Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Дух свободы в наших генах»

Композитор Евгений Станкович — о музыке, жизни и войне
22 мая, 11:07
23 МАЯ В КИЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ТЕАТРЕ ОПЕРЫ И БАЛЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА СОСТОИТСЯ ПРЕМЬЕРА БАЛЕТА «МАЙСКАЯ НОЧЬ» ЕВГЕНИЯ СТАНКОВИЧА, СОЗДАННАЯ ПО МОТИВАМ ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ В ПОСТАНОВКЕ ХОРЕОГРАФА ВИКТОРА ГАЧЕНКО / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИТЧАСТЬЮ ТЕАТРА

Недавно состоялся III Международный инструментальный конкурс Евгения Станковича, который подтвердил, что растет прекрасная творческая молодежь, чьи имена очень скоро украсят афиши самых престижных концертных залов не только Украины, но и мира. «День» уже писал о победителях этого творческого соревнования и очаровательной юной киевляне, прекрасной скрипачке Екатерине Ващенко, которая получила Гран-при (см. №70).

Когда слушаешь музыку Евгения Федоровича, то кажется, что маэстро обладает даром провидца, настолько его произведения масштабные, полифонические — это словно музартефакты, где современность объединилась с традициями украинского мелоса, родного края композитора — Закарпатьем, а также это свидетельства о непростой истории нашей страны (через Голодомор, Бабий Яр, Вторую мировую войну, Чернобыльскую трагедию)... Каждая нота — как откровение, и ты понимаешь, что это написано гением, который является нашим современником!

Станкович — коммуникабельный и демократический мужчина. С ним интересно и приятно общаться. У него нет комплексов метра, суперзвезды, чудачеств, которыми достаточно часто страдают творческие люди. Это очень организованный человек, патриот, который переживает за судьбу Украины и уверен, что «дело наше правое»! Мы начали разговор с конкурса, которому маэстро дал свое имя, потом Евгений Федорович немного раскрыл секреты своей композиторской «кухни», не обошли внимание и болезненный вопрос — войну на Востоке, кто в настоящее время друг, а кто враг и другие.

«У МЕНЯ ЕСТЬ ЦЕЛЬ И Я ПОСТЕПЕННО К НЕЙ ИДУ»

— Евгений Федорович, чем отличается этот конкурс от предыдущих и чем запомнится?

— Это был конкурс из конкурсов (соревновались музыканты по четырем разным направлениям: фортепиано, струнные, народные, духовые и ударные инструменты), то есть свое мастерство могли показать дети (младшая и средняя группы — от 8 до 18 лет) и молодежь (старшая группа — от 19 до 32 лет). В этих соревнованиях можно было услышать разнообразный музыкальный спектр. Членами судейских бригад были высококвалифицированные специалисты: Анатолий Баженов, Владимир Колокольников, Андрей Остапенко и другие, которые имеют огромный опыт как музыканты и как педагоги. Меня порадовали все конкурсанты, награды получили действительно лучшие, и дай Бог им дальше расти и радовать нас своим искусством! Если в предыдущих конкурсах лидерами были пианисты, то сейчас — скрипачи. Я слушал и радовался — какая талантливая у нас молодежь (были представители из разных областей Украины). Гран-при получила 12-летняя скрипачка Катя Ващенко — это исключительный талант, и награду она получила за высокое мастерство. Хотя сейчас трудное время и фактически идет война на Востоке, аннексирован Крым, но, по моему мнению, такие художественные мероприятия дают людям утешение для души. А поэтому, несмотря ни на что, конкурсы и фестивали нужно проводить, чтобы люди могли увидеть талантливую молодежь, за которой будущее.

— Еще в 2007 году вы анонсировали написание новой оперы «Страшная месть» по Гоголю (проект знаковый тем, что первичная идея проработки этого сюжета принадлежала вашему учителю Борису Лятошинскому). Произведение было вам заказано руководством Национальной оперы, и когда ждать премьеру?

— Работу мне пришлось прерывать, потому что было много других важных заказов. Из последних — состоялась мировая премьера пьесы «Прикосновение ангела», которую исполнила выдающаяся скрипачка украинского происхождения Соломия Ивахив в Карнеги-Холле (США) вместе с пианистом Менгом Чиех-Лью. В Швейцарии — премьерное исполнение секстета «Миражи» (скрипка, виолончель, кларнет, флейта, фортепиано, ударные) ансамблем «Нью Музик» (один из лучших ансамблей Европы), а пьесу «Фреска Майдана» (скрипка и фортепиано) — в Италии. Фактически я не имел возможности закончить «Страшную месть», да и большого желания быстрее поставить оперу от дирекции театра пока не чувствую. Думаю, что где-то до конца года допишу оперу.

«Страшная месть» — уникальное произведение! Действительно, мечтал написать оперу на гоголевский сюжет Борис Николаевич, но либретто ему забраковали, и пришлось Лятошинскому писать... «Щорса» (такие были времена)... Я задумал написать оперу еще при жизни Стефана Турчака (гениальный был дирижер), Юрий Ильенко написал либретто, но болезнь Стефана Васильевича, разные пертурбации в театре, и поэтому работу все время откладывал. Знаете, многие композиторы брались за это произведение Гоголя (можно вспомнить не только Лятошинского, но и Шостаковича, Щедрина), но повесть как-то не давалась, потому что она на грани между мистикой и притчей. Я считаю, что спешить не нужно, потому что Николай Гоголь требует очень вдумчиво подходить к своим произведениям. У меня есть цель и постепенно я к ней иду.

«НИ ОТ ОДНОГО СВОЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ ОТКАЗЫВАЮСЬ!»

— Как рождается ваша музыка?

— Приходилось работать в разных условиях, и научился не реагировать на внешние раздражители, сосредоточиваясь на собственной музыке. Еще подростком, прочитав письма Петра Чайковского, был поражен высказыванием классика: «Я пишу музыку так, как сапожник шьет обувь. Работаю ежедневно». В этих словах маэстро есть истина творческого процесса. Отсекается надуманное, некая человеческая бравада: о, я творю! И семья ходит на цыпочках... Композиторский труд — очень тяжелая ежедневная работа. Она требует много внутренних и физических сил. Есть такие масштабные произведения, на которые тратится масса энергии. Не секрет, что напряжение отражается на каждом авторе по-своему. Были и у меня нелегкие периоды, когда казалось, что все — это мое последнее произведение. Если полистать все то, что я написал, то всегда стремился к «чистой музыке» — и в камерных, и в больших жанрах. Свое творчество не делю на какие-то периоды, и «эпохальных» произведений в нем не выделяю. Но ни от одного своего произведения не отказываюсь! Я начинал с авангарда (достаточно радикального), много им занимался, и мне это было интересно. Потом этот интерес угас. Сейчас пишу иначе. Горжусь тем, что произведения, которые я написал даже 40 лет назад, звучат и в настоящее время. Радуюсь, что их играют, что получаю предложения от молодых музыкантов писать для них. Значит, я нахожусь в творческом процессе. И, несмотря на годы, не собираюсь останавливаться. У каждого композитора бывают мгновения какого-то прозрения. Например, партитуру «Бабьего Яра» я написал за два месяца, а «Панихиду» — за месяц. Иногда за ночь (в голове) все появляется, и нужно лишь сесть и за несколько дней все записать. Я не жду вдохновения, пишу, когда есть необходимость, и сразу чувствую, как это будет звучать в оркестре.


ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Музыка — это вся моя жизнь! Возраст не позволяет заниматься политикой. Честно скажу, что это мне абсолютно неинтересно, и жалею, что потратил в свое время на это «занятие» немало сил. Теперь, оглядываясь назад, считаю, что лучше бы писал музыку. В будущее смотрю с тревогой и надеждой. Тяжело на душе потому, что идет война, бывшие друзья и даже братья оказались по разные стороны «баррикад», ежедневно гибнут люди (не только военные, но и мирные жители). Я считаю, что война на Востоке искусственная, раздутая кремлевской агитацией и пророссийскими сепаратистами-боевиками, нет объективных причин воевать и давно пора прекратить это кровопролитие. Был бы моложе, наверное, получил бы повестку в военкомат как военнообязанный (был артиллеристом).

— Вы же музыкант, композитор, неужели служили не в Ансамбле песни и танца Вооруженных сил, а в артиллерийской бригаде?

— Я три года прослужил в армии. Забрали с первого курса Львовской консерватории (проучился лишь два месяца). В то время в мире разразился Карибский кризис, и в бывшем СССР все военные кафедры в вузах ликвидировали, потому что ребят призывного возраста (1943—1943 гг.) было мало и в вооруженные силы начали забирать даже тех, у кого уже были дети, и тем, кому исполнилось 27—28 лет. Я попал не в музыкальный взвод, а в артиллерийский. Стал наводчиком 122-х миллиметрового миномета. Поэтому когда сейчас показывают по теленовостям артиллерийские обстрелы на Луганщине и Донетчине, то знаю, насколько это страшно и опасно. Если в позицию или какой-то объект попадет такой снаряд, то выжить почти невозможно! Уже год украинская земля пылает в огне и никакие «минские соглашения», «нормандские форматы» не действуют, а поэтому нужно всем политикам что-то кардинально менять в своих действиях. Потому что иначе этот конфликт затянется надолго. Не знаю, что будет, но почему-то сердце сжимается и есть ощущение, что нас всех ждут еще очень трудные времена. Но я уверен, что Украина выстоит!

Помню 1990-е, когда наша страна стала независимой, жил тогда в Канаде и привез в Киев из диаспоры Гимн «Ще не вмерла України і слава, і воля», сделал музыкальную обработку и с каким подъемом все пели. Майдан показал, что за волю и свою родную землю люди готовы отдать жизнь! У нас испокон веков жили люди разных национальностей, и дух свободы в наших генах. Возможно, это и потому, что географически Украина ближе к миру цивилизованному, либо же наши люди больше осведомлены, что происходит, а поэтому снова вешать на свою шею коммунистическое ярмо наша молодежь, за которой будущее, не даст.

«ПОКА МЫ ВИДИМ НЕ БРАТСКУЮ, А КАКУЮ-ТО ЗВЕРИНУЮ ЛЮБОВЬ»

— После верноподданнического письма Путину об «одобрямс» аннексии Крыма, которое подписали несколько сотен выдающихся деятелей российской культуры, наши страны, словно черту, подвели после почти 361-летнего «добровольного воссоединения» Украины с Россией. Вы общаетесь со своими российскими коллегами?

— Общаюсь, но как и раньше не могу себя назвать «тусовочным» человеком. Музыка требует сосредоточенности, и тратить время на просто «общение» не люблю. Недавно в Киев приезжал известный дирижер Федор Глущенко из Москвы.

С 1973-го на протяжении 15 лет он работал в Государственном симфоническом оркестре Украины (в настоящее время Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины. — Т. П.): сначала как второй, а затем — главный дирижер. Он неоднократно принимал участие в фестивалях в Одессе, Львове, Киеве, много гастролирует по миру. В настоящее время, когда немало музыкантов отменяют свои выступления, Глущенко к нам не побоялся приехать. Мы общались после концерта, который прошел с огромным успехом, но у меня сложилось впечатление, что Федор Иванович немного растерян. Одно он видел и слышал по российскому ТВ и совсем другое здесь, в Киеве. Знаете, мои знакомые уже в возрасте и они не совсем понимают, что же на самом деле происходит, почему люди вышли на Майдан, почему украинцы не хотят идти назад в СССР, почему на востоке воюют против «русского мира», который прется на нашу землю, и почему мечтают жить свободно по европейским ценностям... Мне кажется, что кремлевская пропаганда наделала очень много вреда, и даже интеллигентные, толерантные россияне иногда не могут разделить, где ложь, а где правда. Да и наши политологи все время что-то анализируют, пугают людей масштабной войной. На мой взгляд, нужно меньше говорить, а действовать (каждый на своем месте). СМИ объективно информировать, давать людям конкретные советы как действовать, например, при артобстреле, где ближайшее бомбоубежище, что туда брать из продуктов и вещей, как оказать первую помощь раненым. Нас не нужно агитировать. Большинство украинцев очень патриотичны, а информация — большая сила! Но то, что сделало российское ТВ, — позор! И сейчас мы пожинаем эти «плоды» — двух стран-соседок рассорили, а так называемый «брат», как агрессор, не должен себя вести. Пока мы видим не братскую, а какую-то звериную любовь. Для меня и друзей действия Кремля — огромная неожиданность, и кроме как русским матом об этом не скажешь. Но я верю, что Украина преодолеет все трудности, и Бог нам поможет, потому что сейчас кровью завоевывается независимость нашей страны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать