Фольклор и... кибернетика
30 грудня минає 20 років із дня смерті визначного українського вченого, етномузиколога Володимира Гошовського
30 декабря исполняется 20 лет со дня смерти выдающегося украинского ученого, этномузыколога Владимира Гошовского
Его имя неразрывно связано с возрождением научной мысли в Украине второй половины XX в. Антология "Украинские песни Закарпатья" (1968), монография «У истоков народной музыки славян" (1971) и двухтомник избранных трудов Климента Квитки (1971, 1973) - это важнейшие труды, которыми ученый не только заполнил вакуум в области музыкальной фольклористики, но и возродил ее, вывел из периода стагнации на европейский уровень.
Родился В. Гошовский 25 сентября 1922 года в Ужгороде в интеллигентной семье. Сначала учился в начальной школе, далее в Реальной гимназии г. Ужгорода, потом в Пражской гимназии, которую окончил в 1940 году. В этом же году поступил в Пражский Карлов университет: изучал славянскую филологию и этнографию, семиологию, сравнительное языкознание, европейские языка (немецкий, итальянский, испанский), посещал лекции по музыкологии. В 1944 году защитил диссертацию на тему "Этнографический анализ творчества Н.В. Гоголя", за что получил звание доктора философии. Еще в период обучения в Карловом университете и некоторое время после его завершения В. Гошовский работал в качестве научного сотрудника Института по изучению Южной и Восточной Европы при этом же университете.
В январе 1946 года семья Гошовских репатриировалась в Ужгород. В. Гошовский устроился на должность заведующего этнографическим отделом Ужгородского государственного историко-краеведческого музея. Работая, он параллельно экстерном окончил Ужгородское государственное музыкальное училище (1949), а через пять лет, в 1953 году (тоже экстерном) – Львовскую государственную консерваторию им. Н. Лысенко по специальности гитара и дирижирование. В период с 1946 по 1961 год В. Гошовский активно работал в самых различных областях культурной жизни Закарпатья: педагог-музыкант, теоретик и дирижер оркестра народных инструментов в музыкальной школе и училище, учитель иностранных языков в средней школе, училище и университете, артист-исполнитель (гитарист) на концертной сцене и на радио, музыкальный критик в местных газетах, автор музыкально-просветительских передач на радио, автор лекционного цикла по эстетике и истории музыки.
С 1955 года В. Гошовский начал систематически записывать украинские народные песни на Закарпатье. В течение первого десятилетия собирательской деятельности записал более 1600 песен из 60 сел Закарпатья и еще несколько сотен - в других селах из соседних областей карпатского ареала. В этот период появились его первые научные работы по вопросам музыкальной культуры Закарпатья: "Музыкальная культура Закарпатья" (Ужгород, 1957), "К вопросу о музыкальных диалектах Закарпатья" (Ужгород, 1958), "Некоторые особенности исторического развития украинской народной песни на Закарпатье"(Киев, 1960).
Новый период в биографии Владимира Леонидовича начался с переездом на работу во Львовскую государственную консерваторию им. Н. Лысенко. С этим заведением В. Гошовский связывал свою научную перспективу, как он отметил в письме от 11 июня 1961 года к декану дирижерского и теоретико-композиторского факультетов Иллариону Гриневецкому: "...Через Львовскую консерваторию я мог бы выйти «на орбиту» ученого...". В консерватории В. Гошовский работал с 1961 по 1969 год, сначала в должности преподавателя игры на домре и руководителя оркестра, а затем доцента кафедры теории музыки и композиции, читал лекции по музыкальному фольклору, руководил фольклорной практикой студентов и их научной работой, организовывал экспедиции. В 1961 году ученый основал на общественных началах Кабинет народной музыки, который в марте 1966 года получил официальный статус. В. Гошовский перешел на должность заведующего этим Кабинетом, оставив педагогическую работу. Особые надежды он возлагал на деятельность этого Кабинета, видя его в перспективе, как научно-исследовательский микро-институт по изучению народной музыки Карпат и прилегающих регионов как своеобразную лабораторию для студентов историко-теоретического факультета и членов фольклорной секции студенческого научного общества.
Львовский период для ученого был плодотворным и для научной работы. В 1964 году в журнале "Советская музыка" (№№ 11, 12) В. Гошовский опубликовал статью "Фольклор и кибернетика", в которой изложил методы анализа народных песен на основе принципов лингвистики и кибернетики. Применение кибернетики в фольклористике и музыковедении, по мнению ученого, может способствовать приближению их к точным наукам и решению многих сложных задач.
Сочетая собственный опыт и опыт зарубежных ученых, В.Л. Гошовский в 1966 году подготовил работу "Принципы и методы систематизации и каталогизации народных песен в странах Европы". Весомым достижением в научной работе ученого за первое десятилетие является фундаментальная антология-монография "Украинские песни Закарпатья", которая была издана в Москве в 1968 году.
Нелегко работалось ученому в стенах Львовской консерватории. Чем интенсивнее развивалась научная деятельность Кабинета народной музыки, возглавляемая им, тем сильнее была оппозиция против него. Нападки против заведующего кабинетом и его "формалистических" методов усилились. Наконец, когда рабочие условия стали совсем невыносимыми, ученый отказался от всех функций в консерватории и 14 апреля 1969 года перешел на творческую работу. Оставшись без стабильного материального обеспечения, В. Гошовский зарабатывал на жизнь случавшимися радиопередачами и рецензиями. Однако была свобода передвижения, свобода выбора научной тематики, интересов и тем, что позволяло Владимиру Леонидовичу полностью посвятить себя творческому труду и полезной общественной деятельности. Как член Бюро фольклорной комиссии Союза композиторов он имеет возможность ездить на различные конференции, пленумы и семинары, организовывать экспедиции по собственным планам, работать в библиотеках и архивах, читать лекции в музыкальных заведениях и на пленумах музыковедческих секций Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Вильнюса, Баку, Тбилиси, Еревана, Казани, Донецка. Главное внимание автора было сосредоточено на вопросах методологии и теории познания народной музыки. В этот период интересы ученого расширяются на весь славянский фольклор, на вопрос ассимиляции, взаимосвязи фольклора и семиотики, на кибернетизации аналитических методов. Результатом таких исследований стала монография "У истоков народной музыки славян" (Москва, 1971). Как отметил автор на ее защите (эта монография была рекомендована на получение звания кандидата искусствоведения): "Я стремился изложить теоретические и методологические основы музыкального славяноведения как одной из исторических дисциплин общего этномузыковедения, на почве которой могли бы объединить свои усилия фольклористы, антропологи, этнографы, историки, археологи и лингвисты в комплексном изучении культуры и этногенеза славян".
Много труда и энергии В.Л. Гошовский отдал на упорядочение, редактирование и комментирование трудов выдающегося украинского этномузыколога Климента Квитки, которые вышли в свет в 1971 и 1973 гг. ("Избранные труды в двух томах", Москва, Т.1, Т 2.). Издание охватило 28 научных трудов К. Квитки из его печатного и рукописного наследия. Появление этого двухтомника стало выдающимся событием в истории украинской и европейской музыкальной фольклористики.
Без постоянной работы, не видя хоть какой-то перспективы в Украине, В. Гошовский в 1975 году переехал в Армению. В Институте искусствоведения АН Армянской ССР в Ереване ему создали более или менее благоприятные условия для внедрения своей системы каталогизации и систематизации на материале армянского музыкального фольклора. Здесь он завершил свою многолетнюю работу "Универсальный структурно-аналитический каталог музыкального фольклора - УНСАКАТ" (Ереван, 1977).
В Армении Владимир Леонидович работал до 1986 года. В этом же году ученый вернулся во Львов. В последние десять лет своей жизни этномузыколог заведовал, на общественных началах, фольклорной секцией Областного общества охраны памятников истории и культуры, основал общество "Родная песня" при Львовском фонде культуры, работал на кафедре фольклористики Львовского государственного университета им. И. Франко и научным консультантом Львовской научной библиотеки им. Стефаника НАН Украины, организовал Первую Международную школу кибернетической этномузыкологии и музыкального карпатоведения (Ужгород - Дубрыничи, 1993 г.), семинар "Народная песня в кибернетическом пространстве" (Львов, 1995 г.).
В последние годы своей жизни, став известным ученым, Гошовский не забывал о родном Закарпатье - создал в Ужгороде «Центр по изучению народной музыки Карпат».
Section
Культура