Перейти к основному содержанию

Эксперимент, исследование и загадка

В центре науки и искусств DIYA состоялась премьера современной оперы-нуар «Судьба Дориана, или Синдром Дориана»
01 июля, 10:55
ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВКИ ПРОИСХОДИТ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА, БОЛЬНОГО «СИНДРОМОМ ДОРИАНА ГРЕЯ» / ФОТО С САЙТА DIYA.CENTER/UK

Музыку написала  современный украинский композитор Кармелла Цепколенко по роману Оскара Уайльда (либретто Сергея Ступака). Спектакль стал вторым в проекте молодого режиссера Антона Литвинова «Опера в чемодане», преследующим сразу несколько весьма важных целей.

Во-первых, постановщик ратует за мобильные спектакли, которые в отличие от громоздких опусов Национальной оперы, могут быть сыграны в практически любых пространствах. Это, естественно, повышает шансы привлечь нового зрителя, который без пиетета относится к бархатным креслам и хрустальным люстрам, но с любопытством открывает для себя новые театральные локации, как, скажем, один из павильонов Киностудии им. Довженко, где и квартирует DIYA.

Во-вторых, принципиальный компонент «Оперы в чемодане» — это популяризация творчества украинских композиторов, имена которых за редким исключением «живых классиков», редко встретишь на афишах. Так в прошлом году появилась опера-шутка «Медведь» Ирины Губаренко по одноименному водевилю Антона Чехова, а в нынешнем — «Судьба Дориана».

Премьера Антона Литвинова «Судьба Дориана, или Синдром Дориана» — это прежде всего попытка вместе с художницей Александрой Крмаджян выучить и научиться пользоваться «иностранным» сценическим языком.

Все на сцене стремится казаться стильным, эпатажным, эстетически безукоризненным, словом, подогнанным под, скажем так, мировые стандарты громких оперных постановок, славящихся не только музыкальной, но и визуальной изысканностью. К примеру, мастерская художника Безила (Руслан Кирш) тут метко приравнена к операционной, где извлекаются на свет три демона, они же три альтер-эго Дориана (Иван Буткалюк). Печальной Сибилле (Анна Марич), невесте и первой жертве Дориана, отведено место на зеленой лужайке из ростков подсолнуха. Там ее и навестит Призрак-смерть (Ольга Дядив), принеся с собой мертвые искусственные цветы. Герои появляются и исчезают из-за сумеречного, шелестящего занавеса-задника, который до начала действия черной целлофановой пеленой окутывает все предметы и покрывает и саму сцену...

Потрясающая эмоционально-чувственная музыка Кармеллы Цепколенко, потребовавшая немалой кропотливой работы от дирижера Виктории Рацюк и шлифовки альтернативных техник извлечения звука и недюжинного артистизма от оркестра, трактует историю Дориана как, прежде всего, путешествие по лабиринтам подсознания. По сути, и в спектакле мы наблюдаем не за похождением героя, но за воплощением его темных желаний — три демона-танцора действуют от имени Дориана и проживают его жизнь, совершая те поступки, на которые не решался он. Важный компонент этой постановки — хореография Кристины Шишкаревой, культивирующей в Украине современный танец. И вряд ли можно обойти вниманием это принципиальное творческое усилие Антона Литвинова собрать в одном спектакле команду, исповедующую принципы авангардного актуального искусства.

К сожалению, не всегда в «Судьбе Дориана» Антону Литвинову удается продемонстрировать мастерство не только продюсера, но именно что режиссера, который объединяет в цельное полотно работы коллег и организует действие на сцене. Но его чуткость к музыкальной природе оперы и его последовательная работа над формальным обновлением жанра вряд ли останутся без внимания. Тем более, что подобный камерный музыкальный проект «Опера в чемодане» пока уникален. Этим, собственно, и ценен.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать