Если страна, выбирая между войной и позором, выбирает позор, она получает и войну, и позор.
Уинстон Черчилль, британский государственный деятель

Думы мои...

95-й театральный сезон Театр на Липках открыл спектаклем-коллажем «Сон»
1 октября, 2019 - 10:25
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ НА ЛИПКАХ

Это спектакль по произведениям Тараса Шевченко и о  самом поэте. Но театральное действо началось  еще с  улицы перед театром,  где горели... шины, били в барабаны-бочки, а на балконе,  время от времени,  смеялись Мойри-Вороны, сатир. В  фойе театра, между публикой, ходили души, гетман, казаки.  И ты уже начинал прясть свои воспоминания и о Майдане, и о напряженной ситуации сегодня... Открылся занавес и начался спектакль.

Неожиданно, создавая особое творческое поле, особый театральный язык, особое энергетическое настроение. Все  смешалось, как и в нашей жизни, —  прекрасное и уродливое, деформированное, смешное и возвышенное.  Смешно, весело, клоунадно-фарсово и трагически. Вдруг  наступила тишина. И  вспомнились слова Франко: «Тихий янгол пролетів»... На такой творческой, сердечной аритмии выстроено все действо режиссером Виктором Гиричем. И временами вовсе не замечаешь  отсутствия прямого общения персонажей между собой. Режиссер убедительно выстраивает логику духовного устремления. Понимаем ли мы это, поняли ли это, узнаем ли и познаем  себя? Кто знает, может, мы и научимся после  спектакля ценить себя в себе? Достаточно пятнадцати минут начала спектакля, и начинаешь понимать: «Вот оно — мое, а потому думаешь... что является твоим счастьем сегодня, когда вокруг так много проблем и недоразумений человеческих...  И снова четко осознаешь, что  за окном удивительнейшая панорама Европы — Днепр, склоны, водопады, ели... И опять мысленно возвращаешься  в театр, где светло, где такой иногда  болезненный обмен энергией...» В конце концов — чувство благодарности и любви к творческому коллективу.

В спектакле постоянная игра с цитатами из произведений Тараса Григорьевича и не только словесными, но и пластическими, эмоциональными, символическими... Обыденность серьезного в постановке Виктора Гирича снижается, а то, что казалось шуткой, становится правдивой драмой. И Тарас в спектакле (артист Владимир Захарченко) молод и беззащитен, трагический и сильный... Удивительно согласован актерский ансамбль, который восторженно действует на сцене.

Эта актерская индивидуальность, которая мощно раскрылась в этой работе, их самоотверженность и энергетическая отдача стоят детального описания и анализа.

Настоящий успех — редкая вещь,  а спектакль Театра на Липках «Сон» — настоящая удача коллектива. Сколько сил, души,  истинного нерва, желаний, аллюзий, иллюзий, ассоциаций, надежд соткано режиссером и актерами в мобильном пространстве, созданном художником Михаилом Френкелем.

Анализ Шевченковой мысли, построенный  на выдержках из его «Дневников», поэм «Сон», «Разрытая могила», «Великий льох», «Катерина», из исторических царских указов и циркуляров превратился на сцене в колесо Фортуны, где, как значится в программке, кружат воспоминания «о детских годах Тараса, и встречах с людьми, которые благотворно  повлияли на судьбу поэта. Есть здесь и лукавые персонажи... Украинская история в спектакле появляется призрачным виденьем, фантасмагорией и хочется верить, что эта реальность призвана обнажить свою трагическую сущность».

Спектакль — ритуал памяти Тарасу Григорьевичу, его мыслям, эмоциям, его любви к Украине, его боли за Украину.

Думы мои, думы мои... И вспомнился мне Андрей Мовчан. Это один из героев нашего времени, из Небесной сотни, убитый  20 февраля на Майдане в центре Киева (о Майдане говорится в спектакле и визуально и опосредствовано). Он  погиб от выстрела снайпера  в голову. Андрей  был хорошим человеком,  с постоянным желанием помочь. Он работал в нашем Национальном театре имени И.Франко. На протяжении последних лет мы   работали над созданием моноспектаклей. Андрею было всего 34 года. А сколько погибло и погибает  в наши дни — юных, энергичных, будущих... Вечная им память! Наша сегодняшняя жизнь — это  ад, в котором нет места только одному — безразличию. Ад, в котором все: кровь... и боль, и возмущение, и обостренное чувство справедливости...

«Все це несподiване горе, всi роди принижень i наруги... В цiй широкiй пустелi менi тiсно, я сам, давить  мене самотнiсть!» — так писал Тарас Шевченко. И так кажется на вашем  спектакле, Виктор Сергеевич. А еще в многочасовом одиночестве, когда ищешь точку опоры в тех, кто думал — жил — страдал — мыслил. Вы обратились к произведениям Кобзаря:  «Широкий битий шлях з раю, а в рай вузенька стежечка, та й  та колючим терном поросла»...   вот какая мысль всплывает  в нашем сознании. Какова причинность  народного взрыва на Майдане,  какой чувственной парадигмой вы объединяете с мыслями Кобзаря. «Важко,  важко,  неможливо  заглушити в собi людську гiднiсть, стати навитяжку, слухати команди i рухатися, як бездушна машина». Не это ли?!  «...О милi, непорочнi земляки мої! Якби i  матерiальним  добром ви були такi багатi, як своєю сердечнiстю, ви були б найщасливiшим народом у свiтi! Та ба!.. Земля ваша, як рай, як сад насаджений рукою Бога чоловiколюбця, а ви тiльки трударi в цьому плодючому щедрому  саду. Ви  Лазарi  убогi, що живляться крихтами вiдрозкiшної трапези наших захланних, ненаситних братiй»... Не это ли?!

Думы мои, думы мои... Вспомним землю нашей страны. «Що говорять допитливому  нащадку  цi   темнi  могили  на берегах Днiпра i грандiознi руїни  палацiв  i  замкiв  на  берегах Днiстра? Вони говорять про рабство i свободу. Бiднi,  знесиленi Волинь i Подiлля! Вони охороняли своїх розпиначiв у неприступних замках i розкiшних палатах. А моя  прекрасна,  могутня,  волелюбна Україна туго начинила своїм вольним  i  вражим  трупом  незлiченнi величезнi кургани. Вона своєї слави на поталу не давала, ворога деспота пiд ноги топтала i вiльна, нерозтлiнна помирала». (Т.Г. Шевченко)

Что останется после всего? ? «Забудемо i простимо темних мучителiв наших, як простив милосердний людинолюбець своїх жорстоких розпиначiв. Звернемося до свiтлого  i тихого, як наш український осiннiй вечiр, i запишемо все  побачене i почуте, i все, що серце продиктує». (Т.Шевченко)

Что будем чувствовать мы в преемственности времени, пространстве? Наш великий духовный Пророк думал : «I я вiд глибини душi хвалю мого всемогутнього Творця, що  Вiн  не  допустив,  щоб  страшний досвiд торкнувся своїми залiзними пазурями моїх переконань, моїх дитячих свiтлих вiрувань».

Поистине: «Дякую Тобi,  Всемогутнiй  Боже,  що обдарував ти мене почуттям людини, яка любить i бачить прекрасне, досконале у твоєму нерукотворному нескiнченному твореннi.  Якби  краса  в  усiх  її образах хоча б на половину людства мала свiй благодатний вплив, тодi ми б швидко наближалися до досконалостi i, нарештi, втiлили б собою божественну заповiдь нашого  божественного  Вчителя». (Т.Шевченко)

Какие основы размышлений останутся в личностном эмоциональном мире, в духовном жизненном напряжении после мыслей, которые возмутились в сердце от созерцания Вашего Спектакля, дорогие коллеги, который так болезненно проецируется на всю украинскую историю?

«Не дай спати ходячому,//Серцем замирати//І гнилою колодою//По світу валятись»... — вот такое духовное завещание оставил нам Тарас Григорьевич. Будем достойными его мудрых слов! Объединяйтесь! Ведь мы достойны этого!

Лариса КАДЫРОВА, народная артистка Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ