Эпохальная музыка Скорика
или Мировой уровень мировой премьеры
Арт-проект «Три «С» — это три «кита» современной украинской классической музыки: композиторы Мирослав Скорик, Евгений Станкович и Валентин Сильвестров, являющиеся славой и гордостью отечественной культуры. Эта мощная национальная акция охватит пять городов страны.
Удачный старт проекта начался концертом в Национальной опере Украины, доминантой которого стала мировая премьера Второго концерта для виолончели и симфонического оркестра Мирослава Скорика в исполнении Симфонического оркестра Национальной радиокомпании Украины под руководством Владимира Шейка и солиста Александра Пириева.
Предварительно анонсированное событие, активное информационное привлечение соцсетей, масштабная поддержка со стороны Ассоциации налогоплательщиков Украины во главе с ее президентом Григолом Катамадзе и мецената проекта — ЧАО «Слобожанская Строительная Керамика», возглавляемого Игорем Даличуком, привели к аншлагу в Национальной опере.
Это был тот счастливый случай, когда автор музыки и исполнитель нашли друг друга (инициатива исходила от известного молодого виолончелиста Александра Пириева). Первый исполнитель Второго виолончельного концерта М. Скорика А. Пириев подчеркнул: «По задумке наш проект «Три «С» на протяжении апреля-июня охватит столицу и города-миллионщики — Харьков, Львов, Днепропетровск и Одессу. Каждый из композиторов «троицы» будет иметь авторский концерт и тур по этим крупным украинским центрам. Как и в концерте Мирослава Скорика, премьеры музыки его коллег по цеху — Евгения Станковича и Валентина Сильвестрова прозвучат в исполнении разных оркестров и в окружении произведений зарубежных классиков, близких по стилевым признакам к музыке наших легендарных мастеров».
В столичном мероприятии, посвященном Мирославу Скорику, его Триптих из музыки к знаменитой киноленте «Тени забытых предков» (режиссер — Сергей Параджанов), Два каприса из цикла 24 скрипичных каприса Н. Паганини в симфонической версии М. Скорика и Второй виолончельный концерт прозвучали в созвездии знаменитых шедевров Дж. Гершвина («Рапсодия в стиле блюз»), К. Дебюсси («Послеполуденный отдых фавна»), М. Равеля («Болеро»). Именно в таком изысканном «окружении» именитых композиторов музыка Скорика органично стала в одну линейку с мировыми шедеврами и покорила слушателей своей национальной колористикой, текучим, трогательным мелодизмом, зажигательными карпатскими ритмами, звуковой красочностью.
Второй виолончельный концерт прозвучал в необычайно вдохновенной интерпретации А. Пириева как драматичная исповедь мастера, философа, мудреца, который чувствует трагические и болезненные моменты современной жизни и стремится отыскать точки опоры в красоте родной земли.
Подарком слушателям стало исполнение А. Пириевым в сопровождении оркестра знаменитой «Мелодии» М. Скорика, уже первые звуки которой заставили зал почувствовать неописуемую красоту этой жемчужины великого маэстро.
КОММЕНТАРИИ
Анна ГАВРИЛЕЦ, композитор, глава Киевской организации Национального союза композиторов Украины:
— Прекрасный проект, замечательная музыка. Коллеги-композиторы и музыковеды всегда с пиететом относились к знаменитой «троице» современных классиков: Скорик — Станкович — Сильвестров. Идею объединить эти имена в одном проекте удачно воплотил в жизнь молодой и энергичный музыкант с ярко выраженной менеджерской жилкой, виолончелист Александр Пириев, и теперь мы стали свидетелями захватывающего нового культурного проекта. Мне очень импонирует, что произведения Скорика прозвучали в авторитетном «окружении» из шедевров западноевропейских классиков — Равеля, Дебюсси, Гершвина, чья музыка имеет отношение к творчеству Мирослава Михайловича и в свое время заметно повлияла на формирование его композиторского стиля. Прекрасно звучал оркестр, блестяще заявили о себе солисты — Александр Пириев (виолончель), наш выдающийся пианист Йожеф Эрминь, хоть рояль и был почему-то расположен почти за кулисами, что противоречит устоявшимся традициям академического концертного исполнительства. Но несмотря на это, публика воспринимала всю музыку с энтузиазмом.
Галина СТЕПАНЧЕНКО, музыковед:
— Нынешний концерт — событие в современном культурном пространстве нашей страны. Сам проект «Три «С» является очень удачной попыткой расширить общеупотребительное понятие «европейского контекста», ведь исполнение музыки знаменитого украинского классика, обладателя универсального композиторского таланта, творческое наследие которого не имеет жанровых барьеров — оно одинаково ярко представлено в оперном и балетном жанре, симфонических и камерных произведениях, инструментальных концертах и необарочных опусах, эстрадных песнях и киномузыке, именно в обрамлении шедевров мировой классики дает возможность в который раз убедиться в самодостаточности, художественном совершенстве и высокой эстетической ценности его произведений.
Символично, что это мероприятие прошло в Национальной опере, где за последнее время мы были свидетелями резонансных премьер оперных и балетных спектаклей Мирослава Скорика. Глубокое впечатление оставила музыка его Второго виолончельного концерта, где с присущей маэстро искренностью и страстью отразился пульс нашего современного бытия с его драматичными и иногда трагическими моментами. Финал Концерта оставляет у слушателей надежду на наступление светлых дней, на возвращение радостных и счастливых мгновений жизни. Поздравляю замечательных солистов — Александра Пириева, Йожефа Эрминя, пребывавших в эмоциональном унисоне с музыкой Мирослава Скорика, с Симфоническим оркестром Национальной радиокомпании Украины под руководством Владимира Шейка.
Татьяна САЧЕВСКАЯ, концертмейстер Национальной оперы, преподаватель Института музыки им. Р. Глиэра:
— Я счастлива быть свидетелем настоящего триумфа Мирослава Скорика. Это мудрый и талантливый человек, маститый композитор и молодой душой человек, очень доброжелательный и толерантный. И до сих пор пребываю под впечатлением от роскошной премьеры его оперы «Моисей», состоявшейся еще в 2006 г. в нашем театре. Но нынешний концерт — это нечто неповторимое, касающееся самых сокровенных глубин человеческой души.
Сергей КОТКО, солист Национального дома органной и камерной музыки:
— Музыка Мирослава Михайловича поселилась в моем сердце из-за мелодичности, напевности, гармонии, особого шарма инструментальных тембровых находок. Его эстрадные песни 1960-х и сейчас очаровывают меня как певца своей искренностью и красотой. Этот концерт заставил сосредоточиться над философскими моментами его партитуры, ведь в компактной форме виолончельного концерта ему удалось рассказать нам так много и поразительно проникновенно о нашем сложном и бурном настоящем... Казалось, эти длительные речитативы виолончели в экспрессивном исполнении А. Пириева — голос самого композитора, его сомнения и душевные терзания. На мой взгляд, эта музыка — концентрированное послание и предостережение всем нам, его современникам.
Выпуск газеты №:
№60, (2016)Section
Культура