Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Этот милый странный дом

В афише Национального театра им. Леси Украинки появилась «старомодная» комедия о том, что никогда не выйдет из моды
11 мая, 2016 - 15:58
НЕСМОТРЯ НА ПРЕПЯТСТВИЯ — ЛЮБВИ БЫТЬ! НА ФОТО: ДМИТРИЙ САВЧЕНКО (КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ ГУСЯТНИКОВ) И ЕЛЕНА СИЛАНТЬЕВА (НИНА ЛЕОНИДОВНА) / ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

В Киеве, в День победы состоялась долгожданная премьера спектакля «В этом милом старом доме». Пьесу известного драматурга Алексея Арбузова режиссер Михаил Резникович поставил как «сказку для взрослых». Роли исполнили три поколения артистов: корифеи — Валерия Заклукнная и Юрий Мажуга, представители среднего поколения — Татьяна Назарова, Дмитрий Савченко и Елена Силантьева, а также студенты Театрального университета.

ВЕРЮ — НЕ ВЕРЮ!

Сюжет этой сказки вовсе не фантастический, а вот ее герои в трактовке режиссера какие-то нездешние. Ни в 1960-е, когда происходят события, ни — тем более сегодня не было и нет таких простодушных, нравственно-чистых, порой наивных и бескорыстных людей. Все слишком уж красиво, чтобы быть правдой. Здесь не врут, не злятся, не завидуют, не ненавидят. В этом доме живут музыкой и любовью. Здесь говорят несколько высокопарными словами... В этом безумном, холодном, эгоистичном мире «милый старый дом» — тихая заводь, потерянный рай...

И первой его теряет Юлия (Татьяна Назарова) — опереточная актриса, прожив 19 лет в приморском городке с мужем, детьми и свекровью, уходит из семьи, полюбив другого. Правда наваждение длится недолго, и спустя два года героиня возвращается, надеясь, что родные простят и примут ее обратно. Однако поздно: бывший супруг Костя Гусятников (Дмитрий Савченко) собирается жениться молодом враче-стоматологе Нине (Елена Силантьева). Основная коллизия сюжета в том, что только что прибывших в городок администратор гостиницы Юлю и Нину подселяет в один номер. Женщины, не подозревая о том, что любят одного и того же мужчину, успевают подружиться...

Татьяна Назарова не играет кокетливую приму. Ее Юлия — актриса, уставшая ломать комедию. Она карикатурно, с пренебрежением демонстрирует, как пела в театре «Карамболину-Карамболетту» из «Фиалки Монмартра» и пускается в отчаянный пляс, хвастаясь несуществующими признаками кажущегося благополучия: «Квартира в Москве, в театре успех, статейки в газетах, муж           — весельчак... Чего же еще, девочка, чего же еще»? На самом деле нет у нее ни мужа, ни квартиры — сплошное выжженное поле...

Отрезвление Юлии, ее «похмелье» тем тяжелее, чем счастливее влюбленный Гусятников. Дмитрий Савченко создает образ человека опьянного предощущением счастья. Он «выпадает» из реальности, видя смеющуюся Нину в белых одеждах (этот мираж будет сопровождать героя на протяжении всего спектакля), говорит рассеянно, сбивчиво... По наивности не понимает, с какой целью Юлия «приехала погостить». Диалог бывших супругов — одна из самых эмоционально сильных сцен спектакля. На прощание Юлия споет их общую песенку — ту, с которой все начиналось, споет, как реквием по прошлому, потеряв всякую надежду. Он в последний раз инстинктивно потянется к ней, они закачаются в ритме, разделенные несколькими шагами, как пропастью: он — к ней, она — от него, и наоборот... В этом намеке на вальс, в этом недотанце Юлии и Гусятникова — все несбывшееся и невозвратимое.

ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ

Возлюбленная Гусятникова — Нина — хорошая, но такая нелепая! И хотя дети в сердцах назовут ее «страшиликом», и по воле автора Елене Силантьевой придется надеть очки и несуразную шапочку, симпатия к этому персонажу не ослабнет. Эта Нина истосковалась по нежности и очень боится спугнуть свое долгожданное счастье. Она хочет казаться лучше, чтобы нравиться, и не подозревает, что нравится как раз своей неподдельностью. Актриса сумела создать очень искреннего человечка, заслуживающего счастья и любви.

Впрочем, любви в спектакле хватило на всех. В этом доме кокетничают друг с другом даже бабушка Раиса и ее то ли первый, то ли четвертый (она сама пока не разобралась) муж Эраст. Эту сладкую парочку на премьере сыграли Валерия Заклунная и Юрий Мажуга.

Детей Гусятниковых, а также их возлюбленных сыграли студенты-третьекурсники Театрального университета (мастерская М.Резниковича ). Они сумели использовать во благо чувство локтя и радостное кипение юной жизни. В контрапункт беззаботной молодежи, всплескам радости и ничем неомраченного счастья работает исполнитель роли старшего сына — Макара — Илья Пономаренко. Он являет на сцене жизненную объемность и повышенную чуткость, что даже не верится в то, что перед вами студент. В этой трактовке Макар стал совестью семьи. Для него этот рай еще не потерян, но, послужив в армии, столкнувшись с реальным миром, он единственный, кто понимает, как трагически хрупок этот мир.

Хрупкость, зыбкость, бестелесность — основная примета этого спектакля. Постановка напитанная нежностью и любовью — поэзия от театра, эфемерная и неуловимая. Эту тончайшую материю нельзя «пощупать», нельзя вывести ее формулу, математически рассчитать. Герои спектакля такие, какими мы должны быть. Они — самое лучшее в нас, самое простое, правильное, детское и честное. «Старомодная комедия о почти старомодных людях», — анонсирует спектакль режиссер, и два часа сидя в зале, недоумеваешь, когда успели выйти из моды душевные качества, очеловечивающие людей. Этот старый, милый удивительно теплый, уютный мир — не утопия. Это последняя надежда на то, что — руку протяни, обернись, — рай достижим. Спектакль-сказка, спектакль-мечта...

Анастасия ГЕРМАНОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ