Перейти к основному содержанию

Фарс лицемерия

31 мая, 19:01
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ДВОР ГЕНРИХА III» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Премьерный спектакль Театра им. И. Франко «Двор Генриха III» А. Дюма (перевод И. Тихомирова) играется на малой сцене в фойе, где актеры, что называется, на расстоянии вытянутой руки от зрителей, а режиссер Игорь Тихомиров использует постановку словно «увеличительное стекло», проецируя пьесу на современный лад.

Романтичный сюжет из французской жизни, описанный легендарным Дюма, режиссер максимально приблизил к нашим дням. Легче всего в театре различные аллегорические подтексты воплощать с помощью комедии дель арте. Придуманная еще в ХVI веке и вобравшая в себя черты веселого карнавала, народного фарса и буффонады, она на долгие годы дала возможность актерам и режиссерам вольно существовать в своем поле и отчаянно импровизировать в своих рамках на нужную, соответствующую времени, конкретную тему.

Если бы франковский «Двор Генриха III» смотрел иностранный зритель, то он прежде всего увидел бы легкое театральное представление, где актеры с удовольствием и выдумкой используют предложенные обстоятельства для создания шаржированных, с гипертрофированными чертами характеров, персонажей. В суматошной кутерьме ситуаций, которым придается нарочитый комедийный оттенок, можно было бы усмотреть желание развлечь водевильным сюжетом. Но украинский зритель на этот спектакль посмотрит иначе...

Дюма нарисовал картину жизни французского двора (во все времена — все одинаково): лояльный и слабовольный король Генрих III, подверженный влиянию ближайшего окружения, в первую очередь властной и непотопляемой женщины — своей матери, королевы Медичи; герцог, желающий возглавить Лигу правителей и стать сильнее короля; есть любовная интрига, где замешана герцогиня де Гиз (Наталия Ненужная); есть и козни хитрого астролога... Весь этот круговорот освящен главной целью, о которой на словах пекутся все — благоденствие державы. Игорь Тихомиров исходных в тексте не меняет, а изменяет лишь угол зрения на них, и основной делает тему осмеяния всего происходящего. Насмешка и ирония становятся ключевыми в характеристиках образов, предстающих перед зрителями в костюмах и масках комедии дель арте.

Спектакль начинается с выхода двух музыкантов (Станислав Мороз и Михаил Омельченко), а тема их музыкального сопровождения — бетховенская песня о сурке — станет главной. Сурок — любимый зверек Генриха III (Дмитрий Завадский), его талисман и удача. Именно его, воображаемого, бережно носит в руках. Королева-мать (Наталия Ярошенко) реально может влиять на сына, забрав у него сурка и диктуя свою волю. А вот граф де Сен- Мегрен (Владимир Николаенко) к сурку относится по-свински, ничего святого нет у этого вельможи. Грубо поддает он ногой несчастного зверька, выказывая таким образом свое отношение к главе державы... Тем не менее, скрывая истинные чувства, все придворные послушно подсаживаются к музыкантам, по велению короля, берут в руки инструменты и как прилежные любители начинают играть, следуя дирижированию монарха.

Темп спектакля, как и надлежит фарсу — стремительный. Виртуозно кружась в небольшом сценическом пространстве, актеры возникают то тут, то там, проникая в разные двери зала, взбегая по лестнице, сваливаясь с балкона, кувыркаясь на кровати, мгновенно перевоплощаясь из образа в образ (Тарас Постников — астролог и Артюр). Просто-таки фейерверк «театра представления».

В действиях короля, поступающего «естественно и неожиданно», а в спектакле на этой фразе делается особенный акцент, режиссер указывает на прямые параллели с событиями современной украинской истории, вспомнив в речи короля из 18 пунктов государственного соглашения... Актуальны также рассуждения Генриха III о том, кем же лучше быть: королем или главой партии? А пламенная речь герцога де Гиза (Ярослав Гуревич), обращающегося с балкона-трибуны, непрозрачно напоминает зрителям известные выступления на киевском революционном майдане...

Через свое «увеличительное стекло» Игорь Тихомиров в серьезных проблемах двора Генриха III, спроецированных на современное украинское общество, увидел вещи, достойные осмеяния. А может — это выход, так относиться к происходящему? В Театре им. И. Франко спектакль «Двор Генриха III» получился фарсом лицемерия, словоблудия, бесстыдного обмана, комического и пошлого отношения к светлому чувству любви. Вот такие реалии нашего времени! Апофеозом абсурда прозвучала финальная, исполняемая всеми как гимн — песня о сурке. После чего Генрих III «пошел в народ», от чистого сердца вручая зрителям свой воображаемый талисман. Принимая условия игры и держа в руках славного сурка, подумалось, хорошо, что не пчел…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать