Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Джаз – это удовольствие и жизненная необходимость», –

считает польский музыкант Влодек Павлик, трио которого недавно выступало в Украине
05 июля, 00:00

Трио Влодека Павлика, чьи выступления у Алексея Когана в клубе «Динамо-Люкс» и блюз- клубе «Бадди Гай» (об этих концертах «День» информировал своих читателей), наверное, можно назвать самым ярким джазовым событием года, — именно из таких. В прошлом году музыканты представляли Польшу на очень престижных джазовых фестивалях — в Монтре, фестивале JVC в Нью-Йорке, Джаз Северного моря и других. Барабанщик трио — Цезари Конрад признан лучшим в Польше. А пианист Влодек Павлик записывал альбомы с такими известными джазистами как Ренди Брекер, Ричи Коул, Билли Харт...

Киевская публика создала на их выступлениях непринужденную атмосферу малых клубов и музыка соответственно была непринужденной, иногда даже спонтанной. Между прочим, от нашей грамотной публики музыканты были в восторге. Еще бы: многие из присутствующих — профессионалы. Если описать музыку поляков в трех словах — это виртуозность, чувство юмора и огромная свобода и легкость (которая, как известно, дается очень нелегко).

Пан Влодек часто называет себя не джазменом, а просто музыкантом. «Я исполняю джаз, — объясняет он, — но мои знания музыки, музыкальное образование позволяют мне добавлять к тому, что называют джазом, что- то, что выходит далеко за его пределы». В фортепианном стиле Влодека Павлика (как и некоторых других польских пианистов) видят незаурядное влияние музыки Шопена. И все участники трио очень хорошо знают классику, что в общем присуще европейским джазменам, тем более — представителям новой генерации.

В их музыке, очень широкой по своему эмоциональному и динамичному спектру, улавливаешь много знакомого. Например, узнаешь метод подхода к материалу выдающегося пианиста Кейта Джарретта. Причем не стиль, а именно подход. Мне замечает Цезари Конрад: «Влодек более открыт, чем Джарретт. Единственное, что можно считать у них общим, это способ создания музыки — не стихийный, а упорядоченный, продуманный». «Джарретт подражал своим предшественникам (революция в джазе началась не с Джарретта, а с трио Билла Эванса; суть ее состояла в переосмыслении роли ритмической секции — бас и барабаны стали такими же сольными инструментами, как саксофон или фортепьяно. — В.К. ), мы подражаем Джарретту. При этом главное иметь свои мысли, личный стиль, играть с душой, а скорость, которой многие кичатся, не важна», — вмешивается в наш разговор контрабасист Збигнев Вегехаупт.

Музыкантам трио Павлика часто приходится слышать о своей оригинальности. А сейчас это в джазе один из самых ценных комплиментов, так как общая тенденция такова: все больше становится прекрасных (и известных) музыкантов и все меньше чувствуется разница между ними. Влодек Павлик считает, что главная причина этого — коммерциализация джаза: «Сегодня очень трудно остаться независимым и сохранять собственный стиль. В джазе формируется, в том числе и посредством масс-медиа, определенный клан, который руководствуется собственными вкусами. Деньги, вложенные в этот бизнес, давят на музыкантов, заставляют их принимать продиктованные правила игры. Коммерциализация целого процесса джаза большими фирмами формирует новую прослойку, очень похожую на поп- музыку, с аналогичными процессами. Все это создает другой уровень джаза — такого себе косвенного, безличностного и беспредметного, где теряется сама его сущность. К тому же сейчас в джазе нет пророков, таких личностей, как, например, Колтрейн. Он мог полчаса играть соло, и это влияло на людей, формировало их мышление, придавало новые ощущения. Нет и нормального общения. Уже редко случается, чтобы люди встречались просто поиграть, а не заработать денег. Раньше мы могли несколько часов сидеть и играть просто потому, что это было приятно. То же самое мне рассказывал и Ренди Брекер, вспоминая те времена, когда у него была группа Brecker Brothers, практически создавшая новое качество в джазе и новое течение — фьюжн. Интересно, что это не был постоянный коллектив, а открытое братство — приходи и играй. А сейчас такая атмосфера — наибольший дефицит».

Джаз — как известно, музыка диалогическая по своей сути. Поэтому, возможно, кризис человеческого общения, о котором в богатой и «толстой» Америке начали говорить намного раньше, чем в Европе, связан с тем, что на своей родине джаз приходит в упадок. Центр интереса постепенно перетекает в Европу. Во всяком случае, Цезари Конрад вполне солидарен с такой идеей: «Процесс перетекания, возникновение новых центров является естественным. Сейчас в США на концерты великих звезд часто приходит несколько человек, а у нас они собирают полные залы».

Вообще, для трио Павлика джаз — не какой-то стиль, а состояние души: для Влодека — «удовольствие и жизненная необходимость», для Цезари — «возможность открыть что-то новое, а также пошутить», для Збигнева — его пассия и свобода.

И еще один штрих. Все участники трио очень откровенны в своей музыке. Я наблюдал за музыкантами во время их саунд-чека (когда перед концертом выставляют звук): Влодек садится за инструмент и сразу «включается», закрывает глаза и начинает играть. В нашем блюз-клубе стоит старый как мир электрический орган Хаммонда. Влодек уверял, что «Хаммонд» — не его инструмент, он пианист, и не сядет на концерте за орган. Однако на том саунд-чеке он склонился над «Хаммондом», и трио поиграло «для себя», «просто так» три джазовых стандарта — «Mercy, Mercy, Mercy», «Things Ain't What They Used To Be» и «All Blues». Единственное, о чем я очень сожалел после концерта, — что их «просто так» слышало только несколько человек.

А концерт и без органа вышел чудесный.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать