Перейти к основному содержанию

Двери для... творческих возможностей

В Одессе креативные идеи показали молодые мастера на Международном конкурсе-лаборатории
26 октября, 11:55
СПЕКТАКЛЬ «ХОЧУ БЫТЬ ВОЛКОМ» - АННЫ МОТИКА

Отныне безграничное театральное пространство открыто еще для пяти молодых режиссеров, которые выбрали для себя непростой, но интересный путь в области театральной режиссуры. Возможность попробовать свои творческие силы на сцене профессионального театра начинающим была предоставлена в рамках Международного конкурса-лаборатории «Открытые Двери». Эта художественная инициатива существует в Украине с 2012 года, мероприятия Лабораторий уже 17 раз происходили в театрах разных городов страны.

В этом году за проведение Международного конкурса-лаборатории во второй раз взялся Одесский Театр юного зрителя им. Ю. Олеши совместно с продюсерским центром OpenDoors. При поддержке Украинского культурного Фонда и ряда других креативных партнеров они «открыли» дверь в творчество для всех желающих молодых режиссеров. Среди 30 представленных творческих заявок из разных стран Экспертный совет отобрал пять участников. Их проекты показались специалистам интересными и перспективными именно для театров, деятельность которых направлена на детскую, юношескую, молодежную аудитории.

Организуя конкурс молодой режиссуры на своей сцене, Одесский ТЮЗ им. Ю. Олеши, кроме благородной идеи помочь в творческой реализации будущим режиссерам, имеет, как говорится, и свою заинтересованность - найти новые свежие творческие силы для собственного театра.

СПЕКТАКЛЬ «ОХОТА НА СНАРКА» - АНАСТАСИИ ЛАПТИНСКОЙ

- Цель нашей лаборатории - поиск талантливых, креативных, молодых, интересных режиссеров, - отметила директор - художественный руководитель театра Оксана БУРЛАЙ. - Мы ищем новые формы сотворчества, стремимся открывать новые режиссерские имена, и Лаборатория помогает найти их, сделать выбор и реализовать в будущем на нашей сцене их интересные сценические идеи.

Работа в таких художественных лабораториях для участников довольно специфический, но неоценимый опыт. Кроме ощущение творческой свободы, когда никто не влияет на выбор темы и способ сценической реализации, необходима чрезвычайная концентрация и понимание того, что хочешь воплотить. Работа в экстремальных условиях сжатого времени, постановку 30-минутного фрагмента будущего спектакля нужно было осуществить за пять дней, затем - необходимо найти общий язык, поставить точную и выразительную задачу незнакомым до сих пор актерам, суметь их убедить и настроить на работу, мобилизовать все составляющие постановочного процесса - это настоящий вызов самому себе как режиссеру, как главному человеку в процессе создания спектакля. Надо отметить, что 5 участников этой Лаборатории: Богдана Орлеанова (Украина), Анастасия Лаптинская (Беларусь), Анна Мотыка (Украина), Яника Коппел (Эстония), Александр Баркар (Украина), такой бешеный творческий марафон выдержали и оказались достойными сложных задач. Кроме репетиций, которые проходили почти круглосуточно, участники успевали проводить собственные мастер-классы с оригинальной тематикой, общаться с прессой, участвовать в лекциях, творческих встречах, в Круглом столе «Театр для детей и молодежи: проблемы, возможности, актуальность», посещать доклады членов Экспертного совета.

СПЕКТАКЛЬ «КРАСНАЯ КАСКА» - АЛЕКСАНДРА БАРКАРА

Результат творческого соревнования был представлен в заключительный день Лаборатории. На главной сцене Одесского ТЮЗа им. Ю. Олеши для экспертов и зрителей было показано пять 30-минутных эскизов спектаклей. Они были, конечно, разные, но объединяло все работы ощущение умения молодых режиссеров работать с актерами. Было очевидно, что профессиональным, опытным актерам интересно реализовывать новые творческие задачи. В такой поддержке, когда усилия всех объединяются ради успеха спектакля, проявлялась высшая сущность искусства театра.

Обращаясь к различному литературному и драматургическому материалу, участники Лаборатории все же сосредоточены на проблемах и темах, которые волновали бы подростка, ребенка. В постановках преобладала эстетика реалистического театра, хотя не совсем традиционного, а с присутствием подтекстов абсурдности ситуаций, веселой иронии восприятия действительности. Так, в работе Богданы Орлеановой, которая обратилась к пьесе «Как Дэвид Боуи в Одессе жил» Д. Ларионовой, присутствует ощущение фантасмагории жизни наших современников. Колоритные персонажи семьи отмечают семейный праздник просто и незатейливо, а именно, пьют водку, так выражен абсурд подобного существования. Актеры ярко определяют характеры членов семьи, в которой душевная глухота является нормой. Никто никого не слушает и не хочет услышать, каждый - в скорлупе своего одиночества. Режиссер стремится рассмотреть основной конфликт общения, исследовать природу человека, разобраться с ситуацией вечного противостояния - когда мечта сталкивается с реальностью. Наблюдать за борьбой интересно, но результат обычно известен, побеждает реальность! Или, возможно, хоть иногда мечта?

СПЕКТАКЛЬ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» - ЯНИКА КОППЕЛ

Как, например, мечты Маленького принца, они же осуществлялись! Доказать это попыталась Яника Коппел в работе «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. В известном сюжете режиссер стремилась воплотить свою оригинальную идею, что у каждого поколения есть свой Маленький принц, идеалы которого созвучны времени, понятны современникам. Фантазии Маленького принца рассказаны через историю сегодняшних школьников, которые якобы разыгрывают события повести, каждый по своему пониманию, через определенную реалистичную историю доказывая, что в каждом из нас живет герой Экзюпери. Интересным в спектакле становится умение режиссера визуализировать литературный текст оригинальными предметными находками. Так, трансформациями желтых шарфов, которые имели все актеры, создаются неожиданные конфигурации предметов. Таким образом детской аудитории предлагается увидеть бесконечность фантазии, возможности сценических интерпретаций в театре, воплощенных живым, эмоциональным, современным языком.

Очень яркими театральными средствами решила свою работу «Хочу быть волком» Б. Вегенаст Анна Мотыка. Детям свойственно представлять себя кем-то другим, как правило это основной элемент игры - стать другим человеком, надеть другую маску. В спектакле режиссер причудливо реализует идею драматурга «побывать» в шкуре кого-то на примере животных. Ироничная, веселая метафора о природе человека, который в желании быть другим перечеркивает свою собственную, настоящую сущность. Выдержан баланс зрелищности, яркой театральности. Актеры представили своих персонажей - трех поросят и двух баранов со значительной долей юмора, акцентировав на характерных пластических чертах образов. В сказочной истории, как баран хочет стать правителем вместо волка и попробовать побыть в волчьей шкуре и готов к перерождениям, с этим связанным, просматривается тонкий намек на ситуации взрослой жизни. Такие ассоциации возникают как юмористические, но в театре важно предлагать маленьким зрителям в виде игры мудрые мысли, разумные метафоры. Эскиз к этой пьесе обещает стать ярким представлением.

СПЕКТАКЛЬ «КАК ДЭВИД БОУИ В ОДЕССЕ ЖИЛ» - БОГДАНА ОРЛЕАНОВА

Наиболее экспериментальной по форме выглядела работа «Охота на Снарка» Л. Керрола режиссера Анастасии Лаптинской. Загадочную охоту на таинственного персонажа Снарка постановщик решает в виде пластично-музыкального перфоманса. Подробно разработанная пластическая партитура позволяет увлечься неожиданными траекториями движения героя. Пластика здесь передает внутреннее состояние. Интересно работают предметы реквизита, визуальный ряд большого бумажного полотна, которое становится местом для изобразительного самовыражения героя и своеобразной галереей образов постановки. В предложенном сюжете есть много непонятного, и режиссер предлагает воспринимать действо на эмоциональном уровне. Это удается. Мизансцены способствуют пробуждению фантазии, и каждый зритель, наблюдая за странными персонажами и картинками-рисунками, нафантазирует свое, особенное и, возможно, сможет почувствовать эту охоту аллегорией поиска себя и бесполезной погони за счастьем.

Работа конкурсанта Александра Баркара - «Красная каска» К. Климовски - своеобразный парафраз известной сказки. Только здесь современная Красная Шапочка хочет носить Красную каску, быть пожарным и иметь Вовка как воображаемого друга. Опять актуальная тема абсурдности, фантасмагоричности жизни, синдром одиночества, непонимания, конфликт поколений. Режиссер решает «соединить» реальный мир и мир театра. Так, действие происходит в гримерке, где столики зеркала друг напротив друга - места папы и мамы. Папа в костюме Пьеро, мама - в образе Коломбины, это сущность их характеров, так они существуют на сцене. Посередине, в центре этого внутреннего хаоса - их одинокая дочь, которую они хотят понять, но усилия на пути друг к другу такие непростые! Гипертрофированные эмоции, желание жить в вымышленном мире, страх реальности, бегство в детские фантазии - такие современные «болезни» известны многим родителям и детям. Возможно, определенные ответы на эти вызовы и проблемы отношений поколений сможет дать этот спектакль.

Очередной конкурс-лаборатория «Открытые Двери» дал возможность молодым режиссерам представить свои творческие лица, отмеченные яркой индивидуальностью. Конечно, это начало, впереди сложное театральное бытие с преодолениями, поисками, поражениями, метаниями, с определением собственного творческого почерка, эстетических приоритетов, собственной темы в искусстве. Им творить будущий театр, новый, другой, разнообразный в своей палитре. И хотя темы исследований искусства во все времена остаются примерно одинаковыми, отличается подход к их постижению, средства, театральный язык и ракурс взгляда. Уважая традиции, молодые художники должны быть дерзкими и самобытными, оригинальными и непохожими на уже известное. Они должны добывать из своего внутреннего мира что-то необычное, индивидуальное, искреннее и правдивое, выстраданное и взлелеянное в мечтах. И если они смогут сказать свое слово, их откровениями и открытиями обогатится общий прогресс всего театрального искусства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать