Перейти к основному содержанию

Экстрадиция

Послесловие к XIV «Киев Музык Фесту»
14 октября, 00:00

Среди украинских фестивалей современной академической музыки «Киев Музык Фест» принадлежит к числу долгожителей. А зрелому возрасту более всего соответствуют солидность и наличие неизменных традиций. И в самом деле, для столичной публики он давно уже является акцией с вполне устоявшимся имиджем. Прежде всего, это совмещение в его рамках авангарда и классики, представление неизвестных имен и мэтров. Не менее привычно сочетаются в концертных программах произведения зарубежных композиторов и отечественных, опусы киевлян и представителей региональных композиторских школ.

В этом году сквозной темой фестиваля оказалась древняя теософская рекомендация «Помни о смерти». Большинство концертных программ включали произведения композиторов, которые ушли из жизни в последние два- три года. Это бывший директор фестиваля Иван Карабиц, Александр Билаш, Валентин Бибик, Виталий Губаренко, а исполнение произведений одного из известнейших за рубежом украинских композиторов Валентина Сильвестрова прошло под неоглашенным «знаком» дня рождения его покойной супруги Ларисы Бондаренко.

Возможно, такая направленность «Киев Музык Феста» вызвала некие мистические вибрации в пространстве. В результате на фестивале оказалось очень много «недосказанных мест». Попросту — несостоявшихся концертов. Так, из-за болезни Богодара Которовича не прозвучали премьеры сочинений Юрия Ланюка, Виктории Полевой. Сорвался интереснейший концерт Евгения Громова, на котором должна была предстать своеобразная эволюция авангардного стиля мышления в фортепьянной музыке — от Дебюсси, Равеля, Лурье до Штокгаузена.

Но просветительскую функцию фестивалю выполнить все- таки удалось. Одной из удач акции можно назвать вокальные циклы Юлия Мейтуса, Святослава Лунёва, «Песни кабаре» Арнольда Шенберга, песни Альбана Берга и Антона Веберна. Хотя неизбежные потери фестиваль понес и здесь. Из «Шести песен на слова зарубежных поэтов» Святослава Лунёва, заявленных в программе, прозвучали в претворении Инны Галатенко и Романа Репки только четыре. Внешне контрастные песни, составляющие цикл, демонстрировали разные оттенки все же одного настроения, разные грани одной вечной темы. Примечательны и тексты, положенные в основу цикла, — русские поэты серебряного века соседствуют с Франсуа Вийоном, представителем позднего средневековья Франции. Осмысление прошлого и настоящего, осознание и принятие потерь — весьма приблизительное обобщение тематики текстов цикла.

Еще одной бесспорной удачей «Киев Музык Феста» стал богатый премьерами симфонический концерт. Ансамблем солистов «Киевская камерата» под управлением Валерия Матюхина были исполнены маленькая симфония № 1 и маленькая камерная симфония № 2 для флейты с оркестром мэтра украинского авангарда Святослава Крутикова. Состоялись премьеры «Грустной музыки» для виолончели с оркестром А.Левковича и концерта для флейты и камерного ансамбля В.Загорцева. Ошеломил публику мастер эпатирующего перформанса Сергей Зажитько. Слушатели, предвкушавшие очередное синтетическое поэтико- пантомимно-звуковое действо, долго не могли прийти в себя. Его «Похоронные танцы», написанные для струнного оркестра пиццикато, несомненно, станут очень популярными у слушателей.

На закрытии фестиваля слушателей решили побаловать — преподнесли «на десерт» исполнение легендарной сценической кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана». Не секрет, что, несмотря на популярность, звучит она в Украине крайне редко. Тем выше должны оценить меломаны выпавшую на их долю редкую возможность услышать прославленное творение, которое блестяще исполнили Капелла «Думка» и Национальный оркестр Украины под управлением В. Сиренко.

Фестивали современной музыки, по существу, предоставляют единственную возможность узнать о музыкальных новинках, обновить в памяти «некоммерческие» с точки зрения концертных организаций, сочинения сегодняшних украинских авторов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать