Екатерина Билокур создавала поэзию в своих работах
К 120-летию известной художницы искусствовед Олеся Авраменко подготовила монографию, которая станет основой креативной выставки, где «оживут» почти два десятка картинИздание «БІЛОКУР. BILOKUR» является одним из шагов в подготовке к юбилейной выставке «Екатерина. Жизнь в объятиях цветов». Издательский проект «БИЛОКУР» осуществляется Национальным музеем украинского народного декоративного искусства при поддержке Украинского культурного фонда (уже известно, что восемь музеев Украины — Киева, Яготина, Полтавы и Львова — также представят свои экспонаты). Книга содержит 17 репродукций картин Екатерины Васильевны с так называемой дополненной реальностью, созданной командой Simo AR. Монографию представят в августе, а выставку планируют открыть в ноябре. Проект расскажет не только о покорившей мир судьбе художницы-самоучки из Богдановки, но и о тех личностях, которые сыграли особую роль в ее жизни, в частности об Оксане Петрусенко, Павле Тычине, Василии Нагае, творчестве Тараса Шевченко и др. Кроме того, с помощью аудиогида гости музея смогут самостоятельно ознакомиться с интересными подробностями о создании 10 работ Билокур, ее эпистолярным наследием, услышать комментарии современников Екатерины Васильевны.
Об интересных и малоизвестных фактах из жизни художницы, которые вошли в новую книгу «Билокур. Bilokur» рассказала «Дню» автор исследования, арткритик Олеся Авраменко:
— Эта книга — искусствоведческое и философское осмысление такого явления, как фигура Екатерины Билокур, и попытка понять ее творчество. Проанализировано большинство ее живописных полотен в ореоле жизненного пути. Собственно, по ее картинам иногда можно прочитать о ней больше, чем художница сама о себе написала в переписке с коллегами и друзьями... Неожиданно для меня эта монография стала очень непростым вызовом и делом моей профессиональной чести и даже смыслом определенного периода жизни.
МАСТЕРИЦА, РОДИВШАЯСЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
— Пани Олеся, а что стало основой для вашей книги?
— Кроме писем Е.Билокур, картины и рисунки художницы, архивные материалы из Национального музея украинского народного декоративного искусства в Киеве, Яготинского государственного исторического музея... Размышляя над непростой жизнью художницы, анализируя ее произведения, кроме оригиналов и архивов, я основывалась прежде всего на издании ее писем и воспоминаний коллег Николая Кагарлицкого.
«КОЛХОЗНИЦА». 1949. БУМАГА, КАРАНДАШ. 59,5X77. НМУНДМ
Стилистику и ход изложения материала мне продиктовало эпистолярное наследие художницы. В повествовании я синтезирую «голос» Екатерины Билокур, попутно цитатой отрывка из ее писем и воспоминаний ее адресатов, причастных к ее творческой реализации и признанию в последней трети жизни, а также подаю собственный анализ картин и размышлений о ее жизни.
У нее была парадоксальная судьба родиться на рубеже веков среди крестьян: получила мощный талант там, где реализовать его было практически невозможно, была крещена «на Екатерину» и неосознанно предсказала себе такую же непростую и по-своему подвижническую жизнь. Документов о жизни Билокур до 1940 года осталось крайне мало, достоверную и документированную информацию имеем только по последней трети его жизни — с 1940 года. Все остальное — в основном из писем, устных рассказов, из нескольких рисунков, из общей ситуации, экспонатов краеведческих музеев и др.
— А кто заинтересовал Екатерину Васильевну заняться рисованием?
— Родители не только заинтересовали ее рисованием, а также строго наказывали за это! Билокур вспоминала: «В будні мені малювати заборонялось, а лише в неділю, після обіду, як уже все впораю, тоді мов хоч іди до дівчат гуляти, хоч читай, хоч головою своєю неспокійною об пень бийся, — аби щоб на вечір поратись прийшла. А одного разу, ще і в будень, як підкотило мені до серця, щоб що небіть намалювати, це ще тоді не було у мене олівця! Сажа і полотнина чиста була. Я намалювала не краєвид, а якихось видуманих птиць. І тоді мені ті мої перші твори такі чудові здались! Мені було радісно на душі від того, що я таке зуміла видумати! І дивилась на той малюнок, і сміялась як божевільна! От мене на цьому вчинку і піймали батько та мати. Малюнок мій зірвали, скрутили і кинули в піч, а мене трохи поляскали, а здорово і не били чогото. І кажуть: Що ти, скаженюка, робиш? Та не дай Бог, чужі люди тебе побачать на такому вчинку? То тебе ж ніякий біс і сватати не буде!». «А про справжнє малярство я в своїй сім’ї не чула і не знала, що воно на світі є», — писала Екатерина Васильевна.
— Искусствоведы называли картины художницы «вышивкой» масляными красками на холсте»...
— Рисование меняло состояние ее души, возвышало. Технику живописи Билокур осваивала самостоятельно, постигала секреты композиции на собственных ошибках. Лечила рисованием душу, постоянно травмированную непониманием и издевательством, даже унижением, близких людей. Сам процесс живописи, ваяния картины вводил ее в особое медитативное состояние, восстанавливал силы. Жизнь отдельного человека в традиционном, жестко регламентированном обществе — пронизано правилами, предрассудками и запретами, а также традициями. Одна из несгибаемых народных традиций — девушка должна выйти замуж, хозяйничать в усадьбе мужа, родить детей. Конечно, это связано и с периодом романтическим — влюбленностью, любовью. По правде говоря, до поры до времени, не зная примеров другой реализации женщины в своем селе или вокруг (пока книг не начиталась), Екатерина в целом и не противилась. Подумывала о возможной семейной жизни. Влюблялась, встречалась с парнями, мечтала о семейном счастье. Единственное условие, которое выдвигала своему предполагаемому мужчине, — не запрещать ей рисовать. И все! Однако это оказывалось неприемлемым не только для родителей, но и для женихов, даже тех, кто действительно пылко любил Екатерину. Очевидно, искренности сердечной не хватило никому из них принять девушку такой вот странной для села и ближайшего окружения, как она есть. Драма и все. Даже трагедия для одаренной талантом души, которая пришла в этот мир со своего синенького цветочка в плену его цвета?
«ПОТРЕБЛЕНИЕ ЗАВТРАКА». 1950. ХОЛСТ, МАСЛО. 52X55,5. НМУНДМ
Но своей планете она не изменила и даже от отчаяния пошла... топиться, когда родители уж совсем перегнули палку своими запретами. Мать остановила Екатерину и позволила рисовать в любое время. В Национальном музее украинского народного декоративного искусства хранится уникальный экспонат — картина «Цветы за плетнем» (1935 г.) — с нее началась настоящая Е.В.Билокур, которую мы теперь знаем. Эта картина украшает обложку книги.
Для каждой картины художница имела отдельный кисточку. Лучшей палитрой для художницы всю жизнь были куски стекла. А зимой, бывало, дополнительно могла использовать левый рукав ватника, который служил ей рабочей одеждой, когда писала свои полотна. Каждая картина становилась для Екатерины судьбой создаваемого собственного мира ...В основном она рисовала цветы. Нередко в одной картине сочетала весенние и осенние — такая картина создавалась с весны до осени. Так, шесть георгин на картине «Колхозное поле» рисовала три недели. Кроме цветов, Екатерина Билокур рисовала пейзажи и портреты. Каждый цветочек, веточка, ягодка в растительном мире художницы любовно, тщательно выписаны, выделены, обведены светлым ободком...
Произведения Екатерины Васильевны с 1940 года начали экспонировать на выставках в Полтаве, Киеве, Москве и др. Она получала высокие звания, художественные награды и государственные ордена, которые давали только известным профессионалам, была выдвинута на соискание Сталинской премии... И при этом вырваться из холодной хаты с бытом советской крестьянки не могла! Очень от этого страдала и физически, и душевно ...
«СЧАСТЬЕ» (АИСТЫ РЕБЕНКА ПРИНЕСЛИ). 1950. ХОЛСТ, МАСЛО. 98Х138. ЯИМ
Кстати, восемь ее картин были включены в экспозицию советского искусства на Международной выставке в Париже (в 1954 г.).
— И как известно, именно там, в столице Франции их увидел Пабло Пикассо и на весь мир звучат его слова: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир»!
— Да, а после этого две картины — «Царь Колос» и «Березка» не вернулись в Украину — их просто украли...
«ТВОРЧЕСТВО БИЛОКУР — ПАРАДОКСАЛЬНО»
— Дорога в искусство для художницы не была устлана лепестками роз...
— Так сложилось, что определенные знаковые события разделили жизнь Екатерины Билокур примерно на три части по 20 лет. Последняя треть ее жизни — от сорока лет — самая известная и творчески наиболее реализована. Последние двадцать на первый взгляд уравновесили минусы предыдущих лет. Будто вернули сторицей положенное на депозит.
Особый талант художницы заключается в том, что тщательная разработка, прописывание деталей не мешают целостности ни структурной композиции, ни колористической. Природа в полотнах Екатерины Билокур всегда отмечена и обожествлена. Ее произведения демонстрируют чрезвычайную экологичность мировосприятия и мышления автора.
Творчество Билокур — парадоксально. Художница все время тянулась к классическим канонам, но быстро их же и ломала. Она так увлекается тем, что изображает, поднимая его на ступень выше, что сквозь оптику художницы зритель уже воспринимает привычные полевые или садовые цветы как возвышенные и экзотические — они дарят новые эмоции. Создавала поэзию, концентрируя в живописи все остальные свои таланты — напевность, артистизм, талант к литературному слову, умение мыслить философски. А еще — ее творчество стало классическим образцом такого явления, как «искусство ради искусства».
В конце 1950-х, наверное, когда стало меньше энергии и физических сил создавать картины, Екатерина Билокур обратилась к идее литературного творчества и написала рассказ «В селі Богданівці Шрамківського району на Черкаській землі», а до того уже была «Казка», и еще создала пьесу на основе драмы собственной жизни, где описала взаимоотношения с родными и близкими людьми — там действующими лицами были Отец, Мать, Дочь... Рукопись пьесы не сохранилась.
Тот факт, что Екатерина Билокур написала пьесу, свидетельствует о философском осмыслении своей жизни, об отношении к себе и своей судьбе как к явлению необычному. Она хотела донести миру интерпретацию своей жизни. В этом просматривается наивная искренность вместе с самоуважением и осознанием собственной миссии. В то же время Екатерина Билокур настолько была разочарована тем, что текст не оказался безупречным и его не высоко оценили, что в отчаянии уничтожила его...
«ЦАРЬ КОЛОС». 1947. ХОЛСТ, МАСЛО. 65Х52. НМУНДМ
Вероятно, это был тот период, когда нервы художницы не выдерживали напряжения от душевных и телесных страданий. У нее не только болели ноги, пропадали силы, но и все сильнее болел желудок, потому что развивалась уже не первая стадия рака — болезни, о которой никто не знал. В живописи это проявляется разве что акцентированным оптимизмом и непреходящим восторгом, щедростью и полнотой земных плодов, пышных цветов в последних натюрмортах и букетах художницы: «Натюрморт» (1960), «Букет цветов» (1960), «Все идет, все проходит» (кон. 1950-х).
В ноябре 1960 года Екатерине Билокур организовали празднование юбилея. Праздник в Богдановке состоялся грандиозный. Смотрела она на гостей и на сам праздник с грустью и немного удивленно... Екатерина Васильевна угасла 10 июня 1961, прожженная-подточенная адским холодом, в котором жила всю жизнь и не имела никакой надежды согреться. Ее миссия неожиданно завершилась. Самые мощные работы остались между 1935 г. и 1950 г.
— В чем, по вашему мнению, был феномен творчества Билокур?
— Ей были присущи врожденный, а затем — самопривитый вкус, чувство меры, гармонии, сила самоограничения и самодисциплины.
Творчество Билокур в полной мере не относится ни к профессиональному, ни к народному искусству, ни к изобразительному фольклору, ни к наивному искусству. В этом — такое тонкое своеобразие и привлекательность ее произведений. Они не похожи ни на какие другие, одновременно питаемые самыми разнообразными находками мирового искусства. Эта подключенность ко всемирному и всевременному информационному полю, настрой не только на прием информации, но и на творческое ее преобразование, сила и чистота духа автора генерировали мировые шедевры.
Живописный реализм своих произведений Екатерина Билокур доводила до гиперреалистичной точности: изображение каждого растения — исследовательское, даже ботаническое — и одновременно полное эмоциональности, символизма и магии.
Окружающую темноту и свои страдания Екатерина Билокур переплавляла в гармоничную красоту, находя ей источник, импульс в ближайшем, естественном — на огороде, в саду, лесу, лугу, поле... Ее такая тонкая и деликатная натура мощно и последовательно превращала муки, сомнения и образы не в страдальческие полотна, а в островки с порталами к гармонии. И проводником Екатерины Билокур был тот маленький синенький ранневесенний цветочек из ее детства. Словно звездочка, искорка, огонек свечи...
Выпуск газеты №:
№152-153, (2020)Section
Культура