространство, привлекать лучших исполнителей к выступлениям на сцене филармонии. Делаем совместные проекты с посольствами и культурными центрами разных стран, мы привлекаем их исполнителей, работающих с нашим оркестром, с украинскими артистами. Стараемся расширять свою палитру представительства от славянской до европейской школы. В частности, очень активно работает Симфонический оркестр филармонии и Киевский камерный оркестр (только в прошлом году были организованы гастроли во многих странах мира).

Мы работаем на перспективу: репертуар филармонии сформирован на год вперед. Среди наиболее резонансных концертов, ожидающихся в этом сезоне — выступления Кшиштофа Пендерецкого, графа Муржи и других. В программе филармонии — как признанные мастера (например, украинец Олег Крыса, представляющий США; Ангел Станков из Болгарии и наш музыкант Вадим Борисов), так и молодые талантливые исполнители (у нас есть соответствующее подразделение, занимающееся открытием новых имен). В нашем зале проводится много конкурсов, фестивалей. Например, на сцене филармонии еще мальчиком выступал Четуев, а сейчас он является одним из ведущих пианистов в Европе. Каждый год у нас есть собственный «Симфонический абонемент», в концертах будет представлена украинская и зарубежная школы.

— Некоторые эпизоды вашей биографии связаны с ЦК Компартии Украины.

— Эта организация влияла на жизнь всех, — уверяет Дмитрий Иванович. — До 1991 года Министерство культуры обслуживало средствами искусства идеологию Коммунистической партии. Теперь у Минкульта новые задачи, а именно — создать надлежащую законодательную базу для деятельности творческих учреждений. Многие документы, разработанные нами за время моего пребывания на посту министра культуры и искусства, действуют и сегодня.

В 1991 году я освободился от КПУ, но в то же время оказался на улице. Но, благодаря поддержке друзей, быстро нашел себе работу. Год заведовал отделом культуры Института научных инноваций Украинского отделения Международного центра научной культуры «Всемирная лаборатория», а в 1992-м впервые занял должность генерального директора и художественного руководителя Национальной филармонии Украины. Все это время со мной была моя семья: жена Светлана, хормейстер по образованию (впоследствии она стала главным библиографом Национальной парламентской библиотеки), и двое сыновей — Тарас и Андрей. Младший стал музыкантом — он один из ведущих гитаристов Украины, инициатор Международного гитарного фестиваля.

Стоит отметить, что по инициативе Дмитрия Ивановича были созданы новые художественные коллективы, выступающие как в Украине, так и за ее рубежами: симфонический оркестр, квартет баянистов, квартет гитаристов, инструментальный ансамбль «Джерело», в концертном исполнении поставлены несколько опер. Десять лет тому назад уютный старинный дом филармонии был отремонтирован по инициативе руководства; в это же время был создан Симфонический оркестр Национальной филармонии.

ЛИДЕР-«СКОРПИОН»

— Я родился на печи, — смеется юбиляр, — мама пошла к колодцу, принесла два ведра воды наверх и родила меня... Сколько себя помню, мечтал о музыке. Еще до школы на свадьбах на бубне играл. Потом пошел учиться в музыкальную школу, находящуюся в райцентре за 25 км от дома. Прозанимался три недели, и вот пришла в нашу семью беда — умер отец. Я был самым младшим, шестым ребенком...

— По-видимому, месяц ноябрь, в котором вы родились, повлиял на ваш характер, на волю к лидерству?

— Быть лидером — удел «скорпионов». Даже иногда с преувеличением своих возможностей. Мне, например, было около 30 лет, когда я возглавил Харьковский академический театр оперы и балета (был самым младшим директором в СССР).

Думаю, что каждый человек стремится самореализоваться. А что привело к лидерству таких людей как я, родившихся в глухом селе, где до 60-х годов не было даже радиоточки? Жили при свете каганца... И, конечно, человек в том состоянии стремился вырваться куда-то в мир, увидеть больше. А в те времена у селян паспортов не было. Вообразите: я — студент первого курса музучилища, а жил без паспорта. А чтобы его получить, нужна была справка из села, что они не возражают. И чтобы выдать мне эту бумажку, меня вызвали на заседание правления колхоза и сельского совета. Председатель сельсовета настаивает, что в селе нужны трактористы, а не музыканты. Можете представить мое состояние? На защиту встал председатель колхоза, сказав, что я закончу музучилище и вернусь, чтобы стать завклубом...

— Дмитрий Иванович, как будете отмечать юбилей? (3 ноября генеральному директору Национальной филармонии Украины исполняется 60 лет. — Авт. )

— Никаких публичных мероприятий устраивать специально не хочу. Буду на рабочем месте, потому что работать в филармонии для меня — это самый лучший праздник. Юбилей, как правило, время что-то подытожить в жизни, но, думаю, еще рано ставить точку, и я еще поработаю. Есть много интересных задумок, которые мечтаю воплотить в жизнь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать