Перейти к основному содержанию

Два килограмма... музыкальной истории

Фонды Киевского архива-музея пополнились документами известного польского дирижера Романа Реваковича
15 октября, 10:11

В Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства Украины (в рамках литературно-музыкального проекта «Творческие встречи в архиве-музее») состоялась творческая встреча с польским дирижером украинского происхождения Романом Реваковичем по случаю основания его личного фонда в нашей столице.

Напомним, почти 30-летняя деятельность Реваковича, прежде всего гастрольная, связана с Украиной. За это время собралось немало материалов о разнообразных польско-украинских проектах: афиши, буклеты, концертные программы, критические отзывы и др. Поэтому киевский архив предложил, а Роман Ревакович согласился, что храниться все должно в одном месте. На данный момент передано более 100 документов весом приблизительно 2 кг. Это — программы концертов мужского хора «Журавли», которым маэстро руководил около 10 лет; буклеты четырех фестивалей «Дни украинской музыки в Варшаве», проекта «Между словом и звуком» при участии украинских стипендиатов программы Gaude Polonia, цикла концертов в Украине, где звучали произведения Витольда Лютославского, Кароля Шимановского, Войцеха Киляра, концертов с Национальным симфоническим оркестром Украины, капеллой «Думка», выступлений на Международном львовском фестивале «Контрасты»...

Естественно, что данные документы представляют не просто личную историю польского дирижера, который мог бы быть украинским дирижером, если бы не исторические события, в частности  «Операция Висла», жертвами которой стали его родители и частично он сам. Эти материалы способны показать часть жизни одного человека как фрагмент новейшей музыкальной польско-украинской истории: становление, динамику, фигуры, маршруты... Когда-то об этом напишут книгу, и, наверное, не одну. А сегодня Роман Ревакович говорит: «В своей работе я всегда пытаюсь акцентировать украинскую культуру на культурной карте мира, в данном случае в соседней Польше, где я родился и где познавал непростое польско-украинское соседство. Рад, что мы дожили до того времени, когда это соседство переросло в тесные европейские взаимоотношения».

После короткого рассказа Романа Реваковича о себе и о том, как он пришел к заинтересованности украинской музыкой, прозвучала в записи сама музыка. Это — произведения или фрагменты произведений, которыми он дирижировал и которые являются в определенной степени знаковыми в его творческой биографии. Сначала прозвучали две песни в исполнении хора «Журавли» — «Засяяло солнце золоте» (слова Сергея Пилипенко, музыка Ивана Недильского) и «Коли ви вмирали» (слова и музыка Романа Купчинского) — запись из концерта во Львове в апреле 1990 года. После них стало понятно, что имел в виду Ревакович, когда рассказывал о значении этого коллектива для поднятия национального духа в Украине еще до официального провозглашения украинской независимости. Далее — «Скарга терену» Юрия Ланюка на стихи Богдана-Игоря Антонича для сопрано и симфонического оркестра, произведения, с которого фактически начался во Львове фестиваль «Контрасты» (запись для компакт-диска в Польше в 1998-м). Наконец, пьеса современного украинского композитора Золтана Алмаши на слова Чеслава Милоша, исполнявшаяся в рамках польско-украинского проекта «Между словом и звуком» (запись с концерта в Варшаве в апреле 2009 г.).

Логическим продолжением музыкальной части стали выступления украинских коллег и друзей Романа Реваковича: композиторов Игоря Щербакова и Александра Шимко, музыковедов Елены Таранченко и Натали Семененко, дирижера Ивана Гамкало. Как оказалось, для каждого из них роль Реваковича в их жизни сводится к открытию чего-то до сих пор не известного, какого-то неизвестного музыкального контекста, а также и самих себя. Очевидно, новая польско-украинская музыкальная история — это, прежде всего, взаимное расширение информационных горизонтов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать