Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Евгений Прокопов: «Требовательную критику я встречаю только дома»

03 ноября, 00:00

Отношение коллег к Евгению Прокопову более чем почтительно: увы, немногие украинские художники могут похвастаться тем, что регулярно выставляются в галереях Европы и Америки. Со скульптором встретилась корреспондент «Дня».

— Выставленные вами новые скульптурные серии разительно отличаются от ваших предыдущих фигуративных работ, в частности — от прекрасной серии балерин 80-х годов.

— Я сделал их почти моментально, но очень долго к ним шел. Предыдущая, не менее важная для меня выставка, проходила в Украинском музее в 1994 году. Там я представил очень много фигуративных работ и, по-моему, «перегрузил» ими экспозицию. Сейчас я хотел создать ощущение простора и спокойствия, чему лучше всего, по-моему, соответствует абстрактная форма.

В Америке мы жили на острове, к берегам которого океан намывал тысячи ракушек. Я их много собирал, причем не целые, а обломки, отшлифованные водой. Собственно, в любом их завитке всегда прочитывается какая-то первоначальная идея строения, ощущается присутствие некой высшей логики. И вот такие органические формы я использую, добавляя к ним что-то более жесткое, фактурное. В итоге получается нечто иррациональное, дающее безграничное поле для вариаций.

— Переход от фигуративности к дизайнерским формам всегда очень сложен...

— Да, я очень долго себя сдерживал, понимая, что в конце ХХ века повествовательность фигурной пластики — анахронизм. Но форсировать переход к иному пластическому языку я не хотел. Лет 10 — 15 я освобождался от того, чему меня учила академическая школа. Если ранее меня много упрекали в литературности, то теперь я стремлюсь к предельной лаконичности. Считаю, что сейчас я наконец-то занимаюсь «чистой» скульптурой, отбросив повествовательность. Я шел к этому языку через африканскую скульптуру, через работы Генри Мура. Нужно, чтобы в самой модерной форме была вся история культуры, а не пустая авангардистская абстракция. Очень многие скульпторы стараются подделаться под современность, но я всегда отличу, например, Мура от его подражателей. Обыватель и у того, и у другого увидит просто куски глины. Но у Мура всегда есть загадка принципа соединения, а у эпигона — механичность.

— Ваши работы пользуются успехом в Европе и США. Что дают вам тамошние выставки? Существует ли там интерес к украинскому искусству?

— В конце 80-х, когда я только начинал выставляться в Европе и Америке, большинство зарубежных галеристов действительно даже не знало, где находится Украина. Фольклорное, так называемое народное искусство, по моим наблюдениям, не очень интересует тамошних галеристов.

В Америке меня поражает, что для 99% ее жителей культура вообще не существует. Им важно, чтобы произведение имитировало реальность, — и больше ничего. Пусть из гипса — но Венера Милосская, пусть из фанеры — но итальянское палаццо. Однако в мире существует слой очень богатых людей, увлекающихся и собирающих современное искусство. Они не случайно едут в Америку — там центр современного искусства, супермузеи. К тому же Америка — это еще и удивительная архитектурно-пластическая городская среда. Что дает скульптору фантастическую возможность «имплантировать» в нее свои проекты. Такие проекты оплачивает не государство, а частные фирмы, благотворительные фонды, крупные музеи.

— А что для вас значат выставки в Киеве, где нет пока таких перспектив?

— Я из Украины никуда не денусь. Здесь я живу и работаю, здесь моя мастерская. За границу я вывожу работы, которые создаются в Киеве. Хотя это очень недешево, я иначе не могу. Я возник здесь, из этой среды, из общения с талантливыми скульпторами, мнением которых очень дорожу. Я знаю, что самую дельную критику услышу только здесь. Мы тут более откровенны и требовательны: «Все это неплохо, однако...» — и следует полный разгром. А в Европе и Америке тебя хвалят, но, по сути, кроме субъективных ощущений и рассказа критиков о собственных эмоциях, больше ничего не получаешь.

К тому же я не хочу, чтобы меня здесь забывали и думали, что я всегда в отъезде. Поэтому так важна для меня нынешняя выставка, где я опробовал дизайнерские принципы элегантной подачи своих работ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать