Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Думать, фантазировать и удивлять

Оксана Дмитриева — лучший режиссер-кукольник Украины 2018 года
13 июня, 18:28

Внешне главный режиссер Харьковского театра кукол им. В. Афанасьева похожа на... балерину — худощавая, стройная, стильная. А профиль Оксаны Дмитриевой немного напоминает о ее греческом происхождении. В разговоре она вдохновляется, и тогда — только успевай записывать мысли, которые движут ее постановками. В Харьковском театре кукол и до Дмитриевой работали хорошие режиссеры, но театр, который она построила в последние годы — уникален! Ее спектакли наполнены фантазией, музыкой, поэзией, оживляют предметы и материю... Это не балаганчик кукольных страстей, а оазис духовности — чем больше театральные коллективы засоряют сцену пьесами на потребу невзыскательного зрителя и безвкусными постановочными приемами, тем больше появляется в его репертуаре произведений высокой классики и ее ярких, образных воплощений. Недавно Оксана Дмитриева получила Премию Леся Курбаса — это безусловный и заслуженный триумф режиссера и ее театра... Кстати, каждая ее постановка вызывает резонанс у зрителей разных возрастов, а критики с восторгом пишут хвалебные рецензии!

ЗАПАДНЯ-ЛАБИРИНТ

— Оксана, сначала расскажи о твоей новой работе — «Гамлете» Шекспира. Не каждый режиссер, в театре кукол и подавно, «замахнется» на подобный проект!

— Я до сих пор не пойму — было это легкомыслием или нахальством. Вероятно, просто сейчас время этой пьесы. Она отзеркаливает то, что происходит сегодня, задает вопросы, на которые пытаемся, но не находим ответа... Люблю классику — там, все, что будет с нами. И все, что уже было.

— «Гамлет»— пьеса-загадка, лакмусовая бумага своего времени, его точная кардиограмма. Что же ты  в ней увидела сегодня?

— История Датского государства изначально трагична. Ведь Гамлет-старший, по сути, эту землю захватил — пусть и добыл ее в честном поединке. Поэтому все, кто управляет этим государством, здесь чужаки. И Гамлет, который много лет не был тут, такой же чужак на этой территории. Ион не готов столкнуться с тем, что здесь происходит: «Прогнило что-то в Датском королевстве»... Приняв миссию отмщения за погибшего отца, он попадает в западню-лабиринт, откуда живым уже не выбраться. Гамлет, решив отомстить убийце, сам невольно становится убийцей, вынужденным научиться владеть механизмами кровавых расправ. Это страшная история, потому что в окружающем его мире нет ни света, ни любви. Призраков становится все больше. Мир болен, это очевидно. Но излечим ли он вообще?

— Оксана, успех своих постановок разделяете с главным художником театра Натальей Денисовой, коллегой и соратником. Помню, Наталья в одном из интервью говорила, что главное в спектакле — это режиссерская концепция, а работа художника ей «аккомпанирует».

— Наталья — фантастический мастер, художник-философ, работать с которым радость и удовольствие. Процесс сочинения спектакля с ней — это невероятное время, когда мы превращаемся в заговорщиков, и уже совершенно неважно, кто кому «аккомпанирует».

— Мастерство, с которым артисты театра кукол преподносят публике  поэтические строки Шекспира, на мой взгляд, недосягаемо сегодня для любого коллектива драматического театра. И не только харьковского.  Могу предположить, что на репетиции ты с актерами работаешь по собственной методике. Какая ты на репетиции?

— Репетиции тоже бывают разные. Иногда все идет гладко, но потом понимаешь, что артисты запутались в корнях замысла, потеряли первичную задачу. Есть моменты, когда я недовольна и бушую. Бываю и ласковой и злой. Разной.

ОЧЕВИДНОЕ И НЕДОСКАЗАННОЕ

— Труппа, на мой взгляд, должна быть благодарна тебе за такие неординарные задания, за взыскательность и творческое вдохновение. Мне твои артисты в «Гамлете» очень нравятся —  Александр Маркин, Татьяна Тумасянц, Вячеслав Гиндин, Геннадий Гуриненко, Елена Грабина, Александр Коваль... Спектакль заставляет задуматься о привычных явлениях, суть которых актеры переосмысливают у нас  на глазах, то оптически приближая, то  отодвигая на глобальный уровень.  Театр кукол становится при этом макетом мира, метафизическим инструментом его постижения. Скажи, а в каких взаимоотношениях ты с традиционным театром кукол? Или полностью перешла на театр анимации?

— Традиционный театр кукол я продолжаю любить, и никогда бы не предпочла ему сугубо актерский театр. Но мы с Натальей Денисовой ставили и чисто кукольные спектакли, такие как «Ежик из тумана» С. Козлова или «Чевенгур» А. Платонова. В спектаклях с активным, живым планом для меня чрезвычайно важно «звучание» куклы. Там, где человек сталкивается с непостижимым, таинственным, обязательно должна появиться кукла. Она подхватывает тему героя и делает очевидным недосказанное.  Например, куклу Гамлета весь спектакль водят другие, как бы сама судьба. И лишь в финале спектакля она оказывается в руках актера, исполняющего Гамлета: происходит соединение души и тела. Это знак готовности человека принять свою судьбу. Гамлет с Лаэртом бьются в финале не вживую, а с помощью  средневековых марионеток. И наверняка это точнее, чем самое эффектное фехтование.

— Оксана, ты в Харькове училась в Университете искусств, а потом каким-то сложным маршрутом сюда вернулась в необычном по нашим временам статусе «заслуженной артистки АР Крым»...

— Ну да, хотя еще раньше был Днепропетровск, актерский курс. А потом — работа в замечательном Симферопольском театре кукол, которым руководил Борис Иванович Азаров. С его легкой руки я и начала ставить спектакли. А в Харькове параллельно училась на театроведческом и режиссерском факультетах. Несколько лет работала в Харьковском кукольном театре как очередной режиссер и только потом стала главным.

— Что же, по-твоему, главное в театральной режиссуре?

— Конечно, возможность сочинять. Это ведь авторская профессия — как у писателя, композитора. У Леся Курбаса есть такое понятие, как «перетворення». Само звучание этого слова колдовское, что-то должно перейти из одного качества в другое. Мне радостно, что сегодня наша команда в такой форме, что мы можем позволить себе сочинять спектакль. Фантазировать, думать — играть. Быть «умным Арлекином».

СПРАВКА «Дня»

Оксана Федоровна Дмитриева родилась  22 августа 1977 года. Как режиссер осуществляла постановки в кукольных театрах Каунаса, Киева, Львова, Полтавы, Хмельницкого, Черкасс, Тернополя и других городов, в учебных театрах специализированных вузов Киева и Харькова. Дмитриева поставила 45 спектаклей, среди которых «Простые истории Антона Чехова» и «Вишневый сад» по произведениям Чехова, «Майская ночь» и «Женитьба» по Гоголю, «Чевенгур» по Платонову, «Казанова» по произведениям Цветаевой и Дж. Казановы, «Король Лир» , «Гамлет» Шекспира, «Мнимый больной» Мольера....

Постановки Оксаны Дмитриевой участвовали в более чем 50 всеукраинских и международных фестивалях, где неоднократно были отмечены высокими наградами. В 2018 стала первым лауреатом заново утвержденной Премии имени Леся Курбаса — престижной театральной награды Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать