Перейти к основному содержанию

«Если ты хочешь, то найдешь качественную музыку»

Андрей ХЛЫВНЮК — о выборе и ответственности каждого
03 февраля, 13:12
АНДРЕЙ ХЛЫВНЮК И... / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

У «Бумбокса» в среднем сто концертов в год. (Это почти каждые три дня!). В Европе, Азии и Северной Америке. Альбомы выходят одновременно в нескольких странах: Украине, России, Казахстане, США. Последний — «Середній вік» — презентован в конце прошлого года. В его поддержку будут проходить концерты. Собственно, перед началом концертного 2012-го (14 февраля — выступление в Одессе) лидер группы Андрей ХЛЫВНЮК был гостем «Дня».

— Андрей, как-то, будучи гостем популярной утренней телепрограммы, вы, лидер одной из наиболее мейнстримовых команд, советовали зрителям слушать классику... А кто из композиторов-классиков (того же Сильвестрова можно назвать живым классиком) вам нравится?

— Я не разбираюсь в этом. Более того, не хотел бы сейчас данный разговор начинать, даже зная некоторые фамилии. Потому что назовешь одних, не назовешь других.

Это скорее было пожелание более широкое, чем конкретное. Обращение к себе, а не совет другим. (Немало найдется тех, кто разбирается в музыке лучше меня.) Вот в чем был, говоря современным языком, мессидж. Может создаться впечатление по имиджу исполнителя или группы, «Бумбокса» в частности, что мы — очень значимые. Однако всегда нужно помнить, что есть запас. Высота, к которой необходимо стремиться. Если ты работаешь в стиле минималистской аранжировки, то не имеешь права говорить: «Вот это слушайте, потому что это — тренд! Это — круто!» Ведь есть еще огромная музыкальная палитра!

— Андрей, ваше виденье украинского общества с точки зрения музыкальных вкусов. Достаточно банальная вещь — засилье шансона — однако объективная. Есть такая замечательная цитата: чистое пение побуждает к чистоте жизни. В конце концов, и вы считаете, что музыка — своеобразный способ очищения.

— Во-первых, нужно стать грязным, чтобы захотеть очиститься. Во-вторых, если ты хочешь, то найдешь качественную музыку. Когда удовлетворен тем, что дают, значит — тебе другого не нужно. Это присуще не только украинцам, а любому потребительскому обществу.

Относительно очищения музыкой. Есть такое прекрасное высказывание на украинских свадьбах: «Музыканты встаньте, пусть гости сядут». Это и будет ответом на ваш вопрос.

— А если говорить об ответственности. Вы склонны считать, что человек должен выбирать. Но также важна повестка дня, которую предлагают радиостанции и музыкальные телеканалы. Здесь тоже есть их ответственность в формировании украинской музыкальной сферы, если можно так сказать.

— Я вот что скажу: взрослых уже нет. Разумные есть, а взрослых нет. В 17 лет кажется, что взрослые знают то, чего ты еще знать не можешь. Неправда. Только опыт их отличает. А насколько они научились нести ответственность? Насколько они занудны, в хорошем смысле этого слова? Это уже личное. Большинство из них — очень хорошие. Окрестите их детей, сходите к ним в гости — вы станете родными! Увидите, что они дома — одни, а на работе — другие. Я не знаю, когда именно у них наступает выбор между тем, что стопроцентно принесет деньги, и тем, что тоже принесет, однако меньшие.

Вот мы сидели с Алексеем (Алексей Согомонов — продюсер «Бумбокса». — Ред.) и говорили об одном киношном проекте. В его центре — личность. Но о ней забыли, пытаясь получить классный коммерческий продукт. Продюсеры — профессионалы. Но их задачей было получить максимальную прибыль. Они задействовали все схемы. В результате этих идеальных схем потерялась сама личность. То, что происходит иногда со слушателем.

— А почему в Европе иначе?

— Самое ужасное в Европе — это когда тебе под окном лабухи кричат Тото Кутуньо, Эроса Рамаззотти... Тогда думаешь, что в действительности никто ничем не отличается. Давайте для начала избавимся от барьера «мы — Европа» и станем частью этого мира. Я понимаю, что бывший железный занавес и визовый режим дают о себе знать. Но всюду не сахар. Попсы полно. Везде!

— Но есть и мощная альтернатива.

— Мощная потому, что в Европе не начинали, как мы, с ноля. Однако от отметки «ноль» не далеко отошли. Например, сегмент, который занимается той же рок-музыкой, достаточно небольшой.

Я не думаю, что мы находимся на какой-то низшей ступени. Просто нет структуры. Вот интересный вопрос: куда расти украинской группе? Самое простое достижение — клуб «44». Самое большое — Дворец спорта. Между ними всего три площадки. Первая — на 500, вторая — на 1000 и третья — на 10 000 человек, то есть стадион. Середины нет. Поэтому группа должна быть либо очень популярной, чтобы собрать десять тысяч (что делают единицы), либо будет играть в «44». Классно. Я в нем долго играл. И люблю этот клуб. Сам ходжу туда и открываю все новых и новых музыкантов. Побольше бы таких площадок. Но ситуация вот такая.

— И потому «Бумбокс» будет выступать в Одесской филармонии.

— В Одессе не так много залов.

Филармония красивая. Но это, к сожалению, бывшая биржа. В каком советском фильме была фраза об этой бирже? Говорит один герой: «При царе там была биржа, и чтобы вы могли сказать друг другу тихонечко что-то, и больше никто не услышал. А пришли советы и сделали там филармонию...».

— Что ж, продолжим тему открытости мира. Недавно Википедия день не работала. Если говорить глобально, конфликт заключался между авторским правом как явлением и открытостью информации. Как вы этот конфликт видите? И есть ли он здесь вообще?

— В Украине такого конфликта нет. Не доросли еще. У нас неконфликтное общество. Будешь конфликтовать... Поэтому все работает как саночки. Только сала нужно много, чтобы полозья ехали.

Пока что эта открытость интернет-пространства дает возможность музыкантам показать себя. На данный момент, это — большое счастье. Можно хоть немного понимать, кто ты. Потому что тот, кем ты есть на самом деле, и кем тебя считают — две большие разницы. Выходя на люди, собираешься что-то сказать и говоришь только одно слово из того, что хотели эти люди услышать. И за это слово они тебя любят или не любят. Все остальное — это так просто. А ты ведь думал, что что-то сделал, нашел: вот здесь по-другому сыграл... Это никому не интересно.

Относительно авторского права, то его в Украине не существует.

— А социальную рекламу по телевидению крутят, чтобы его уважали.

— Легче всего уважать то, чего нет. Это очень по-нашему.

— «Бумбокс» выступал в Северной Америке. Известно, что украинская диаспора в основном ходит на наши группы, в творчестве которых есть элементы фолька. А кто были ваши зрители?

— Новая волна. Преимущественно русскоязычная публика. В некоторых американских штатах и канадских провинциях выходцы из бывшего Советского Союза очень разделены. А нет возможности сделать афиши на трех-четырех языках. И если те, кто уже вырос в иноязычной стране, не читают кириллицей, то это становится проблемой. На концерт придут зрители, говорящие на том языке, на котором написана афиша. Поэтому организаторы у тебя спрашивают:

— На каком: украинском или русском?

— Да вообще на английском и испанском хорошо было бы...

Что такое тамошняя диаспора? Шоком было отвечать на вопрос: «Я вас помню с детства. Еще давно, когда жила в Украине/Беларуси/России, любила вашу музыку. Теперь у меня изменилась жизнь. Вот живу здесь. А вы все еще такие. Приехали к нам». И ты думаешь: «С детства? Меня? Стоп! Сам вчера был ребенком...».

«Я вырос на вашей музыке» — данное высказывание начинаешь слышать, как только команде исполнилось пять лет. А когда группе 25, как «ВВ», представляю, сколько раз за все это время звучала эта фраза.

Можно жить в странах, где любят то, чего нет, приторговывая этим. Я не говорю, что все наши группы спекулируют на ностальгии. Нет. Они мои знакомые — интересные и откровенные люди. Но если бы я захотел переехать в Канаду, то начал бы больше фолька вводить в свою музыку.

— Вы принимали участие в концерте-трибьюте Сергея Кузьминского, а также — по случаю 25-летия «ВВ». Чувствуете преемственность: «Братья Гадюкины» — «Вопли Видоплясова» — «Бумбокс»?

— Если будете об этом думать, вам — конец. Сначала бетонеют ноги. А затем и о памятнике себе на улице Хлывнюка задумываетесь.

Я уже не могу абстрагироваться от того «бронзовения», например Кузьминского, которого с нами нет. За каждый свой концерт два-три раза говорю: «Кузя forever!». Жаль, что не был знаком с ним близко. Он вместе со своими ребятами изменил наше поколение: мы научились смеяться над собой и собственными проблемами. А это — большой труд! Хотя его мало кто понял. Даже после стольких лет славы (еще большей после смерти звезды, как это обычно бывает), песня «Гадюкиных» «Звездочка», на которую я сделал кавер-версию, получила такие комментарии: «Это же не тот «Бумбокс»! Какая псевдоукраинская! Суржик! Они там в своей России с ума сошли!»

Что касается Олега Скрипки, то здесь другая ситуация. Мы хорошо знакомы, и мне легче: вижу человеческое, а от того, что сам как музыкант начинаешь иметь уже со временем, абстрагируюсь. Это самое важное, когда, знакомясь с кем-то значимым для тебя, думаешь: скорее бы пал барьер между тем, что знаешь о человеке, и тем, о чем только узнаешь, становясь к нему ближе.

— Уже несколько лет подряд альбомы «Бумбокса» выходят одновременно в нескольких странах: Украине, России, Казахстане, США. На ваш взгляд, чем обусловлен спрос на украинскую музыку, в частности в России?

— Если учитывать, что самое известное российское аутентичное произведение «Очи черные» написал Гребинка, то это и будет ответом на ваш вопрос.

Если вы попытаетесь русскую народную песню перевести на украинский и наоборот, у вас никаких проблем не возникнет. Все остальное — уже отличается. Много очень разного, а это — нет. А возьмите и то же сделайте с польской народной песней. Запросто. В Черногории будете танцевать под местную музыку, будто в Карпатах. Почему? Потому что культуры похожи. Поэтому спрос будет всегда — с обеих сторон. Украинцам интересно идти от меньшего к большему. У России более масштабная территория, большее население. К тому же россияне, как мы убеждены, нам навязывают моду. Потому и радуемся, что кто-то из наших у них стал популярным. Но сколько российской музыки любим, даже не задумываясь о том, чья она. Так же и там. В России лучшими называют песни украинских авторов, а это 60% — от попа до рок-н-ролла. От Серова до Меладзе, от «ВИА- ГРЫ» до Королевой.

Хочется выходить за рамки одного языка, одной гармонии. Давайте быть разными! Потому что шаг от «я горжусь тем, кто я есть» до «я не горжусь тем, кто ты есть» — очень незначительный. Навязывать свое украинство — это так же примитивно, как и когда кто-то говорит, что Украинского государства и украинской культуры не существует.

— А как вы тогда реагируете?

— Я такого прямым текстом, слава Богу, не слышал. Но слышал подобное: «Хорошо, мы вам поможем, если что. Зовите!» Как реагирую? По-разному. Улыбаюсь обычно. Если вижу, что возможно объяснить в двух словах, то объясняю. Если же понимаю, что за целый вечер без бутылки водки не разобраться, то просто абстрагируюсь. Сложно избавиться от так называемых проблем, связанных с границами, людям, ограниченным пространством. К сожалению, большинство бывших и нынешних соотечественников не имеют возможности часто путешествовать и видеть, что в Испании от икоты вам англичанин или француз так же подаст стакан воды, как и русский или украинец.

— «Бумбокс» презентовал альбом «Середній вік» в Москве как раз после того, как в России прошли акции протеста против результатов выборов в Госдуму. Почувствовали ли вы изменение этого температурного градуса в обществе?

— Чувствуется ли что-нибудь в их обществе? Чувствуется. Что? Не знаю. Когда въезжаешь в любую страну, что-то да витает в воздухе. Тебе кажется, что это — давление системы. На самом же деле — атмосферное. Иногда думаешь: вот она, свобода в государстве с демократическими традициями в несколько веков. Приглядишься повнимательнее и кое-где увидишь притеснения этой свободы.

Интересно встретиться с одним-двумя россиянами и узнать, о чем они говорят, что называется, дома на кухне. Потому что общее не является чем-то постоянным.

Я произвел бы впечатление очень недалекого, если бы рассуждал о том, что происходит в России.

— В октябре в Украине пройдут парламентские выборы. «Бумбокс» будет поддерживать какую-нибудь партию или кандидата?

— Да я жду этого! Мы уже столько раз прозевали их! В конце концов надеюсь на этом серьезно нагреть руки! (Иронизирует.)

— Как-то вы сказали, что реальность — это не только телевидение. Вы часто смотрите телевизор?

— Нет. Изредка. Конечно, я интересуюсь новостями. Вот уже несколько лет вашу газету читаю. Преимущественно в аэропорту «Борисполь». Времени много, поэтому прочитываю ее от начала до конца. Мне нравится в «Дне» взвешенность. И взгляды наши во многих случаях похожи.

— А чем, кроме музыки, наполняете свою жизнь?

— Семьей, друзьями. Тем, что семья и друзья подсовывают, а я — им: фильмы, книги... Хотя сейчас не читаю столько книг, как когда-то. Из-за занятости, из-за лени. И стыжусь этого.

Средний возраст почему-то интеллектуально не такой насыщенный, как была юность. Если в юности на плече сидит только ангел, то в среднем возрасте появляется тот второй. Справа. И его голос более четкий. Поэтому появляется множество вопросов. На одни сразу находишь ответы, на другие — продолжаешь искать. И так всю оставшуюся жизнь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать