Еще счастливее
На малой сцене Киевского театра на Липках (ТЮЗ) состоялась премьера обновленного спектакля «Счастливые дни»Так получилось, что «Счастливые дни» на малой сцене ТЮЗа стали третьей работой молодого режиссера Юрия Яценко, которую можно было увидеть в Киеве. Две предыдущие — «Стулья» и «Лысая певица» по Ионеско давали все основания для благорасположенности тех, кто знал, на что способен этот талантливый постановщик. Спектакль этот стал уже второй постановкой невыносимой пьесы Беккета в городе — первую совершил Олег Липцын в «Сузір'ї». Что-то, наверное, носится в воздухе, если вдруг два абсолютно разных режиссера почти одновременно обращаются к этому, вообще-то жутковатому, трагифарсу. Постепенное погружение в землю без права освобождения, два акта кричащего одиночества, неописуемое счастье от наличия зубной щетки — ни смерти, ни жизни, лишь только «счастливые дни». Беккет абсурден и труден. Чтобы не увязнуть в нем, можно сделать «Счастливые дни» еще счастливее. Это счастье режиссер и подхлестывает в спектакле всеми доступными способами. Бедная закопанная в землю Винни (Ольга Писарь) на самом деле имеет всю свободу движений, она одета в блестящий, этакий курортно-опереточный наряд. Ее безмолвный друг Вилли представлен в целых трех весьма очаровательных молодых лицах. Большая часть спектакля насыщена разнообразным физическим действием — и мяч гоняют, и играют на аккордеоне, и имитируют любовные акты, и танцуют, и поют. Еще счастливее, еще счастливее. Не ощущаешь, в какой момент эти тонны счастья вдруг становятся грузом — неподъемным, увы, для спектакля. Вроде и все ведь делается грамотно и качественно, без ляпов и грубости — но, подобно обезумевшей Винни, постановка вязнет в инертной материи противоречий. Огромный монолог Винни требует столь же колоссального внутреннего усилия, только при таком условии все остальное сложится в целостную и яркую картину, которая включит в себя и футбол в начале, и вальс в финале. Этого усилия, этого стремления оторваться от земли обыденных приемов и наработанных этюдов здесь и нет. Остановка движения, потеря энергии нарастают исподволь и уже к середине спектакля поток сценической информации — все эти слова, жесты, мизансцены — становится чередой чувственно обедненных сигналов, усталым движением по одной прямой, на одной ноте к завершению. А счастье действительно было возможно. Потому что Юрий Яценко способен «взять» материал весьма сложный. Потому что «Счастливые дни» нужны ныне всем, как никогда ранее. И потому что земля уже подступает под самое горло.
Выпуск газеты №:
№18, (2000)Section
Культура