Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Эту Родину мы потеряли. Навсегда...»

19 января исполнилось 80 лет со дня рождения выдающегося украинского кинорежиссера Роллана СЕРГИЕНКО
20 января, 10:42
ПОТЕРЯ И ПОТЕРИ — ЭТО ОЩУЩЕНИЕ ПРЕСЛЕДОВАЛО Р.СЕРГИЕНКО ДОЛГО, И ОБРАЗОВАЛСЯ ЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ ЦИКЛ: «КОЛОКОЛ ЧЕРНОБЫЛЯ», «ПРИБЛИЖЕНИЯ К АПОКАЛИПСИСУ. ЧЕРНОБЫЛЬ РЯДОМ», «ЧЕРНОБЫЛЬ. ТРИЗНА», «ЧЕРНОБЫЛЬ. ПОСЛЕСЛОВИЕ»... / ФОТО С САЙТА НСКУ

Роллан Сергиенко — негромкое имя в нашем кино. К сожалению. Потому что по послужному списку он в первой когорте украинских кинематографистов. Среди его фильмов лишь несколько игровых — «Белые тучи», «Счастье Никифора Бубнова», дебютная короткометражка «Карты». А большинство — это неигровые, документальные, среди которых бесспорные, на мой взгляд, шедевры: «Признание в любви»,  «Открой себя», «Закон Вернадского»,  «Колокол Чернобыля», «Порог», «Чернобыль. Послесловие».

АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО: «ВАС ЗАТОПЧУТ!»

Сергиенко — сын учителей из Черниговщины. И — внук, по материнской линии, священника. Это многое объясняет — и в его судьбе, и в том моральном кодексе, который он исповедует: через искусство.

А еще он ученик самого Александра Довженко, учился на легендарном ВГИКовском  курсе, набранном классиком в 1955-м. Однокурсник Сергиенко, Отар Иоселиани (уже так же мировой классик) вспоминает: Довженко в конце первого курса сказал, что ни ему, Отару, ни Сергиенко не нужно заниматься режиссурой. Почему? «Вас затопчут, — сказал Довженко. -Вы слишком деликатны». Деликатны, а здесь нужно быть другим: пробивным, дерзким. Ни тот, ни другой не послушались и в режиссуру все же пошли, и слава богу.  Однако же, очевидно, не раз Сергиенко вспоминал это «вас затопчут».

Скажем, тогда, когда его отстранили от съемок картины «Иду к тебе» — о Лесе Украинке, по сценарию Ивана Драча (позже фильм все же поставит Николай Мащенко). Или когда запретили документальную ленту «Открой себя», посвященную Григорию Сковороде. Уже во времена перестройки, в конце 1980-х, ее снимут с «полки» и даже присудят Шевченковскую премию. Однако все это нужно было пережить, устоять на ногах. Причина этих и других запретов — неизменное присутствие высокой художественной логики, что всегда воспринималось чиновниками как малопонятная, однако очевидная угроза самому их существованию. А еще высшие моральные принципы. «Среди нас всех, — безапелляционно утверждает режиссер Роман Балаян, — Роллан является самым порядочным человеком».

По требованию сделать энное количество изменений в «Открой себя» Сергиенко ответил Госкино дерзким 17-страничным письмом. «Вы видите только буквы, а составить из них слова не умеете», — написал он. Ничего, правда, особенно для тех времен. А еще внук священника выразил возмущение требованием очистить зрительный ряд картины от кадров с церквями, соборами.  Веками, продолжал режиссер, они были для людей воплощением красоты и совершенства, а теперь вы требуете от этого отказаться?? И вообще — что это за требования такие, даже к режиссеру, который сделал несколько фильмов. А если бы на моем месте был молодой начинающий? Это же вы позвоночник ему таким образом сломали.

«СЕГОДНЯШНЯЯ СТАВКА НА БУРЖУАЗНОСТЬ — В ПРИНЦИПЕ ЭТО СТАВКА НА АНТИХРИСТИАНСТВО»

Еще одна однокурсница Сергиенко по ВГИКу, Ирина Поволоцкая, считает, что  Роллан Петрович «оказался самым верным учеником Довженко. Есть такое ощущение. Он как-то в непосредственном смысле принял этот огонь на себя». Речь, прежде всего, о фильмах Сергиенко о Чернобыльской трагедии. Действительно, определяющим для  «Украины в огне» Довженко является ощущение катастрофы — наша отчизна погибает, зажатая меж двумя колоссами. И вообще, в произведениях учителя Сергиенко это постоянный мотив: исчезновение материи национального бытия и собственно самой жизни как таковой. Очередной вселенский пожар уничтожает нас и наше жизненное пространство — и наутро мы просыпаемся  уже в другом времени-пространстве. Правда, не сразу у Довженко это ощущение проявилось как эмоция трагедийная. А вот у Сергиенко осмысление этой мировоззренческой коллизии присутствуют уже в «Белых тучах» (1968) — сын едет к умирающему отцу и пытается переосмыслить всю жизнь: свою и семьи. Жизнь, которая состоит из сплошных катастроф.

Один из героев чернобыльской ленты «Порог» Владимир Шовкошитный (позже стал писателем, тогда один из ликвидаторов катастрофы и бард) формулирует это ощущение с пронзительной категоричностью: «Родина — это место, где мы родились, где мы родили детей, стали родителями. Эту родину мы потеряли. Навсегда».

Потеря и потери — это ощущение преследовало Сергиенко долго, слишком долго. Образовался чернобыльский цикл: «Колокол Чернобыля», «Приближение к Апокалипсису. Чернобыль рядом», «Чернобыль. Тризна», «Чернобыль. Послесловие». Если бы мы не только смотрели эти фильмы, но и вслушались в них — возможно, стало бы меньше в Украине этих трагедий и катастроф? Хотя понимаю всю наивность подобных всхлипываний...

Довженко верил в пришествие коммунистического общества, которое стабилизирует общественную жизнь, уравновесит ее четкими и понятными моральными предписаниями. Сергиенко — верующий человек, поэтому не кажется странным его утверждение о том, что «сегодняшняя ставка на буржуазность — в принципе это ставка на антихристианство». Оценивая же пройденный путь, может сказать: «Я был в душе, наверное, коммунистом — хотя сам себя таковым не считал, — но думаю, что отстаивал идею коммунизма, вкладывая в это понятие и Христа как одного из первых коммунистов, и Сковороду как одного из последователей Христа и идеологов настоящего коммунизма» (из интервью Ларисе Брюховецкой, «Кино. Театр», 2003 № 2). Опять Сергиенко против течения идет — потому, наверное, что остается свободным и непорабощенным.  Совесть — вот его религия. Быть собой, не забывать, что самый большой грех человека — осквернение образа Божьего — таково кинематографическое Евангелие от Роллана.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать