Перейти к основному содержанию

Джазовые мелодии в палитре

В Киеве в Российском центре науки и культуры прошел вечер памяти Юрия Новикова
23 февраля, 20:00
ПОРТРЕТ СЕРГЕЯ ПАРАДЖАНОВА / ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА СЕМЬИ НОВИКОВЫХ

Уже год нет с нами самобытного художника Украины, Шевченковского лауреата Юрия Новикова. Мастер ушел в вечность на взлете, и ныне его мечты и арт-проекты воплощают в жизнь друзья и родные. Смерть настигла Новикова внезапно — после джазового концерта, который состоялся в им же созданном клубе «Советский джаз»...

ЖИЗНЬ В РИТМЕ ДЖАЗА

Юрий Новиков четверть столетия отдал оформлению книг (выпустил более 250-ти книг). Во время Чернобыльской катастрофы он вместе с фотокором три месяца работал на месте аварии, а потом оформил книгу «Чернобыльский репортаж». Последние десять лет Юрий занимался живописью. Он стоял у истоков творческого объединения художников New&Mat («НьюМат»). Член правления «Арт Виста Клуба». Новиков — участник 40-ка выставок и арт-проектов в Украине и за ее пределами. Более 500-т произведений художника находятся в различных галереях, музеях и частных коллекциях. В частности, в Украинском государственном музее книжного искусства, Национальном союзе художников России, в частных коллекциях и галереях Украины, России, Германии, Польши, Австралии, Великобритании, Франции, США, Монако, Канады, а также в личном архиве Ежи Гофмана (Варшава), супругов Бжезинских (Вашингтон), в коллекции Гая Чипмена (Сан-Антонио, Техас)...

Джаз — давнее увлечение художника. Новиков слушал его еще в те времена, когда в бывшем СССР о джазменах говорили: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!». Кстати, в далеком 1962-м на ул. Леонтовича в киевском кафе «Мрiя» впервые зазвучала живая джазовая музыка. До этого в Советском Союзе джаз слушали тайком — по ночам у радиоприемника, по которому с трудом ловили «вражеские голоса». Эфир тогда глушили, и поймать волну было счастьем. Юрий не просто любил джаз и собрал целую коллекцию записей произведений джазменов и певцов, он также хранил редкостные киноленты с метрами джаза. Новиков слушал музыку и когда рисовал. Наверное, неспроста в его творчестве появились работы и целые серии, которые не только играли красками, но и изобиловали импровизационными находками в джазовом стиле, как, скажем, в проекте «Jam Session Art (JSA)».

Друзья любили приходить в мастерскую Юрия Новикова на Печерске. Хозяин всегда был рад гостям. Здесь любой посетитель мог рассчитывать на теплое, дружественное слово и чашку чая. Из окон мастерской, которая приютилась под самой крышей дома, был виден Днепр и весь его левый берег.

На лестнице гостей встречала целая стая мастерски изготовленных джазовых котов и кошечек, улыбающихся входящим. Это работы ученицы Юрия Новикова Патрисии Токав-Седх. Каждый усатый-полосатый имеет свой характер. Все они харизматичны и похожи на своих прототипов — джазовых исполнителей. Среди них и маститые жирные метры джаза, и тоненькие кошечки-солистки...

РАСЧЕСКА ПАРАДЖАНОВА И ВИЛКА НОВИКОВА

Первое, что бросалось в глаза, как только посетители переступали порог мастерской, был портрет Юрия, нарисованный Сергеем Параджановым. Именно Новиков когда-то приютил у себя опального кинорежиссера, которому запретили бывать в Киеве после тюрьмы.

Импровизация всегда была свойственна Параджанову. Как-то он предложил Юрию: «Давай рисовать друг друга предметами, с которыми мы ежедневно общаемся энергетически». Сергей Иосифович нарисовал Юрия... расческой, при помощи которой наносил краски. А Новиков сделал ответный жест и нарисовал Параджанова вилкой. Однажды Сергей Иосифович достал из кармана зеркальце, посмотрел в него, а потом зарисовал краской и протянул Юрию со словами: «Если захочешь меня увидеть, сотри краску»... Когда не стало великого кинорежиссера — армянина, родившегося в Грузии и отсидевшего «в советской тюрьме за украинский буржуазный национализм», Юрий не стал снимать краску, чтобы увидеть лицо друга. Оно сохранилось в его памяти, по которой Новиков нарисовал 47 портретов Параджанова! Они выставлялись на вернисаже в Германии. Многие портреты были тогда проданы и разошлись по миру, пополняя частные коллекции любителей живописи.

У Юрия Новикова было множество друзей. Об этом можно судить и по тому, сколько людей пришло на вечер его памяти. Здесь и художники, и поэты, и джазовые музыканты. В фойе выставка его картин, а в зале — джазовые мелодии сменяются трогательными воспоминания друзей и близких. Организаторы вечера памяти — клуб «Советский джаз» продемонстрировали два кинофильма о Юрии. Один снят еще при его жизни, а второй — «Прерванный джаз Юрия Новикова» — Александр Спаринский создал недавно, уже после смерти художника. Этот фильм показали по телевидению на канале «Культура». Но зрители увидели сокращенный вариант, в котором выпал интереснейший и очень важный момент в жизни известного художника. Ведь по жизни он пробивался не благодаря, а вопреки своей судьбе и родословной! Как-то, когда речь зашла о разрушении исторических зданий в центре Киева, Новиков показал семейные фотографии и рассказал печальную историю и своего рода.

КУПЕЧЕСКИЙ ДОМ

Юра — внук известного купца Ивана Семеновича Новикова, одного из богатейших людей в столице. На Подоле (на углу Константиновской и Верхнего Вала) и сейчас сохранился дом его деда. При советской власти в нем был дом пионеров, затем ЗАГС, кафе... Этот дом был построен в 1893 году (сейчас он является памятником архитектуры) по проекту известного в те времена архитектора Казанского. В архиве сохранился проект фасада и двух этажей здания. На втором, рядом с двумя гостиными, был спроектирован уникальный домашний театр. В доме размещалась также прекрасная библиотека, в гостиной стоял рояль. Образованию и воспитанию подрастающего поколения (а в семье воспитывалось двенадцать детей) здесь уделялось большое внимание. Всех учили музыке. И кроме рояля, в доме было еще несколько пианино.

Купеческая семья Новиковых была широко известна не только в Киеве, но и во всей Российской империи. До революции чуть ли не весь квартал на Подоле принадлежал братьям Новиковым — купцам второй гильдии Ивану и Афанасию, которые занимались заготовкой дров и рыболовецким промыслом на Волге. Их пароходы стояли в Астрахани. А дровяные склады и склады рыбных товаров находились в Припяти и на Подоле в Киеве. Кроме того, братья имели усадьбы и владели землей на севере Украины, в Беларуси и России.

Дедушка Юрия был заседателем городской думы и занимал должности в комиссиях по местному самоуправлению: земельной, по освещению города, упорядочению дорог. Он состоял в санитарном совете и общем постоянном совете по управлению благотворительными заведениями Дегтярева. На деньги купцов Новиковых в Пуще-Водице была построена церковь Святого Серафима и открыта церковно-приходская школа и больница. Иван Семенович был старостой Никольско-Притыской церкви на Подоле и почетным хоругвеносцем Московского большого Успенского собора. Это и спасло ему жизнь во время Октябрьской революции 1917 года. Ведь именно прихожане подольской церкви спрятали от большевиков Ивана Семеновича, его жену и детей (отец Юрия — Георгий родился в 1915 году), и тем самым уберегли семью от расстрела. В то же время брата Афанасия большевики без всякого суда и следствия, расстреляли прямо во дворе его дома, который был только что конфискован и стоял по соседству с домом Ивана.

Юрий хранил старые пожелтевшие фотографии с изображениями его дома, елки в центральной комнате с улыбчивыми детьми, его родственников, старинные документы, выписки из архива и даже поздравительные открытки. Его дед Иван Семенович — был знатоком и ценителем музыки, живописи, литературы, театра. Он не пропускал ни одной премьеры в опере, а в его доме часто гостили известные артисты. Дети были в курсе всех городских событий, они выпускали семейный журнал и даже домашнюю еженедельную газету. Дед Юры любил рисовать. Это было его вторым увлечением — после театра. У Юрия Новикова хранился альбом рисунков деда с портретами его современников. Рисовал и отец Юрия Георгий Новиков, и его младший брат Александр.

В 2002 году в заброшенном и полуразрушенном здании, которое было когда-то уютным семейным гнездом, Юрию удалось провести вечер памяти своего отца. По давней традиции приглашать на торжество артистов пригласили близкого друга семьи, известного актера и тогдашнего министра культуры Богдана Ступку. Позже Новиков нарисует его портрет. А тогда он передал Богдану Сильвестровичу неотправленное письмо отца. Что не успел сказать тогдашнему министру культуры отец Юрия? Может, просил вернуть дом его сыновьям? Ведь сейчас Рюриковичи претендуют на Киево-Печерскую лавру и Золотые ворота... Оказалось — нет, письмо не об этом. Георгий Новиков просил сберечь здание, памятник архитектуры...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать