Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Довженко и Полтавщина

Некоторые архивные материалы о творческом становлении выдающегося кинорежиссера
07 сентября, 19:23
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ОСТАВИЛ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ СЛЕД В КИНЕМАТОГРАФЕ И ЛИТЕРАТУРЕ. ОН ПОДАРИЛ НАМ ПРЕКРАСНЫЕ ФИЛЬМЫ И ГЛУБОКИЕ ПО СВОЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ФОТО С САЙТА MYDIM.UA

Жизнь и творчество выдающегося украинского кинорежиссера и писателя Александра Петровича Довженко тесно связаны с Полтавщиной. Основатель Сосницкого краеведческого музея, профессор Ю. Виноградский установил генеалогию казацкого рода Довженко с середины XVIII века (старейшим из известных предков Довженко был казак Карп Довженко, который в середине XVIII века переселился с Полтавщины в поселок Сосница на Черниговщине).

Довженко родился 10 сентября 1894 г. в многодетной селянской семье в поселке Сосница Черниговской области. Здесь он получил начальное образование, а в 1914 году окончил Глуховский учительский институт. Преподавал в Житомире физику, природоведение, географию, историю, гимнастику. Вскоре он переезжает в Киев, где работает и учится на экономическом факультете Киевского коммерческого института.

Побывал Александр Петрович и в рядах армии УНР. В августе 1919-го был арестован чекистами «как враг рабоче-крестьянского правительства» и выслан на три месяца в концлагерь. В 1921—1923 гг. находится на дипломатической работе — сначала в Варшаве, а затем в Берлине. В 1923-м его исключают из партии, как он сам объяснял, потому что просто не успел перерегистрироваться из партии боротьбистов в коммунистическую партию. Однако до конца жизни он так и остался беспартийным.

Вернувшись в Украину, Довженко поселяется в Харькове, работает иллюстратором газеты «Вісти ВУЦВК». В 1924 г. иллюстрирует книгу Остапа Вишни «Літературні усмішки». На протяжении всей жизни Довженко дружил с О. Вишней, ходатайствовал об освобождении репрессированного писателя из ссылки.

Работа иллюстратором газеты не удовлетворяла А. Довженко. «...Я не знал куда деваться, — почти с отчаянием заявляет Довженко, — но чувствовал, что так дальше жить нельзя. В это приблизительно время я сблизился с украинской киноорганизацией ВУФКУ. Я делал для ВУФКУ плакаты, часто туда заходил» (Б. Берест, «О.Довженко»). В конечном итоге, он, отложив кисти, взялся за написание киносценария детской сказки. Получив ее, главный редактор Одесской студии Ю.   Яновский беспощадно раскритиковал автора. Но это не остановило А.     Довженко.

Осенью 1925 года он пишет новый сценарий фильма «Вася-реформатор» комедийного жанра. В 1926-м режиссер Одесской киностудии Ф. Лопатинский начал снимать «Васю-реформатора». «Работа не клеилась... директор фабрики (киностудии. — А. Ч.) Павел Нечеса приказал, чтобы усилить творческий состав группы «Васи-реформатора» — вызвать из Харькова и прикрепить на все время съемок автора сценария А. Довженко» (А. Швачко, «Спогади про незабутнє»). Это был последний толчок для выезда Довженко в Одессу. «Таким образом, — писал в автобиографии Довженко, — на 31 году жизни мне пришлось снова начинать жизнь и учебу по-новому». В это время на кинофабрике в Одессе рождалось новое, действительно массовое искусство — кино. Здесь работали такие творцы, как Л.  Курбас, А. Бучма, М. Терещенко, молодые энергичные писатели М. Семенко, Ю. Яновский, М. Бажан, художник и архитектор В. Кричевский, актеры И. Гирняк, П. Масоха, С. Шагайда и другие.

Павел Нечеса дал возможность Довженко попробовать свои силы не только в роли сценариста, но и режиссера» (Р. Свято «Довженко і ми були молодими і більше геніїв від нас не було»).

Вызванный в Одессу Довженко не смог помочь «Васе-реформатору», потому что Рона (немецкий оператор), которому поручили режиссуру фильма, не допустил сценариста к какому-либо вмешательству в режиссуру, Александр Петрович пишет новый сценарий «Ягодки-любви». Это был трюковый фильм с необыкновенными приключениями парикмахера Жана Ковбасюка. Павел Нечеса предложил Довженко самому снять фильм. «Сумка дипкурьера» имела огромный успех. Фильм вышел на экраны Украины в марте 1927     г. Мыкола Бажан тогда же написал: «Сумка дипкурьера» свидетельствовала о том, что украинское кино приобрело в лице А. Довженко настоящего творца». (С. Змієвський, «У рулонах не плівка — то кілометри моїх нервів»). Так Павел Нечеса дал шанс Довженко стать кинорежиссером. Он и позже курировал А. Довженко. В 1935 году при содействии Нечесы — директора Киевской киностудии, Довженко позволили создать режиссерскую лабораторию.

В тот же счастливый для А. Довженко 1927 год он взялся экранизировать сценарий «Звенигоры». Его авторами были М. Йогансен и Ю. Тютюннык, бывший генерал-хорунжий армии УНР. Довженко, как большой патриот Украины, фиксировал в своих фильмах всю поэзию родной страны, ее несравненные пейзажи и ее народ. При создании фильмов он прислушивался к советам известных художников, которые помогали ему выбрать самые поэтические места и найти лучшие точки для их фиксации. Во время съемок «Звенигоры» Довженко пригласил к сотрудничеству известного живописца и архитектора В. Кричевского, который с 1925 г. работал на Одесской кинофабрике архитектором-декоратором и научным консультантом.

Именно Кричевский ввел Довженко в круг полтавских украинских ученых — музейных деятелей, археологов, этнографов. В Краеведческом музее в Полтаве встретился и познакомился с профессором-археологом М. Рудинским, который проводил этнографические опыты и археологические раскопки в селе Яреськи. Это был древнейший человеческий поселок, жители которого сохранили еще чистый неиспорченный язык, древние архаичные обычаи и старый образ жизни, их этнографические типы также были типичные, чисто украинские. Довженко сразу полюбил это село настолько, что решил делать свою «Звенигору» именно здесь.

Это село стало для него поистине благословенным. Вдохновляли режиссера на творчество не только непревзойденные пейзажи, но и искренность яреськовчан, дружба и теплые взаимоотношения с ними. Штабом украинской кинематографии назвал он это село. И не удивительно, что в «Звенигоре», да и в «Земле», «Щорсе» и частично в «Иване» он снимал яреськовских селян в массовках.

Знаменитый эпизод «Земли» — девушка на фоне цветущих подсолнухов — известен во всем мире. Снималась в нем тогда еще молодая яреськовчанка Мария Мацюця. В 1928 году фильм «Звенигора» вышел на экраны. Один из тогдашних руководителей государственного кинематографа С. Эйзенштейн после просмотра фильма так оценил режиссера: «Среди нас новый человек кино, мастер своего жанра.... человек, который создал новое в области кино. Настоящий человек» (С. Змиевский). Это был лучший фильм Одесской кинофабрики.

Полтавская журналистка Г. Волкова встречалась с яреськовчанами, которые общались с А. Довженко, были участниками съемок в его фильмах. Она утверждает, что идея фильма «Земля» зародилась у режиссера именно в Яреськах: «Отсняв материал для «Звенигоры», Довженко собирался выехать из Яресек, как здесь к Корсуням (семья, где квартировал режиссер) прибежала заплаканная родственница: «Куркулі вбили нашого Василя! За що? За те, що переорав куркульську межу», — причитала женщина, которой Василий приходился племянником. «Вот вам и тема», — задумчиво сказал режиссер.

Две недели понадобилось Довженко, чтобы написать сценарий будущего фильма. А через год... он приступил к съемкам своей эпохальной картины. Даже имя — Василий не стал изменять». Здесь, в Яреськах, в самом сердце Украины, Довженко снимал свою «Землю» — «до самозречення, з пристрастю художника-живописця. Окремі живописні кадри в кінокартині доводять до справжнього потрясіння своєю щирістю й неповторністю: зоряне поле під високим захмареним небом, зігріта сонцем нива, яблука, щедро вмиті теплим дощем, соняхи......»). Это был последний из немых фильмов Довженко.

Создавая этот шедевр, кинорежиссер не мог предусмотреть трагедию, которая постигла Яреськи через 2—3 года после завершения съемок ленты, когда в результате голодомора в селе погибло  800 человек. Иллюзии Довженко относительно соцперестройки жизни в украинском селе были трагически обманчивыми. В Яреськах Александр Петрович провел частично съемки первого своего звукового фильма «Иван», о строительстве Днепрогэса, и фильма «Щорс».

Олесь Гончар писал: «Всю жизнь А. Довженко вынужден был «віднерповуватись» от режима: за гениальную «Звенигору» должен был платить антиукраинским «Арсеналом», за мудрую «Землю» — выдавленным «Щорсом», за бунт «Украина в огне» — казенным «Мичуриным».

Довженко на всю жизнь полюбил Полтавщину, всем сердцем прикипел к селу Яреськи, которые стали для него настоящей родиной духа, ведь с тех пор он нигде больше не чувствовал такого вдохновения. Начиная с 1927-го и на протяжении 10 лет Александр Петрович каждый год приезжал в Яреськи.

Гончар писал: «Майстер величного образу, він писав по-гоголівські, сміливим і розмашистим пензлем, художні образи його яскравіють нам як добрі плоди, як червонобокі яблука, світять з екрана незвично і вражаючи».

Полтавщину А. Довженко знал не только по селу Яреськи. Шишаки, Великий Перевоз, Великая Багачка, Кременчуг часто вспоминаются в выступлениях, произведениях, дневнике художника. В Великой Багачке снимались эпизоды к фильму «Щорс», именно в этом селе режиссер слушал думы и песни прославленного кобзаря Ф. Кушнерика.

Летом 1956 года, собираясь снимать «Поэму о море» Довженко приезжает в Кременчуг. В дневнике он записал, что в районе Грядижска проезжал села с чудесными хатками, двориками, садиками и грушами посреди двора «как раз такими, как нам нужны для фильма». На второй день поехал в Табурище осматривать строительство дамбы и в город Новогеоргиевск, «который идет под воду».

В 1950-х, лишенный возможности снимать фильмы, Александр Петрович взялся за перо, выступал с лекциями, разрабатывал архитектурные проекты, вынашивал идею строительства нового села, в архитектонике которого объединились бы народные традиции и достижения признанных деятелей искусств. В 1954-м Довженко записал в дневнике: « Вечером перед сном рассказал своему новому соседу идею создания в Киеве под непосредственным шефством правительства небольшой группы художников-монументалистов, архитекторов, резчиков и керамистов для того, чтобы выбрать село, скажем, Опишню, и заблаговременно договорившись с колхозниками, перестроить его за несколько лет так, чтобы оно стало образцовым центром внимания всех строителей, колхозников, туристов, искусствоведов».

Мечта Довженко осуществилась — в 1986 году в Опишне был основан Музей гончарства, а в 2001 году — он приобрел статус Национального музея-заповедника украинского гончарства.

В 2013 году в Опишне был открыт Музей художественной семьи Кричевских.

Александр Петрович поддерживал дружественные связи с полтавчанами. В Москве он встретился и подружился с Иваном Козловским. Знаменитый полтавчанин, артист эстрады Юрий Тимошенко называл Довженко своим «крестным отцом». Прежде всего потому, что Тарапунька — это псевдоним, предложенный режиссером нашему земляку.

Как утверждают старожилы, на сегодняшний день село Яреськи почти не изменилось. На улицах можно встретить как коренного селянина, так и режиссеров, актеров, художников. Они здесь дачи купили. Еще немного — и село, глядишь, снова станет центром людей искусства. Возле сельсовета — памятник А. П. Довженко и его герою Василию. Это первый постамент киноперсонажу в мире! Был еще фруктовый сад Довженко, но его уже выкорчевали. А вот усадьба, где он когда-то квартировал, превратилась в цветник: вместо картофеля на огороде — ирисы, в саду   — цветы, калина и цветущие кусты...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать