Эстрадная царица песни
24 марта исполняется 100 лет со дня рождения легендарной Клавдии Шульженко
Она была невероятно популярна, ее фанатически любили миллионы поклонников. К. Шульженко без преувеличения можно назвать национальным достоянием бывшего СССР.
Хотя, казалось бы, голос Клавдии Ивановны был не таким уж и сильным. Она пела в основном о любви, но ее «Синенький скромный платочек» и «Давай закурим» стали не просто шлягерами. Это эстрадная классика, наша история, а главное, что даже сегодня, когда слушаешь шульженковские записи, каждое ее слово, интонация голоса проникает в сердце. Клавдия Шульженко была для публики символом советской эстрады. Ее называли царицей песни и советской Эдит Пиаф. У певицы было удивительно творческое долголетие (более шести десятилетий она выступала на сцене), пластинки К. Шульженко выходили многомиллионными тиражами. Она выпустила 23 (!) гиганта. Несколько поколений слушателей выросло на шульженковских песнях.
Клавдия Ивановна Шульженко родилась в Харькове. О своей легендарной землячке помнят в Украине. В Харькове существует Музей Клавдии Шульженко, ежегодно проводятся шульженковские фестивали. Одним из условий для певца, участвующего в них, является исполнение песен из репертуара знаменитой певицы.
КАК СТАТЬ ПЕВИЦЕЙ?
Романс «Снился мне сад» был очень популярен в Харькове в 20-е годы прошлого века. Режиссер Харьковского драматического театра Николай Синельников ввел его в свой новый спектакль «Казнь», поставленный по пьесе Григория Ге. Этому спектаклю, повествующему о нелегкой жизни актеров, предназначено было сыграть особую роль в творческой судьбе Клавдии Шульженко. Именно в нем она впервые выступила как певица. Будущая знаменитость появлялась на сцене в четвертом акте, когда героиня пьесы устраивает в ресторане прощальный ужин для своих коллег. Клавдия Шульженко играла певицу, почти такую же, как героиня пьесы, только находящуюся в самом начале пути.
В книге своих воспоминаний «Когда вы спросите меня» Клавдия Ивановна написала: «Я выходила на небольшую площадку, напоминавшую эстраду, в сопровождении двух гитаристов и начинала петь: «Снился мне сад в подвенечном уборе, в этом саду мы с тобою вдвоем...» Мой взгляд падал на героиню спектакля. Я видела, что хорошо знакомые слова романса вдруг привели ее в смятение, и, угадав, распознав ее состояние, пела уже только для нее, стремясь ей, именно ей, поведать прекрасную мечту, сказочный сон о большой, но не сбывшейся любви».
Как вспоминали очевидцы, пение К. Шульженко тронуло сердце всех зрителей. Зал зааплодировал, и тогда исполнительница главной роли неожиданно подошла к Клавдии Шульженко и расцеловала ее. Известный харьковский коллекционер, исследователь шульженковского творчества Дмитрий Сикар, вспоминая этот факт из биографии певицы, утверждал, что и Клавдии Ивановне, и многим поколениям харьковчан «снился» именно Карповский сад...
В начале марта 1923 года 17-летняя дочь харьковского бухгалтера решила осуществить свою мечту — стать актрисой местного музыкально-драматического театра. Режиссер Николай Синельников спросил: «Что умеете?» От смущения Клава выпалила: «Все!» И более робко пояснила: «Петь, декламировать и танцевать!» Н. Синельников попросил ее исполнить популярную песню «Розпрягайте, хлопці, коней», а аккомпанировал Клаве заведующий музыкальной частью театра, начинающий композитор Исаак Дунаевский. Поговаривали, что Клавдия тут же влюбилась в И. Дунаевского, но он не обращал никакого внимания на молоденькую симпатичную статистку... На несколько лет судьба развела их в разные стороны. А в 1930-м году на сцене Ленинградского мюзик- холла состоялась творческая встреча уже известного композитора с завоевавшей популярность эстрадной певицей: К. Шульженко играла роль в спектакле «Условно убитый», музыку к которому написал Дмитрий Шостакович, а за дирижерским пультом стоял И. Дунаевский.
А в 1939 году на Первом всесоюзном конкурсе артистов эстрады Клавдия Шульженко стала лауреатом. Она так проникновенно исполняла лирическую песню «Записка», что публика потребовала спеть ее на бис. И. Дунаевский как член жюри первый поздравил К. Шульженко с победой, а его песни вошли в ее репертуар. Специально для Клавдии Ивановны композитор написал песни «Окрыляющее слово», «Письмо матери», «Школьный вальс», а также песни для фильма с участием К. Шульженко «Веселые звезды».
ЛЮБОВЬ И КАРЬЕРА
Клавдия Ивановна с грустной улыбкой вспоминала свою «непутевую любовь» — поэта и заядлого картежника Илью Григорьева. Любила его страстно, хотя им приходилось ютиться в маленькой каморке. Она не обращала внимание на хроническое безденежье, так как гонорары И. Григорьев тут же проигрывал. Ссоры и следовавшие за ними разлуки не укрепляли отношения молодой пары. Как-то, находясь на гастролях в Нижнем Новгороде, К. Шульженко познакомилась с известным одесским куплетистом Владимиром Кемпером (театральный псевдоним — Коралли), влюбившимся в нее с первого взгляда. Коралли тут же предложил Клавдии выйти за него замуж. Как вспоминала певица, на крыльях счастья он помчался за благословением в Одессу к матери, а та заявила: «Только через мой труп!» Но Владимир ослушался материнского приказа. Более того, ему пришлось бороться за свою любовь. В ту пору К. Шульженко и И. Григорьев решили узаконить свои отношения. Неприятную новость Коралли узнал на харьковском концерте, в котором они принимали участие. После выступления мужчины попытались поговорить тет-а-тет. Вспыхнула драка. В пылу Коралли выхватил браунинг, при виде которого И. Григорьев тут же остыл и убежал. «Виновница этого инцидента по достоинству оценила мой любовный порыв, —рассказывал, смеясь, Коралли, — и тут же согласилась стать моей женой. В 1931 году она родила нашего сына Игоря (Гошу)...»
В 1940 году был организован джаз-оркестр под управлением К. Шульженко и В. Коралли. Выступление нового коллектива решено было сделать театрализованным. В первой программе «Скорая помощь» обыгрывались эпизоды, показывая, как оказывать медпомощь в быту. Вторая целиком строилась на конферансе. В репертуаре у певицы появилось много шуточных песен: «Курносый», «О любви не говори», «Упрямый медведь», «Нюра»...
Объявление о начале войны застало Клавдию Ивановну на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, К. Шульженко стала солисткой фронтового джаз-ансамбля. По-настоящему народной певица стала в годы войны. Волею судеб очутившись на Ленинградском фронте, Клавдия Шульженко только за период блокады Ленинграда дала 500 концертов! Поистине культовыми песнями стали «Синий платочек», «Давай закурим», «Руки» и др. Певица участвовала в съемках фильма «Концерт фронту», а в 1943 году представила программу «Города-герои».
С лета 1945 года К. Шульженко стала выступать сольно. Она сотрудничала с такими известными аккомпаниаторами: Л. Фишманом, Б. Мандрусом, Д. Ашкенази. Стремясь расширить тематику и обогатить форму эстрадной песни, К. Шульженко в 1947 году обращается к сюите В. Соловьева-Седова «Возвращение солдата» и «Симфоническому вальсу» А. Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад».
Публика обожала певицу, а вот сильные мира сего не особенно ее жаловали. Клавдия Шульженко не пользовалась особым расположением Сталина, поэтому при нем получила лишь звание заслуженной артистки РСФСР, орден Красной Звезды и медаль «За оборону Ленинграда». Был равнодушен к ее творчеству и Никита Хрущев. Причина прохладного отношения со стороны властей — независимый характер певицы, которая никогда не воспринимала диктата власть предержащих.
Кстати, Клавдия Ивановна — одна из первых в бывшем Советском Союзе женщин, осмелившихся носить брюки. Особое недовольство чиновников от культуры вызвал тот факт, что певица посмела использовать их в концертных костюмах... Не заладились и ее отношения с Фурцевой («лучшей ткачихой среди министров культуры и лучшим министром культуры среди ткачих»)...
Главные награды на К. Шульженко посыпались во времена правления обожавшего ее Леонида Брежнева (в 1971 г. она стала народной артисткой СССР, получила орден Ленина и новую квартиру в центре Москвы). Но с конца 70-х годов Клавдия Ивановна прекращает выступления с сольными программами, принимая участие лишь в сборных концертах. Одной из самых популярных песен ее репертуара того периода стала песня «Вальс о вальсе» Э. Колмановского на стихи Е. Евтушенко.
Не все знают, что долгие годы К. И. Шульженко была «невыездной» — ей запрещали заграничные гастроли. И все же, несмотря на тернии на пути к мировой известности, слава все таки пришла к Клавдии Ивановне. В документальном фильме «Неизвестная война», где роль ведущего исполняет Берт Ланкастер, в эпизодах, связанных с судьбой Харькова, звучит неповторимый шульженковский голос...
«ЖЕНЩИНА-МИФ»
«Примером, идеалом эстрадного пения была для меня Клавдия Шульженко, — написала известная оперная певица Галина Вишневская. — Все в ней мне нравилось. С самого появления ее на сцене я попадала под обаяние ее огромного мастерства, ее внешнего облика, ее пластики, ее отточенных движений. В каждой песне возникал определенный сценический образ, каждая песня была законченным произведением, со своим вступлением, развитием и финалом. Эстрадный жанр очень опасен легкостью и соблазном соскользнуть на дешевые эффекты, на убогие актерские трюки, у которых одна цель: ублажить публику. Клавдию Шульженко никогда не покидало чувство меры — она была удивительная артистка. Прекрасные выразительные руки, богатая мимика — все отражает внутреннее, душевное движение. Все искренне прочувствовано, естественно исполнено и умно рассчитано. Она никогда не пела с микрофоном.
Голос у нее был небольшой, но очень приятного тембра. Она будто и не пела, а легко и свободно напевала, не фокусируя звук, что немедленно создавало особую атмосферу интимности и неизменно покоряло зрителя.
Она создала в этом жанре свой собственный стиль и царила на эстраде десятки лет. Из известных мне певиц я могу сравнить ее по степени таланта только с Эдит Пиаф, хотя по характеру дарования они совершенно разные: в Пиаф — надломленность, трагический надрыв, в Шульженко — мягкая лиричность, светлая женственность. После ее пения хотелось жить.
Я ходила на ее концерты, как в школу высочайшего мастерства, и многому у нее научилась. От нее у меня любовь к концертной деятельности. Она одна из немногих певиц, о которых я могу сказать: в ней все было гармонично. Конечно, я стремилась петь ее репертуар в своих концертах. Ноты купить нельзя — репертуар был ее собственностью, поэтому я на одном концерте запоминала мелодии понравившихся мне песен, на другом — тексты, а уж после третьего я знала все, что меня интересовало. Шла к своему аккомпаниатору, объясняла характер песни, он подбирал аккомпанемент, записывал на нотную бумагу и — готово».
ПАМЯТЬ
Последней значительной вехой в творчестве Клавдии Шульженко стал ее юбилейный концерт в Колонном зале Дома Союзов в 1976 году. Сохранилась телеверсия его и восторженные рецензии критиков. В одной из статей было написано: «Великолепный туалет, благородная осанка. На сцену вышла царица песни. У К. Шульженко неповторимые по выразительности жесты и голос — свежий, как в юности, но более емкий и глубокий от всего пережитого». А в 1977 году состоялось последнее свидание Клавдии Ивановны с Харьковом (в рамках ее гастрольного турне)...
В конце 70-х годов К. Шульженко осталась одна. Как считали люди, хорошо ее знавшие, слишком сильный характер и нежелание идти на уступки привели к краху на личном фронте. Клавдии Ивановне приносила радость лишь семья сына (Игоря Владимировича Кемпер-Шульженко). Певицу коробило, когда ей напоминали о старости или назойливо пытались сфотографировать вблизи... В последние годы жизни, когда Клавдия Ивановна сильно болела и уже не могла работать, главным утешением певицы стал рояль. За ним она забывала о своих невзгодах. Врачи рассказывали, когда К. Шульженко лежала в больнице без сознания и жизнь отсчитывала последние часы, как только сознание к ней возвращалось, она шептала: «К роялю! К роялю!» 17 июня 1984 г. Клавдия Ивановна умерла.
Проводить певицу собрались тысячи людей. В день похорон Клавдии Шульженко на Новодевичьем кладбище шел дождь. Но когда гроб с телом певицы стали опускать в землю, выглянуло солнце, словно прощаясь с мастером эстрадной песни. А через 12 лет рядом с могилой К. Шульженко появилась еще одна — не дожившего несколько дней до своего 90-летия Владимира Коралли, для которого Клавдия Ивановна, хоть они расстались, так и осталась самой любимой женщиной...
Летом 2004 года в Киеве в Музее одной улицы проходила выставка «Клавдия Шульженко: Наивный мир наивных лет», вызвавшая огромный интерес публики. Тогда на презентацию приезжал сын певицы Игорь Кемпер-Шульженко и ее родственник, директор Музея Клавдии Шульженко, Борис Агафонов. Ныне, 22 марта в Российском посольстве в Украине пройдет вечер, посвященный легендарной певице, на котором будут представлены музейные экспонаты — уникальные фотографии, афиша последнего концерта, личные вещи, и, конечно же, прозвучат ее песни...
Выпуск газеты №:
№46, (2006)Section
Культура