Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Он до сих пор живет в театре!»

После пятилетнего перерыва международный конкурс дирижеров имени Стефана Турчака наконец состоится, — председатель жюри Евгений Станкович
28 ноября, 10:54
СТЕФАН ТУРЧАК

Позади месяцы подготовки, переписки с соучредителями и хождения по властным кабинетам в поисках финансирования. В этом году на Третьем международном конкурсе дирижеров им. Стефана Турчака соревнуются 20 участников из 12 стран (к сожалению, не доехал конкурсант из Сингапура), проходят прослушивания I тура, где обязательной к исполнению является увертюра к опере «Свободный стрелок» Карла Марии Вебера, а далее — одно из произведений на выбор жюри: увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, увертюра «Эгмонт» Людвига ван Бетховена или увертюра к опере «Сила судьбы» Джузеппе Верди.

Жюри Конкурса им. Стефана Турчака возглавляет выдающийся украинский композитор Евгений Станкович. Маэстро поделился мыслями по поводу самого конкурса и его значения для музыкальной культуры Украины.


ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

— К большому счастью любителей музыки, международный конкурс дирижеров имени выдающегося дирижера Стефана Турчака наконец все же состоится, несмотря на то, что в течение долгого периода его проведение было невозможным в связи со сложной общественно-политической ситуацией в нашем государстве. Это единственный международный конкурс симфонических дирижеров в Украине, — напомнил Е. Станкович. — Турчак за свою короткую жизнь вписал очень яркие страницы в музыкальную культуру мира. Бесспорно, это выдающаяся фигура в киевской дирижерской школе. Он наследовал лучшие украинские традиции Николая Колессы, у которого учился во Львовской консерватории, а также гениальных киевских мастеров Натана Рахлина, Константина Симеонова, Вениамина Тольбы и других — я боюсь кого-то не назвать! В 24 года Стефан Турчак стал за пульт Государственного симфонического оркестра Украины, его чрезвычайно уважали как дирижера и музыканта. Потом ему предложить стать главным в Киевской опере, и это ознаменовало, так сказать, пик его дирижерской карьеры. Он поднял нашу оперу, как современную, так и классическую, на чрезвычайно высокий уровень.

Я знаю, что его приглашали работать в Большой театр в Москве, предлагали создать Королевский театр в Испании... Стефан Васильевич  был звездой самобытной, ни на кого не похожей, со своим виденьем музыкального мира. Настоящий дирижер раскрывается где-то после 50-ти, а он 50-летним уже, к сожалению, ушел, из жизни... Турчак имел задатки великого музыканта, который сделал неоценимый вклад в школу дирижирования. Он до сих пор живет в театре!

Так получилось, что с легкой руки Стефана Турчака я попал в театр. Он был инициатором написания моих балетов. Все работы, которые я исполнял для театра, — были для него! Поскольку у нас с ним были хорошие отношения — как приятельские, сугубо человеческие, так и музыкально-профессиональные, это, очевидно, стало определяющим для Владимира Рожка (ректора Национальной музыкальной академии Украины), который основал этот конкурс, пригласить меня председателем жюри.

— Сейчас конкурс обрел международный статус...

— Национальный конкурс не только ограничен «географией» участников, он привлекает меньше внимания со стороны музыкантов. Когда конкурс стал международным, то в нем начали принимать участие многие иностранцы. Я помню второй конкурс. На него приехало очень много одаренных людей. Это своеобразный стимул. Немало международных конкурсов, таких как, например, известный конкурс Герберта фон Караяна, стали стартовой площадкой для талантливых дирижеров. К лауреатам таких конкурсов — совершенно другое отношение. Это престижно, особенно для музыкантов, которые только начинают карьеру.

— А кого из лауреатов разных лет вы бы выделили как наиболее успешно реализованных в профессии?

— Знаете, практически все, кто принимал участие в нашем конкурсе, потом подтвердили его решение в других престижных соревнованиях. Например, Виктория Жадько, победительница Первого национального конкурса (1994), стала потом лауреатом еще шести авторитетных международных конкурсов! Виктор Плоскина, лауреат первой премии Второго национального конкурса им. С. Турчака (1998) — теперь главный дирижер Белорусской национальной оперы в Минске. Микица Евтич, сербский ученик Аллина Власенко, лауреат Первого международного конкурса имени Турчака (2006), сейчас — главный дирижер в театре города Нови Сад у себя на родине. Кстати, в этом году он является одним из членов жюри.

В 2013 ГОДУ «МАРШРУТ №1» (ЖУРНАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ «ДНЯ») БЫЛ  ПОЛНОСТЬЮ ПОСВЯЩЕН «ОПЕРЕ». ОДИН ИЗ РАЗДЕЛОВ РАССКАЗЫВАЛ О ВЫДАЮЩЕМСЯ МАЭСТРО СТЕФАНЕ ТУРЧАКЕ. СЕЙЧАС ЭТО УЖЕ РАРИТЕТНОЕ ИЗДАНИЕ...

Видите, дирижирование — сложная профессия, где все зависит как от музыкальных, так и от организаторских способностей человека. Поэтому я думаю, что все те, кто стали лауреатами, заслуживают уважения и внимания.

— Чего ожидаете от этого конкурса?

— Сейчас ситуация в стране достаточно сложная, и если бы не это, то к нам прибыли бы конкуренты из большего количества стран. Ведь есть очень сильные школы, например, прибалтийская, другие европейские школы, российская всегда считалась одной из лучших в мире. Весьма интенсивно нынче развивается музыкальное искусство в США.

К оперно-симфоническому искусству в мире сейчас есть интерес, но, к сожалению, не в нашей стране. И нужно учитывать то, что до последнего момента существовала неопределенность относительно проведения конкурса вообще. Это же не любительская акция, и нужно было знать, даст государство деньги или нет. Решался вопрос об обеспечении призовых мест нормальным призовым фондом, так как это тоже определяет уровень конкурса, ведь идет речь о конкурсе имени выдающегося дирижера.

Сейчас музыкальная культура активно развивается, в ней появляются новые люди, у которых другая ментальность, которые много знают, и я ожидаю, что конкурс сделает существенный шаг вперед по сравнению с предыдущими. Видите, Земля круглая, и даже если порой делаешь шаг назад — все равно ступаешь вперед. Отмечу, что не все скрипачи, которые заняли определенные места в конкурсах, скажем, имени Паганини, становятся потом очень известными. А оперное и симфоническое дирижирование — это вообще синтетический, специфический жанр. Надеюсь, что мы откроем новые имена, а нынешних победителей назовем 1 декабря.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать