Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дух эллинской культуры

На выставке «Отголоски греческой античности» в Национальном музее украинского народного декоративного искусства представлены изделия конца XIX — начала XX века
25 апреля, 10:35

Этими декоративно— керамическими изделиями украшали черепичные крыши домов. Они собраны с разных уголков материковой Греции и греческих островов. Это так называемые антефиксы (или лобовая черепица), имеющие свою интересную историю.

КРАСИВОЕ И ПОЛЕЗНОЕ

Известно, что антефиксы использовались еще во времена Древней Греции — ими украшали крыши античных храмов, что придавало им торжественный вид. Кроме того, они имели еще одно важное назначение — отгонять злых духов. Но  антефиксы были не только красивыми, но имели и чисто практическое применение. Они рассекали струи воды, стекавшие с крыши  во время дождя, защищали от попадания под черепицу птиц и змей, а также удерживали ее во время сильного ветра.

Возрождение антефиксового дизайна в конце ХІХ века связано с обретением Грецией независимости от османского ига, которое совпало во времени с развитием неоклассицизма в Европе. В этот период антефиксы были особенно популярны во всех уголках страны, а майстри-керамисты развили их производство до чрезвычайно высокого художественного уровня.

«ДУШИ» ИСЧЕЗНУВШИХ ДОМОВ

На выставке  «Отголоски греческой античности» представлены 40 экспонатов из частной коллекции греческого архитектора Василиоса Цитуроса,  которые относятся к периоду архитектурной неоклассики 1880—1910 годов. Это только часть его собрания, в которое входят более 1000 удивительных антефиксов, выполненных в форме пальметт разных видов. Среди образцов лобовой черепицы есть пальметты с изысканным изображением цветов, а также с антропоморфными масками по центру — ликами древнегреческих богов Гермеса, Гефеста, Посейдона, Афины и других мифологических персонажей.

— Эта коллекция действительно уникальна. Ведь самих зданий, которые  когда-то украшали эти антефиксы, уже, к сожалению, не существует. Поэтому мы называем их душами не сохранившихся домов, ,  — отметил один из организаторов украинско-греческого проека Гиоргос КАЛОКЕНТИС, председатель Ассоциации «Ольвия Полис».

Организаторы проекта также рассказали, что антефиксы занимают важное место не только в частных коллекциях, но и в крупнейших государственных архивах документов, фотографий и рисунков (например, Музей Бенаки). А мраморные архитектурные части неоклассических зданий охраняются как Министерством культуры и спорта Греции,  так и частными коллекционерами. Одним из них является Василиос Цитурос, который с особой заботой и любовью смог собрать прекрасную коллекцию антефиксов.

«Всех коллекционеров можно разделить на два типа — тех, для кого важен момент обладания вещами, и тех, кто собирает вещи для того, чтобы исследовать их. Я отношусь ко второму типу»,  — признается греческий архитектор.  Василиос Цитурос  изучал архитектуру Греции начиная с античности и до периода классицизма. А сейчас работает в области реставрации и сохранения неоклассического архитектурного наследия, а также открывает новые возможности, касающиеся связи традиционного искусства и робототехники.

СВЯЗЬ НА ГЕНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Этот выставочный проект позволяет не только больше узнать о Греции и ее удивительной архитектуре, но и вспомнить о родстве культур Украины и Греции и еще раз задуматься над необходимостью сохранения отечественного архитектурного наследия.

— Культуры Украины и Греции не отделимы друг от друга. Ведь еще в VII веке до нашей эры началась греческая колонизация Северного Причерноморья. На территории Украины есть остатки многих античных городов-государств. Поэтому греческая культура присутствует в украинской культуре на генетическом уровне,  — подчеркнула генеральный директор Национального музея украинского народного декоративного искусства и куратор выставки Людмила СТРОКОВА.

Такое же мнение выразил и руководитель Ассоциации «Ольвия Полис»:

«Связи между нашими странами начались 600—800 лет до нашей эры и продолжают развиваться по сей день.

«В Киеве я встречаю следы греческой архитектуры. Начиная с  колонны на Майдане Независимости, которая отражает греческий стиль, и заканчивая зданием филармонии. А Колокольня Киево-Печерской лавры   — единственное здание в мире, имеющее сразу три греческих стиля — ионический, дорический, коринфский»,  — поделился впечатлениями господин Гиоргос Калокентис.

Следует также отметить, что греческого гостя, уже 15 лет приезжающего в Украину, больше всего  поразило то, что в Киеве сохранена старая часть города в отличие от Афин, где, по его словам, заботятся о сохранении только отдельных памятников, а все остальное строят модерное.

Выставка «Отголоски греческой античности» будет работать до 5 мая.

Фотоиллюстрации предоставлены Национальным музеем украинского народного декоративного искусства

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать