Эталон взаимопонимания
Международное исполнение «Реквиема» Дж. Верди было приурочено к 100-й годовщине Первой мировой войны
Нынешний киевский концертный сезон имеет мощную итальянскую составляющую. «День» уже писал об уникальном первом Фестивале итальянского музыкального барокко в Украине, как столичных меломанов уже ждала следующая жемчужина итальянской музыки — знаменитый «Реквием» Джузеппе Верди. Этот международный проект инициирован государственными и культурными институтами республики по случаю председательства Италии в Совете Европейского Союза. К реализации акции приобщились: Посольство Италии и Итальянский институт культуры в Украине, а также многочисленные отечественные и зарубежные партнеры — Министерство иностранных дел и Министерство культуры Украины, Польский институт в Киеве, Варшавская Национальная опера, послы Польши, Болгарии, Швейцарии, спонсоры.
Такая активная политическая поддержка сугубо художественного проекта вполне понятна: исполнение «Реквиема» было приурочено к 100-й годовщине Первой мировой войны. Для жителей постсоветского пространства та «давняя» война несколько прикрыта трагедией Второй мировой. Но давайте вдумаемся: последствия Первой мировой были не менее ужасными. Это война, которая шла не только в Европе, но и в Африке, и Азии; в той войне погибли воины Австрии, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Германии, России, Турции, Франции, Палестины, Сирии, Польши, балканских стран — более 22 миллионов! Первая мировая — это ужасные преступления против человечества — использование химического оружия, геноцид армян, это разрушение четырех империй — Российской, Австро-Венгерской, Османской, Германской, это невосполнимые общественные, экономические, культурные потери.
— Мы до сих пор являемся свидетелями шрамов, которые остались в сознании Европейских Наций от той ужасной войны, — сказал в своем поздравительном слове перед исполнением «Реквиема» посол Италии в Украине Фабрицио РОМАНО.
Но сегодня к тем, старым шрамам добавляются новые, ведь 2014 год вошел в историю как год вооруженной агрессии и оккупации части Украины. «Ніколи знову!», — этот лозунг художественной акции не только напомнил об ужасе столетней давности, но и апеллировал ко дню сегодняшнему.
Выбор произведения для чествования памяти погибших и — в то же время — предостережение современникам чрезвычайно удачный.
Во-первых, это реквием — жанр заупокойной мессы, уходящий своими корнями во времена Средневековья. Впрочем, в европейской музыке, начиная с Нового времени, реквием перестал иметь сугубо обрядовое значение — и стал обобщенным жанром скорбно-траурного характера. Это не просто обряд, это — философское осознание хрупкой беззащитности Человека и Человечества перед трагической мимолетностью Жизни, непрерывного и неумолимо-разрушительного Времени. Именно так воспринимаются сегодня реквиемы Моцарта, Верди, Листа, Брукнера, Гуно, Бриттена...
Во-вторых, «Реквием» Верди — одно из самых гениальных романтических произведений, имеющее одновременно и всеобщее, и национально-итальянское звучание. Написанное в 1874 году уже знаменитым автором «Риголетто» и «Травиаты», «Дона Карлоса» и «Аиды», произведение было создано к годовщине смерти одного из самых известных итальянских писателей, друга Верди Алессандро Мандзони. После триумфального исполнения в Милане (в церкви св. Марка, потом — в театре Ла Скала), вердиевский шедевр с неизменным успехом звучал в Париже, Лондоне, Берлине, Вене, Мюнхене, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Токио. На сегодняшний день «Реквием» Верди является одним из наиболее часто исполняемых произведений этого жанра в мире.
Неоднократно исполнялся «Реквием» и в Киеве, особенно активно в прошлом году, к 200-летию композитора. Однако исполнение в рамках акции «Ніколи знову!» является едва ли не лучшим и самым успешным за последние годы. Во многом этот успех стал возможен благодаря идеальному звучанию огромного хора, объединенного из трех монументальных украинских коллективов (капеллы «Думка», Национальной оперы и Национальной музыкальной академии Украины). Хормейстеры (Евгений Савчук и Богдан Плиш) не просто свели четыреста хористов в «разовый» коллектив, но сформировали единый творческий организм, — с природной органикой и уникальной динамической палитрой (чего только стоят тончайшие пианиссимо!), виртуозный и гибкий (особенно ярко эти качества проявились в хоровых фугах).
Оркестр Национальной оперы под руководством Николая Дядюры (который, кстати, дирижировал по памяти) показал лучшее, на что он способен в плане баланса с хором и солистами. Дядюра выстроил «Реквием» как динамическую волну, ярко противопоставив образные полюсы: неизбежно-неумолимые, мощно активные, с одной стороны — и лирически-молитвенные, кантиленно-личностные — с другой.
И, конечно, солисты. На этот раз киевляне наслаждались интернациональным квартетом, в котором пели Риккардо Дзанеллато (бас, Италия), Бойко Цветанов (тенор, Болгария—Швейцария), Магдалена Идзик (меццо-сопрано, Польша) и Оксана Крамарева (сопрано, Украина). Каждый из солистов привнес в интерпретации «Реквиема» свои неповторимые и ничем не заменимые нюансы. Риккардо Дзанеллато покорил настоящим итальянским бельканто; красота его голоса подтвердила славные традиции итальянской вокальной школы. Бойко Цветанов (который пел наизусть) — настоящий героический тенор, который тонко подчеркнул оперные аллюзии вердиевского произведения. Магдалена Издик достойно исполнила свою — едва ли не самую сложную по диапазону и длительности — партию; настоящей лирической кульминацией стала в ее исполнении «Лакримоза». Наконец, Оксана Крамарева была непревзойденной не только во всех сольных эпизодах и ансамблях, но и в самой ответственной — заключительной — части (Libera me).
Конечно, «Реквием» Верди еще не раз будет звучать в Национальной опере. Но исполнение по случаю председательства Италии в Совете Европейского Союза всегда будет эталоном — искусства, красоты, совершенства, взаимопонимания и ответственности.
Выпуск газеты №:
№228, (2014)Section
Культура