Перейти к основному содержанию

Этнорукотворы из сундука

Монография «Українські народні головні убори» — итог 20-летнего труда ученого-исследователя Галины Стельмащук
27 сентября, 10:27

Напомним, в «Дне» (№№ 154 — 155) было опубликовано мнение доктора искусствоведения Михаила Селивачева о двухтомном труде киевской исследовательницы Оксаны Косминой «Традиційне вбрання українців» (2008—2011 гг.), а продолжением этой темы может стать искусствоведческий анализ альбома-монографии Галины Стельмащук «Українські народні головні убори», изданного львовским издательством «Апріорі» (2013 г.).

«Я в серці маю те, що не вмирає...» — эти поэтические строки Леси Украинки можно было бы в полной мере отнести и к творчеству ее землячки-волынянки, доктора искусствоведения, профессора ЛНАИ, члена-корреспондента НАИУ Галины Стельмащук, автора альбомов-монографий «Традиційні головні убори українців» (1993), «Український стрій» (2000), «Давнє вбрання на Волині» (2006), «Українське народне вбрання» (2013), связанных с углубленным изучением народных костюмов, дающих «в руки тот известный из сказок волшебный клубочек, который разматывается и катится, и ведет правильным путем воскресения памяти...» — от «человека к наряду».

Последнее из ряда — нарядное широкоформатное издание — «Українські народні головні убори» посвящено обстоятельному рассмотрению процесса развития головных уборов и причесок, которые носили на территории Украины с древних времен до начала ХХ века и отражали, как утверждает автор во вступительном слове, «особенности этнокультурных процессов как отдельных историко-этнографических зон и всей украинской этносоциальной общности, так и общеславянской общности в целом».

Опираясь на археологические исследования палеолитических времен, находки из неолитических могильщиков и памятники скифских курганов, автор приводит описание и подает реконструкции головных уборов в контексте их исторического развития до пластических фигурок мартыновского сокровища и черняховской культуры.

Головные уборы периода княжеских времен мы встречаем на страницах византийских и древнерусских рукописей и в иконографических источниках   — фресках и мозаиках, в которых «подробно изображены князья и их близкое окружение» — феодалы и воины. Представления о головных уборах и прическах горожан и крестьян дают археологические останки, найденные в славянских курганах на Киевщине.

Рассказ об украинцах ХVІ — ХVІІІ веков всесторонне анализирует головные уборы разных слоев населения того времени — князей и шляхтичей, мещан — купцов, ремесленников и городской бедноты, казацко-запорожского сообщества и селянской среды, справедливо отмечая, что «головные уборы указывали на сословно-классовую принадлежность». Взяв за основу описания странников ХVІ — ХVІІ веков (в частности дневник Эриха Лясоты и путевые заметки Гийома Левассера де Боплана), а также фундаментальные исследования украинских историков М. Грушевского, М. Костомарова, Д. Антоновича и других, профессор Г. Стельмащук обстоятельно исследовала особенности развития головных уборов разных слоев украинского населения (кстати, это было и темой ее докторского диссертационного исследования). Хорошей почвой для анализа мужских и женских головных уборов и причесок стали ктиторские и донаторские иконы, казацкие «Покрови» и «Козаки-Мамаї», парсуны-портреты украинской шляхты ХVІ — ХVІІ вв., а также акварели Ю. Глоговского, рисунки Т. Калинского, иллюстрации неизвестного художника к труду М.        Аркаса «Історія України-Руси» и С. Василькивского и М. Самокиша к альбому «З української старовини» Д. Яворницкого. В итогах раздела автор делает вывод, что «головные уборы с княжеских времен до конца ХVІІ в., как и украинский национальный костюм в целом, достигли своего наивысшего развития в формообразовании, использовании материалов..., создававших национальный колорит...»

Следующий раздел «Традиційні головні убори українців ХІХ сторіччя» посвящены всестороннему анализу региональных особенностей мужских головных уборов — от традиционных народных смушковых шапок, кучм, малахаев и клепань до шляп, картузов, фуражек и мазепинок нач. ХХ в.; причесок и головных уборов девчат, уделяя внимание способам плетения кос и использованию налобных повязок-лент и хусток; женским прическам и головным уборам, прикрывавшим волосы у замужних женщин, — кыбалки, очипки, хустки и намитки, способы их конструирования и декорирования, «что привело к созданию чрезвычайно сложного комплекса — наряда для головы, в котором мы находим развитие всех функций и формообразования», — подводит итог автор исследования.

Самыми значительными по объему и, в то же время, самому значимому по материалу разделу являются «Традиційні головні убори українців у народних звичаях і обрядах». Написанию этого раздела (как и всей монографии) предшествовал скрупулезный подвижнический труд Г. Стельмащук и М. Билан (автор предисловия) в условиях полевых исследований в составе научных экспедиций (1976—1986) в разных этнорегионах Украины, работа с архивными материалами и фондовыми собраниями музеев народного искусства как Украины, так и США, Канады, Италии. Анализируя символы и атрибутику обрядов и обычаев, автор рассматривает детские, девичьи и женские волосы в народных обычаях и обрядах, где «коса — главнейший признак девичьей красоты и девичьей чести»; акцентирует значение венка как головного убора, символа и оберега украинской дивчины; раскрывает знаковую систему свадебных головных уборов, а также семантику головных уборов в элементах свадебной, погребальной, религиозно-праздничной обрядности.

Завершающим аккордом книги стал раздел «Роль функцій у процесі формування художніх особливостей традиційних головних уборів українців», где на основе богатого визуального материала автор делает вывод, что «в обрядовых головных уборах конца ХІХ — начала ХХ в. совмещались все функции, однако наряду со знаковой и обереговой, которые постепенно теряли свое первобытное языческое семантическое значение, становится доминирующей эстетическая».

В целом, рецензированный альбом-монография имеет характер обстоятельного научного исследования, где текстовая часть читается легко и интересно, источниковедческая база, поданная в конце каждого раздела, характеризуется глубиной и профессиональностью, поданный в конце словарь терминов значительно расширяет наши знания в данной тематике. Богатый иллюстративный материал   — архивные фотографии, собранные на территории всей Украины, репродукции произведений изобразительного искусства из многих отечественных и зарубежных музеев, рисунки-реконструкции головных уборов и фотопортреты современных моделей в народных уборах, значительно расширяют возможности восприятия и понимания темы головных уборов украинцев.

И в завершение хочется выразить надежду, что выход в свет альбома-монографии «Українські народні головні убори», ставшей итогом более чем двадцатилетнего труда ученого-исследователя Галины Стельмащук, будет достойно оценен читателями — ценителями украинского прошлого, и станет еще одним ценным вкладом автора в историю украинского искусствоведения и декоративно-прикладного искусства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать