Дух эллинской культуры
На выставке «Отголоски греческой античности» в Национальном музее украинского народного декоративного искусства представлены изделия конца XIX — начала XX векаЭтими декоративно— керамическими изделиями украшали черепичные крыши домов. Они собраны с разных уголков материковой Греции и греческих островов. Это так называемые антефиксы (или лобовая черепица), имеющие свою интересную историю.
КРАСИВОЕ И ПОЛЕЗНОЕ
Известно, что антефиксы использовались еще во времена Древней Греции — ими украшали крыши античных храмов, что придавало им торжественный вид. Кроме того, они имели еще одно важное назначение — отгонять злых духов. Но антефиксы были не только красивыми, но имели и чисто практическое применение. Они рассекали струи воды, стекавшие с крыши во время дождя, защищали от попадания под черепицу птиц и змей, а также удерживали ее во время сильного ветра.
Возрождение антефиксового дизайна в конце ХІХ века связано с обретением Грецией независимости от османского ига, которое совпало во времени с развитием неоклассицизма в Европе. В этот период антефиксы были особенно популярны во всех уголках страны, а майстри-керамисты развили их производство до чрезвычайно высокого художественного уровня.
«ДУШИ» ИСЧЕЗНУВШИХ ДОМОВ
На выставке «Отголоски греческой античности» представлены 40 экспонатов из частной коллекции греческого архитектора Василиоса Цитуроса, которые относятся к периоду архитектурной неоклассики 1880—1910 годов. Это только часть его собрания, в которое входят более 1000 удивительных антефиксов, выполненных в форме пальметт разных видов. Среди образцов лобовой черепицы есть пальметты с изысканным изображением цветов, а также с антропоморфными масками по центру — ликами древнегреческих богов Гермеса, Гефеста, Посейдона, Афины и других мифологических персонажей.
— Эта коллекция действительно уникальна. Ведь самих зданий, которые когда-то украшали эти антефиксы, уже, к сожалению, не существует. Поэтому мы называем их душами не сохранившихся домов, , — отметил один из организаторов украинско-греческого проека Гиоргос КАЛОКЕНТИС, председатель Ассоциации «Ольвия Полис».
Организаторы проекта также рассказали, что антефиксы занимают важное место не только в частных коллекциях, но и в крупнейших государственных архивах документов, фотографий и рисунков (например, Музей Бенаки). А мраморные архитектурные части неоклассических зданий охраняются как Министерством культуры и спорта Греции, так и частными коллекционерами. Одним из них является Василиос Цитурос, который с особой заботой и любовью смог собрать прекрасную коллекцию антефиксов.
«Всех коллекционеров можно разделить на два типа — тех, для кого важен момент обладания вещами, и тех, кто собирает вещи для того, чтобы исследовать их. Я отношусь ко второму типу», — признается греческий архитектор. Василиос Цитурос изучал архитектуру Греции начиная с античности и до периода классицизма. А сейчас работает в области реставрации и сохранения неоклассического архитектурного наследия, а также открывает новые возможности, касающиеся связи традиционного искусства и робототехники.
СВЯЗЬ НА ГЕНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Этот выставочный проект позволяет не только больше узнать о Греции и ее удивительной архитектуре, но и вспомнить о родстве культур Украины и Греции и еще раз задуматься над необходимостью сохранения отечественного архитектурного наследия.
— Культуры Украины и Греции не отделимы друг от друга. Ведь еще в VII веке до нашей эры началась греческая колонизация Северного Причерноморья. На территории Украины есть остатки многих античных городов-государств. Поэтому греческая культура присутствует в украинской культуре на генетическом уровне, — подчеркнула генеральный директор Национального музея украинского народного декоративного искусства и куратор выставки Людмила СТРОКОВА.
Такое же мнение выразил и руководитель Ассоциации «Ольвия Полис»:
«Связи между нашими странами начались 600—800 лет до нашей эры и продолжают развиваться по сей день.
«В Киеве я встречаю следы греческой архитектуры. Начиная с колонны на Майдане Независимости, которая отражает греческий стиль, и заканчивая зданием филармонии. А Колокольня Киево-Печерской лавры — единственное здание в мире, имеющее сразу три греческих стиля — ионический, дорический, коринфский», — поделился впечатлениями господин Гиоргос Калокентис.
Следует также отметить, что греческого гостя, уже 15 лет приезжающего в Украину, больше всего поразило то, что в Киеве сохранена старая часть города в отличие от Афин, где, по его словам, заботятся о сохранении только отдельных памятников, а все остальное строят модерное.
Выставка «Отголоски греческой античности» будет работать до 5 мая.
Фотоиллюстрации предоставлены Национальным музеем украинского народного декоративного искусства
Выпуск газеты №:
№76, (2019)Section
Культура