Феномен Анатолия Авдиевского
24 марта исполняется год, как ушел из жизни выдающийся украинский хормейстер
Анатолий Тимофеевич был многолетним художественным руководителем и главным дирижером Национального заслуженного академического украинского народного хора им. Григория Веревки и главой Национального всеукраинского музыкального союза.
В память о гениальном музыканте 23 марта в Киеве состоится траурная служба во Владимирском соборе и возложение цветов на месте захоронения А. Т. Авдиевского — Байковом кладбище.
В программе IX Международной пасхальной ассамблеи-2017 «Духовность объединяет Украину» 24 апреля в Большом зале Национальной музыкальной академии Украины состоится концерт памяти Анатолия Авдиевского «Песня — душа моя» с участием Хора им. Г. Веревки.
О легендарном маэстро вспоминают его коллеги, друзья и ученики.
ПЕСНЯ
Галина СТЕПАНЧЕНКО, музыковед, доктор философии искусства:
— Авдиевский возглавлял Национальный музыкальный союз, который инициировал. Благодаря Анатолию Тимофеевичу были основаны хоровые фестивали, которые открывали новые имена. Тысячи концертов Хор им. Г. Веревки провел как в самых престижных залах, так и в простых клубах, на площадях, и всегда искусству коллектива слушатели щедро аплодировали. Авдиевский был человеком, к которому тянулись люди искусства и поклонники украинской песни. У него начинал свою творческую тропу Евгений Савчук (в настоящее время многолетний художественный руководитель легендарной капеллы «Думка», педагог НМАУ). В хоре зажглась звезда знаменитой певицы Нины Матвиенко. Он благословил дирижера Людмилу Байду — руководителя известного женского хора «Павана» и многих других.
Авдиевский превозносил народную песню как высокое произведение мирового искусства. В одном из интервью он сказал: «Народ наш мудрый, и такие же его песни. Это не только высокохудожественная ценность, а наша история. Без понимания и уважения к этому феномену наши патриотические лозунги будут напоминать бурю в стакане воды ... ». Маэстро всю жизнь служил народной песне. В памяти он останется как удивительный дирижер и как чародей украинской песни. Слава Богу, что к его юбилею на Украинском радио удалось записать четыре диска, объединенных общим названием — «Майстер-клас із Анатолієм Авдієвським».
ХОР
Владимир РОЖОК, ректор Национальной музыкальной академии Украины:
— Анатолий Тимофеевич был председателем Наблюдательного совета нашей академии, много лет работал профессором кафедры, выпустил много учеников, аспирантов. Мы гордились тем, что знаменитый музыкант, мастер был с нами рядом. Авдиевский поднял наше хоровое искусство на недосягаемую высоту. Равных ему не было! Думаю, еще и века не будет. Перефразируя выражение Бориса Олийныка, сказано о Стефане Турчаке, Авдиевский «как метеор пронесся над Украиной, оставив в ее культуре неповторимый след».
ПЕДАГОГИКА
Петр ЗАИКА, первый заместитель председателя Национального всеукраинского музыкального союза:
— Самое главное, что Анатолий Тимофеевич умел найти подход к любому. Фигура такого масштаба, величия духа, оригинальности в нашей сфере неповторима. Такого человека не хватает. С этим рождаются, этому не научишь. Такие люди нам посылаются откуда-то сверху, чтобы мы могли что-то понять, увидеть, чему-то научиться ...
ЛИЧНОСТЬ
Дмитрий РАДЫК, профессор НМАУ:
— На рубеже веков, среди прочих, Украина подарила миру двух корифеев, призванных создать духовные мосты между нациями и народами: Александра Кошица (ХIХ-ХХ вв.) и Анатолия Авдиевского (ХХ-ХХI вв.). В своей композиторском и дирижерско-хоровом творчестве Анатолий Авдиевский мелодией точил ум, а гармонией питал душу. Величие познается на расстоянии. Но уже сейчас мы понимаем, что потеряли непревзойденного маэстро, личность широкого масштаба, стратегически мыслящего в области национальной музыкальной культуры и не только.
ВОСПОМИНАНИЯ
Петр АНДРИЙЧУК, художественный руководитель народного ансамбля песни и танца Украины «Дарничанка»:
— Анатолий Тимофеевич не оставил после себя письменных воспоминаний или методических работ. Жаль, ведь он обладал удивительным даром видеть в явлениях и предметах наиболее сущностное, значимое. Его речь была очень красочной, оценки — точными, а характеристики — кинематографическими. Нужно собрать воспоминания об этом удивительном музыканте. И желательно, чтобы эта работа началась как можно раньше, чтобы не утратилось ничто существенное ...
Section
Культура