Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Два дня и две ночи

В Одессе звучала новая музыка в сопровождении литературной классики
10 мая, 19:42
ДИРЕКТОР ФЕСТИВАЛЯ АЛЕКСАНДР ПЕРЕПЕЛИЦА (УКРАИНА) И ПРЕЗИДЕНТ ФЕСТА БЕРХАРД ВУЛЬФ (ГЕРМАНИЯ) ПОДАРИЛИ МЕЛОМАНАМ НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ДВА ДНЯ И ДВЕ НОЧИ В ОДЕССЕ / ФОТО ИЗ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ФЕСТИВАЛЯ

Можно сколько угодно говорить, декларировать, вещать об интеграции Украины в Европу, однако, следуя известной поговорке знаменитого восточного мудреца, «сколько ни произноси «халва», во рту сладко не станет». Форум же новой музыки, начавший свой трудный музыкальный путь 12 лет тому назад, давно стал частью не только европейской, но и мировой музыкальной культуры. 48-часовый музыкальный марафон, придуманный и наполненный идеями украинского композитора Кармеллы Цепколенко, музыканта и, как оказалось, талантливого менеджера Александра Перепелицы и всемирно известного музыканта из Фрайбурга Бернхарда Вульфа, вопреки всем существующим политико-экономическим пассажам, живет полноценной жизнью. Более того, год от года расширяет круг своих почитателей, выставляя на пятачок сцены лучших музыкантов, представляющих все существующие эксперименты в области современной камерной музыки.

«Два дня и две ночи» состоит не только из музыки, традиционно мелодичной и ищущей новые формы музыкальной выразительности. Музыкальный перфоманс сменяет инсталляция, на помощь театрализованной мистерии приходят новшества мультимедийных искусств. Программа всегда наполнена и продумана до мельчайших деталей. Это и привлекает все большее число зрителей и является благодатной почвой для рождения новых творческих идей создателей музыки и исполнителей. За дюжину прошедших лет в фестивале, кроме известнейших композиторов и музыкантов-исполнителей, участвовали киноэкспериментаторы, фотографы, художники, театральные коллективы. Творческий акцент ХII фестиваля делается на соединении музыки и литературного мирового наследия. Это перекликается с первым экспериментом 1995 года, где ставка была сделана на драматические произведения, сочетающие инструментальную музыку, вокал и речитатив. Тем самым первый 12-летний цикл почитаемого миром восточного календаря завершен.

Программу по традиции открывал и закрывал ансамбль перкуссионистов Фрайбургской музыкальной академии. Были исполнены, соответственно: мировая премьера концерта Александра Красотова и ставший уже классикой «Взлет» Расела Пека. Ансамбль этот под неизменным руководством Бернхарда Вульфа постоянно демонстрирует широкие возможности ударных инструментов, их невероятную музыкальность, виртуозное владение полутонами и артистизм. «Портрет» Валентина Сильвестрова приобретал классические черты при помощи поэзии Григория Хорошилова и Романа Кофмана, Велемира Хлебникова и Александра Пушкина. Владимир Рунчак при помощи ансамбля Classic-Modern представил слушателям «Матч из музыки в пяти раундах». В жанре соло-солиссимо виртуозный баянист Роман Юсипей представил музыку гендерных парадоксов из произведений Кармеллы Цепколенко, Аллы Загайкевич, Анны Гаврилец и др.

Рассказывать о музыкальном фестивале — дело неблагодарное, там лучше быть, все видеть и слышать самому. Чтобы передать дружескую, творческую и эмоциональную атмосферу фестиваля, остановлюсь подробно на трех наиболее ярких, по моему мнению, «драмах».

Уже ставшую традиционной «Французскую весну» представлял на «Двух днях и двух ночах» уникальный саксофонист из Франции Пьер-Стефане Меже. Обладая широкой музыкальной культурой, г-н Меже наряду с исполнением классики отдает много времени новой музыке, не чуждаясь театрализованных экспериментов в жанре музыкального театра и в сфере свободной импровизации с танцовщиками и мимами. На этот раз музыкант выступал в жанре соло-солиссимо, исполняя произведения таких разных по стилю и темпераменту композиторов, как Рашид Калимуллин, Лучано Берио, Иван Тараненко, Карлгайнц Штокгаузен и собственную импровизацию. Его удивительная техника, дающая возможность бесконечно тянуть звук, не гнушаясь нюансов, театральная одаренность и бесконечное мужское обаяние безоговорочно покорили зал.

Незабываемые эмоции вызвало театрально-музыкальное произведение Ганса Петера Фрейнера «Ангелок», созданное по мотивам известного рассказа Исаака Бабеля «Иисусов грех», которым открывался «Концерт-сцена-3». Своеобразные «любовные разборки» Аннушки и Сереги интерпретированы Ансамблем новой музыки Цюриха (Швейцария) с таким тонким юмором и так стильно выдержаны, что невольно включаешься в игру с первой минуты. А солисты Доротея Шюрх и Даниель Мутон демонстрируют такие вокальные возможности, что заменяют собой полноценный оперный театр.

Короткометражный фильм «Трамвай №5» представил зрителям «эмигрант из Швейцарии» Гуго Шер. Любовь к Одессе, помноженная на любовь к прекрасной украинке Ирине, побудила его оставить швейцарское умиротворение и поселиться в Одессе, основав там собственную киностудию. «Трамвай №5» — это нетрадиционное кинообъяснение в любви неповторимой Одессе. Безусловно, созданный под впечатлением творчества главной киноодесситки Киры Муратовой, это — совершенно самостоятельный сюрреалистический фильм- признание со своим сюжетом, наполненным чудными образами. Сопровождается фильм музыкой, специально написанной для него Кармеллой Цепколенко, в проникновенном исполнении ансамбля SENZA SFORZANDO во главе с пианистом и арт-директором Александром Перепелицей-младшим. Этот удивительный синтез своеобразного кино и живой музыки может стать достойным украшением специальной программы любого престижного кинофестиваля.

Фестиваль нового искусства, выбравший временем своего проведения весну, и сам, как время года, символизирует зарождение нового — новой жизни, нового восприятия, новой музыки. Он уже давно завоевал почитателей во всех концах света. Он — часть мировой культуры. И поддержка-то ему нужна минимальная. Внимание посольств и культурных центров разных стран обеспечено. Городские и областные чиновники не чураются его. Вот только помещение, в котором он проходит, выкупил, говорят, какой-то банк. А другого места для проведения «Двух дней и двух ночей» в Одессе пока нет...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать