До глубин добрались единицы
III Международный конкурс молодых пианистов памяти великого музыканта современности Владимира Горовица: восторги и разочарования![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990513/484-7-1_0.jpg)
За время своего существования конкурс претерпел ряд изменений: с каждым годом растет количество стран- участниц, конкурсанты становятся старше (самыми взрослыми на первом конкурсе были 20-летние, в этот раз — 29-летние). Соответственно растут и требования к ним: из 227 желающих было выбрано 87 участников. Как это часто бывает, приехать смогли не все, и к соревнованиям приступило 79 пианистов в трех возрастных группах.
«Нетитулованных» участников на конкурсе Горовица практически не было: каждый являлся лауреатом или дипломантом нескольких международных смотров. Но, как известно, конкурс конкурсу рознь. И профессиональная подготовка иных претендентов, особенно, кстати, из стран дальнего зарубежья оставляла желать лучшего. Но все они отмечали высокий рейтинг украинского форума.
Теперь немного об этапах конкурса. Участникам было предложено пройти три тура состязаний. Первый включал баховский мини-цикл (прелюдия и фуга), классическую (Гайдн, Моцарт, Бетховен) сонату, виртуозный этюд. Конечно, этот «джентльменский» набор играют все без исключения пианисты, это, как говорится, исполнительский минимум профессионального музыканта. То есть практически каждый более-менее подготовленный студент училища, десятилетки и консерватории может без особой длительной подготовки выучить произведения к первому туру. Однако именно он оказался сложным для многих исполнителей. Почему? Наверное потому, что кроме технически оснащенного аппарата пианиста, эта музыка (как, впрочем, и любая другая, но классическая особенно) требует чего-то еще, а именно — огромного интеллектуального напряжения. Вот тут-то и камень преткновения. Пальцы бегают у всех (без этого отборочного тура не пройти!), а вот мыслительно-интеллектуальная сторона у многих оказалась менее развитой. То ли этому не учат, то ли этому вообще научить нельзя. И если в романтической музыке можно прикрыться эмоциями, то в классической этого сделать практически невозможно. Поэтому из числа конкурсантов «выпало» так много технически подготовленных ребят.
Во втором, менее регламентированном туре, конкурсанты могли более широко и полно проявить свою индивидуальность. Здесь раскрылись исполнительские возможности многих конкурсантов. Да так, что жюри оказалось в трудном положении. Тогда в игру вступили баллы — именно те, которые отбираются за технические погрешности в исполнении.
На третьем туре все участники выступали с оркестром. И практически каждый был достоин звания лауреата. Особенно напряженной была борьба в средней группе — на три призовых места претендовало девять участников. Впрочем, жюри нашло поистине соломоново решение — третью премию решено было разделить между четырьмя (!) участниками, что редко встречается в мировой практике.
Не менее острой была конкуренция в старшей группе. Но и там никто обделен не был — вторая премия была разделена между тремя конкурсантами, которые были ее достойны.
На конкурсе было что и кого послушать. Причем начиная прямо с первого дня первого тура, где публика была просто ошеломлена совсем «недетским» звучанием сонаты Бетховена в исполнении самой юной участницы — Анастасии Франчук из Казахстана, которая стала одним из открытий конкурса Горовица. Впрочем, удержать успех юной пианистке удалось лишь частично, она — лауреат третьей премии. Кстати, о стабильности. Редко кому удавалось без сучка и задоринки пройти испытания всех трех туров. На это были способны лишь музыканты, имеющие солидный опыт концертных выступлений. Среди них Александр Гаврилюк и Алексей Емцов — в средней группе, Сейко Цукамото — в старшей. Многие действительно яркие исполнители выступали менее ровно, оставаясь в памяти лидерами отдельных туров, но, увы, не вошедшие в число призеров. Среди таких несостоявшихся лауреатов был исполнитель из Москвы Александр Орлоцки, ставший одним из любимцев публики, блестяще отыгравший программу второго тура. По своему дарованию и подготовке он вполне мог сразиться и за первое место в старшей группе, но (пусть это будет наука всем!) текст конкурсных сочинений все же лучше выучить или повторить заранее, чтобы не жалеть затем об утраченных возможностях.
Пользовался зрительской любовью и один из четырех обладателей третьей премии в средней группе пианист из Беларуси Даниил Шлеенков. Его игра, не всегда безупречная в техническом плане и бесспорная в смысле художественном, обладала особой магической притягательной силой — ты сидишь, слушаешь, не со всем соглашаешься, а оторваться не можешь. Это — как вихрь, как стихия. Недаром исполнитель был удостоен награды «за артистизм». Среди новых «звезд» хочется отметить многих, но прежде всего крымчанина Эльмара Гасанова, сразившего публику кристальной чистотой звука, одесситку Марину Радюшину, органично сочетающую эмоциональный порыв и интеллигентность, даже камерность звучания.
Конкурс как таковой прежде всего направлен на выявление у его участников бойцовских качеств, и последние, как мы могли уже убедиться, вполне ими обладают. Но вот общая тенденция в конкурсном исполнительстве такова, что максимальное внимание уделяется внешней стороне исполнения и минимальное — внутренней. Скольжением по верхнему смысловому слою была отмечена игра многих музыкантов, до глубин же доходили единицы. Кстати, и конкурсный репертуар в вариабельной его части также подбирался «под состязание» — преобладала музыка, способная произвести здесь и сейчас максимальный эффект на публику и жюри. Наверное, этого не избежать, но хотелось бы, чтобы конкурс памяти Горовица расширялся не только вширь, но и вглубь...
И, наконец, о победителях. Среди младших участников ею стала юная одесситка Ирина Арбатская. Она «шла» по турам достаточно ровно, но особенно выделилась своей артистичностью и детской непосредственностью на заключительном этапе. Хотя нельзя сказать, что упреки в преобладании внешнего над внутренним не относились бы и к игре Иры. Впрочем, детям, как самым маленьким конкурсантам, можно многое простить, даже некоторые погрешности в пианизме — ведь они еще только учатся, и поощрить то, что дается от Бога — художественное чутье и артистизм. Однако хотелось бы отметить также игру соперницы Иры, донецкой пианистки Дины Писаренко, обладательницы второй премии, прекрасная профессиональная подготовка которой позволяет сочетать внешнюю эффектность с глубиной прочтения авторского замысла музыки.
Лауреат первой премии (средняя группа) в представлении не нуждается — Александр Гаврилюк имеет опыт побед на конкурсе Горовица. Он воспитанник замечательного харьковского педагога Виктора Макарова, ныне со своими пятью учениками работающего в Австралии. Как заметила член жюри Дина Иоффе из Израиля, за эти два года Александр из талантливого ребенка превратился в зрелого музыканта.
Впервые за историю конкурса была вручена высшая награда в старшей группе (в прошлый раз ею не был отмечен никто). Ее обладателем стал киевский пианист Алексей Гринюк. Его игра, как и всякое яркое и неординарное явление, притягивает слушателей, хотя я лично не отношу себя к поклонникам его таланта. Но музыканту лишь 21 год, так что времени для творческого роста достаточно.
Условия конкурса предполагают концертные поездки участников по городам Украины, Европы и Америки. Игру победителей услышат теперь не только киевляне, но и жители многих городов во многих странах. А в Киеве они выступят еще раз в июне на «Киевских летних музыкальных вечерах» и осенью на фестивале «Киев Музик Фест». Сам конкурс прощается с украинской столицей на неопределенное время. Отныне, как сказал директор форума Юрий Зильберман, из- за финансовых трудностей конкурс планируется проводить с более длительным временным интервалом. А, впрочем, с нами остается музыка.
Выпуск газеты №:
№84, (1999)Section
Культура