Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Философия миграции»

Под таким названием в Музее культурного наследия открылась выставка молодых художников
12 июля, 11:01

Это совместный творческий проект Щербенко Арт Центра, Музея культурного наследия и Международного благотворительного фонда мировых украинцев «Диаспора» (куратор выставки «Философия миграции» Марина Щербенко).

Выставка поднимает болезненную для многих поколений украинцев проблему – возможности или невозможности личностной реализации на Родине.

Участники проекта рассуждают на эту тему в контексте настоящего, однако апеллируют и к опыту предыдущих поколений, в частности выдающихся деятелей культуры, которые представлены в Музее культурного наследия

- В рамках проекта мне было интересно поработать с молодыми украинскими художниками и исследовать отношение молодого поколения к проблеме миграции, а также к социально-политическим условиям в Украине, которые часто подталкивают людей покинуть страну, отмечает Марина ЩЕРБЕНКО. - Важной является тема осознания собственной национальной идентичности, тем более в условиях жизни и творчества в другой стране. Очень интересно было работать с музейным пространством, наполняя его современным искусством. В этом проекте мы работаем над вопросом миграции, и мы как можно шире раскрываем его через работы художников.

В первом зале бросается в глаза фигура человека, который сплетен из разноцветных проводов, а рядом на стене, словно картина, висит видеофильм, где показывается, как человек через усилия выбирается из окутавшей его проволочной клетки и получает свободу.

 Проволочный силуэт – проект Анны Надуды. Основная тема ее работ - это оболочка человека. Начинался проект с видеоперформанса, который представлен в экспозиции. Художница делает оболочку из разноцветных проводов, в который человек словно в оковах. Прослеживается четкая связь с темой миграции - человек представлен в социуме разными оболочками, являющимися как будто такой одеждой, которая, с одой стороны, нужна для реализации в социуме, но с другой - всегда наступает этап, когда эта оболочка, этот багаж знаний, обязанностей, привычек становится грузом. И именно эта оболочка сдерживает человека от адаптации в иной среде, особенно в другой этнической группе.

Интересный проект представил Роман Михайлов.

 - Он называется «Гипертонезия боли», - рассказывает мастер.  - Гипертонезия – редкое состояние человека, болезнь, когда человек помнит абсолютно все и ничего не может забыть. Речь идет о том, что те болевые ощущения, которые из поколения в поколение переживают люди, генетически, на подсознании, передаются детям, внукам, правнукам. Например, замечал старых людей, которые не могли слышать немецкий язык, потому что пережили кошмар Второй мировой войны. То есть есть какие-то ассоциативные вещи, которые вызывают болевые ощущения у человека. Здесь нет текста, нет изображений, а есть только ожог. Здесь речь о людях, которые мигрировали, страдали, у которых из-за болезни не сложилась судьба, или же они попадали в водоворот событий...

 Зал, в котором находится моя инсталляция, посвящен семье Кричевских, у которых во время постоянных миграций сгорело много документов, книжек. И моя работа с огнем и бумагой –  о потерянной памяти, информации, о переписывании истории, сожженных архивах, биографиях, поэтому сначала была выбрана работа с бумагой. Для этой выставки были специально сделаны такие рамы, чтобы экспонаты парили в воздухе, словно какие-то объекты в невесомости. То есть они не материальны, это ожог, который нельзя почувствовать руками, а только сердцем.

Кроме статических произведений, на выставке есть видеоинсталляция Сергея Петлюка. Мы видим только руки, которые тянутся вперед, которые хотят попасть туда, в манящую даль, – а затем бьют невидимую стену запретов, оболочку, которая сдерживает человека от решительного шага вперед.

Неординарным является проект, представленный Марией Куликовской при участии Жаклин Шабо.  

- Это как миниотчет о двухгодичном проекте, который они начали с бракосочетания, – говорит М. Щербенко. - Это стопроцентное попадание в саму тему. Художница рассматривает проблему не только миграции, но и проблемы принятия однополых браков и свободы человека. Зал, где выставлена инсталляция, посвящен экс-киевлянину, известному танцовщику и балетмейстеру Сержу Лифарю, который был гомосексуалистом, но всю жизнь это скрывал...

 Не оставит равнодушным проект Руслана Трембы – распиленный на четыре тонкие пластины ствол дерева, где изображены портреты простых людей. Это люди, которые ежегодно выезжают за границу на заработки, бросая свою семью здесь, а в итоге там и остаются. И именно около его работ представляла свой перформанс Дарья Кольцова. Она показывала альбомы, созданные ее дедушкой и мамой, которая продолжила труд жизни отца после его смерти. Будучи из семьи эмигрантов, Дарья показывала фотографии родственников и рассказывала о том, как их бросала жизнь по всем уголкам земли.

 Одной из самых ярких инсталляций выставки является проект Мирослава Вайда «Биоморфы».  Пеньки, окрашенные в черно-белый цвет, из которых торчат воланы – это виденье изменений в людях художником, работающим с контрастом. Он показывает, что человек меняется в обществе, как мутант эволюционирует со временем. И потом уже очень трудно докопаться до самой истины человека.

 На открытии вернисажа джазовый дуэт Лаура Марти (вокал) и Наталья Лебедева (фортепиано)  исполняли композиции на пяти языках; звучала музыка Джорджа Гершвина, родители которого в начале 1890-х  когда-то выехали в Америку из Одессы...

«Философию миграции» можно увидеть до 9 октября.

 София РУСЬКИХ, Летняя школа журналистики «Дня»

 Фото предоставлено организаторами выставки

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать