Есть «Контакт»!
Львовяне и киевляне успешно выступили на II Молодежном театральном форуме в БеларусиМогилев продолжает борьбу за звание театральной столицы Беларуси. Борьба эта честная, по молодежному задорная и, в высшей степени, творческая. Инициатор смелого начинания — Могилевский драматический театр, директор которого Андрей Новиков придумал и воплотил в жизнь идею Международного молодежного театрального форума с названием «М@артКонтакт», точно отражающим суть молодежного восприятия современности.
В этом году в Могилеве «контактировали» во второй раз. На Молодежном форуме собралось 12 театральных коллективов из 6 стран. Отличительная черта этого Арт-проекта — мощный образовательный момент. Кроме конкурсной программы существует специальная программа, включающая мастер- классы в различных сферах воспитания молодых актерско-режиссерско-драматургических талантов.
Своеобразным паролем обучающих и обучаемых было приветствие: «Есть контакт!» После чего с широко раскрытыми душами молодежь воспринимала наставления старших коллег и узнавала, что такое «Биомеханика Мейерхольда»; как достичь «единства в воспитании голоса, речи и движения драматического актера»; могла поработать в «Мастерской пластики и танца»; имела возможность продемонстрировать свои первые шаги в «Мастерской молодой режиссуры». Над результатами увиденного размышляли азартно, порой спорили, а разные мнения выливались на страницы «боевого листка» — газеты форума, которая создавалась еженощно молодежной редакцией. Наутро журналисты-энтузиасты выдавали на руки участникам свежий номер и без тени усталости устремлялись на поиски новых тем для следующего выпуска...
ТЕАТРАЛЬНАЯ МИСТЕРИЯ
Открылся Молодежный форум «М@артКонтакт» спектаклем Театра им. Янки Купалы (Минск) по произведению классика белорусской литературы Якуба Коласа «Сымон-музыка». Эта поэма об истории белорусского народа. Спектакль — пример поэтического театра. Образная притча о простом, сельском музыканте Сымоне, который смотрит на мир глазами творца, проходит все «круги» жизненных искушений и остается верен таланту, отпущенному ему Богом, воспринимается обобщением мыслей о высшем предназначении человека. Спектакль, поставленный известным белорусским режиссером Пинигиным, по форме решен как мистерия, в которой действует хор, комментируя события по примеру античных трагедий. Образно-пластическое изображение окружающего мира, событий, сопровождающих Сымона на жизненном пути, создает ощутимое впечатление протяженности культуры во времени, ее непрерывности, убеждает в важности сохранения и сбережения традиций (этот спектакль киевляне смогли видеть на гастролях минчан, проходивших в нашей столице в октябре прошлого года, см. «День», №188», 2006). «Сымон-музыка», получивший приз жюри «За современное сценическое воплощение национальной классики», продемонстрировал: как сегодняшними образными выразительными сценическими средствами можно представить материал давний, казалось бы, архаичный. В таком художественном переосмыслении традиций и современности таятся огромные возможности воздействия на эмоционально-историческую память народа.
Тема первого спектакля задала определенный тон ощущений всех последующих спектаклей — место человека на земле, я и мир. Понятно, что эти аспекты во все времена были и остаются главенствующими аргументами предмета искусства, но преобладание в спектаклях «М@артКонтакта» темы внимательного и последовательного исследования жизни человеческого духа было важной отличительной чертой Форума.
Дипломом за «Актерский дуэт» был отмечен польский спектакль «Кухонная драма» по пьесе «Мать» С.Виткевича Театра им. В. Богуславского (Калиш). Жанр спектакля определен как «довольно отвратительные вариации в четырех кошмарных частях». Актеры Мартин Борткевич и Карыл Свифт ведут зрителя запутанными лабиринтами человеческих отношений, странно-причудливых, трудно вообразимых. Сын и мать… Вслед за писателем, режиссер Станислав Отто Медзевский исследуют мотив болезненных взаимоотношений этих близких людей. Они словно до сих пор, когда сын уже взрослый человек, связаны пуповиной, которую пытаются разорвать и в то же время чутко охраняют ее от повреждения. Сложность и многогранность связи матери и сына заставляют актеров прибегать к натуралистичности изображения запутанных любви- ненависти двух людей. Они категоричны, непредсказуемы, жалки и категоричны в желании найти оправдание своих поступков, они запредельны. Можно сомневаться в их психическом здоровье, но они так убедительно-органичны в своей «мертвости» чувств, что даже при таких аномальных родственных отношениях доказывают — быть самим собой сын может только с матерью.
Хозяева форума — Могилевский драмтеатр показал один из последних своих спектаклей — «Билокси —блюз» Н.Саймона (режиссер В. Петрович). За эту работу театр был награжден дипломом «За актерский молодежный ансамбль». В «Билокси-блюз» — подходящий сюжет для шлифовки актерского ансамбля. Он повествует об общности различных людей одинакового возраста и как нельзя лучше проявил азарт молодых исполнителей сыграть пронзительную историю отношений новобранцев американской армии во времена Второй мировой войны. Идеальная ситуация для торжества психологического театра. Внешнего действия мало, напряженность ситуации нагнетается внутренним противостоянием этих разных людей, волей судьбы оказавшихся в одном месте. Каждый из актеров находит для своего героя своеобразную и органичную манеру, убедительную линию поведения. Они все разные, интересные, каждому из них сочувствуешь. А еще нет ощущения, что это американские солдаты, вполне можно представить, что эти мальчишки могли бы сойти за советских солдат с берегов Волги, например, а совсем не Миссисипи. Единственно, что их бы не отличало, так это стремление быть счастливыми, любимыми и лишенными необходимости идти под пули.
Дипломом «За яркую театральную образность» был награжден спектакль «Одинокий фокстрот» Театра «Приют комедианта» (Санкт-Петербург). В этой музыкальной мелодраме режиссер Василий Сенин «чувственное очарование и мистическую простоту прозы Андрея Платонова» переложил на музыку, он услышал ее звучащей и постарался воспроизвести пластически. В основу спектакля положен рассказ «Фро». Актриса Софья Горелик в роли Фро — словно шагнувшая со страниц книги. Как она чувствует скупую глубину фраз, как она словно телом их произносит, эмоционально переживает! Она — сама чувственность, само ожидание и потребность любви. Спектакль «Одинокий фокстрот» поражает ярчайшей театральной образностью. Например, поезд тут получается из вереницы чемоданов, «сцепленных» друг с другом. Их оставляют на пустом пространстве сцены мужья подруг. Этот замерший состав символизирует и остановившее время, и его быстротечность. Муж Фро уехал и она пропадает от любви. А когда подруги танцуют с мужьями, (в спектакле царят ностальгические мелодии тридцатых годов, а танцы — словно картинки времени), Фро страстно обнимает чемодан. Сцена встречи с возвратившимся мужем — кульминация действия, и тут режиссер предъявляет грандиозную фантазию. Любовное откровение играется через воду — стихия струй, потоков, брызг. «Жонглируя» тазами с водой, Фро и ее любимый в лучах серебристых прожекторов, купаются в своей любви. Она переливается за края их сердец, они омывают своим чувством целую вселенную, брызгами они достигают звезд.
Несколько спектаклей осталось без наград, что, впрочем, не свидетельствует об их плохом качестве. Просто выбирали лучшие из лучших. Среди получивших только зрительское признание — «Привет, эмигранты» Ж. М. Шевре (Вильнюс), «Чморик» В.Жеребцов (Челябинск), «Мыльная опера» (Витебск), «На языке страсти» (Эсслинген), «Гедда Габлер» Г.Ибсен (Москва).
УКРАИНСКИЙ «ЗВЕЗДОПАД»
Наша страна на «М@артКонтакте» была представлена тремя спектаклями — «Конец прекрасной эпохи» («Сузирья», Киев), «В ожидании Годо» С.Беккета (Театр им.Леся Курбаса, Львов), «Сирано де Бержерак» Э.Ростан (Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра, Киев).
Приз «За лучшую мужскую роль» получил исполнитель роли Сирано Николай Боклан. За сдержанной манерой игры актера угадываются бури страстей и ураганы переживаний. Всю энергию чувств он вкладывает в поэтические строчки. Талант, вдохновленный любовью, способен вырваться за прутья любых решеток, способен великодушно быть в тени красивого, но глупого соперника. Но может ли быть соперник у настоящего творца? Сколь не обманывался бы человек, в данном случае это Роксана, полюбившая не душу — лишь красоту, росток истинного «пробьется» сквозь любую толщу недоразумений. Нужно только не опускать рук, если уверен в своей правоте, в своих чувствах. «У поэта есть собственное небо, на которое он может возноситься«… Скорее всего, об этом хотел сказать режиссер Андрей Билоус в своем спектакле. Сценография спектакля (художник Олег Лунев) тоже работает на идею постановки. Варианты положений нескольких лестниц, трансформируясь по ходу действия, все же оставляют пространство сцены ажурно-открытым. В этой черно- белой графической гамме — свобода и одновременная замкнутость. Персонажи, словно куклы, оказываются «развешанными» на разных уровнях лестничных перекладин. Словно огромный кукольный театр Господа Бога, во власти которого снять очередного смельчака с гвоздя его судьбы и бросить в пучину страстей...
Приятно, что и второй украинский спектакль тоже не остался без награды на фестивале. Гран-при получил спектакль «В ожидании Годо» (режиссер Алексей Кравчук, Львовский театр им. Леся Курбаса).Спектакль поразил своей удивительной, по внутренней эмоциональности, мыслью о процессе творчества как о территории игры. Но в нем территория игры, территория актера разрастается до масштабов вселенной. Львовские актеры решили сыграть ожидание актерское, которое, однако, выходит за рамки лишь ожидания лучшей актерской судьбы, ролей, перемен. Философия реальности образным рядом перевоплотилась на сцене в философию игры. И зритель смотрит на изобретательное, филигранное театральное исполнение и постигает мудрость бытия. Высокое искусство — сказать понятно о вещах, над которыми человечество бьется всю свою историю и точного решения которых просто не существует. Неожиданная форма прочтения известной абсурдистской пьесы обыгрывает одну из главных ипостасей восприятия художественного произведения — многогранность, многоплановость. Все мы в жизни ждем своего Годо, представляя его таким, каким может создать его наша фантазия. Всего четыре актера (Стефан, Кравчук, Цьона и Береза) выстраивают на глазах зрителя условную модель бытия, конструкцию человеческих отношений. Когда люди не слышат друг друга, не пытаются услышать, да и просто не могут. В форме актерской шутки, нарочитого баловства, как пинг-понговый мячик «перебрасывают» исполнители с особой талантливой грацией бессмысленные фразы, которые после их произнесения и проигрывания вдруг становятся понятными. И как откровение на зрителей обрушивается текст Беккета, приводящий к мысли, что никакой это не абсурд, это то сокровенное, что спрятано глубоко в душе у каждого, то, что мы ждем и оттягиваем, от чего мучаемся и обнадеживаемся. От рождения и до прихода этого самого Годо…
Вердикт международного жюри зрители приняли, овациями демонстрируя согласие с решением профессионалов. Им же было интересно сравнить свой взгляд на просмотренные спектакли с мнением альтернативного молодежного жюри. И что же? Все отмеченное главным жюри совпало с решениями молодежного. Ребята постановили лишь добавить в список победителей спектакль «Чморик» — «За правду жизни», а для спектакля «В ожидании Годо» они изобрели формулировку номинации — «За нездоровый оптимизм»...
Выпуск газеты №:
№62, (2007)Section
Культура