«Франция, океан, а мне звонят на мобильный... и просят билет в Театр им. Франко»
Богдан Ступка собирается «Украсть Тарантино», сыграть в Киеве с Абдуловым и отпраздновать юбилей Гладия![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041123/4214-7-1.jpg)
Этот год для популярного украинского актера насыщен разными театральными работами, кино и телепроектами. Большой резонанс вызвал спектакль франковцев «Истерия», в котором Ступка блестяще сыграл роль Зигмунда Фрейда. В активе Богдана Сильвестровича — приз за лучшую мужскую роль на Московском кинофестивале за работу в картине «Свои». И вот еще одна новость. Европейская киноакдемия выдвинула Ступку претендентом на получение высшей награды — «Лучший а ктер Европы». В октябре Театр им. И.Франко, который, как художественный руководитель возглавляет Богдан Сильвестрович, с успехом гастролировал в Америке и принимал участие в Международном фестивале искусств «Панорама» (Минск). Пару дней тому назад актер вернулся из Голливуда. Он снимается в комедийном российском сериале «Украсть Тарантино». В этой ленте партнерами Ступки выступят Людмила Гурченко и Квентин Тарантино. Маленький тайм-аут, и опять напряженная работа. В рамках Дней Украины в Беларуси с 24 по 26 ноября пройдут гастроли франковцев в Минске.
Как пану Богдану удается всюду поспевать каждый раз выдавать театральный и кинопродукт высшего качества? Чем в ближайшем будущем актер порадует зрителей — об этом и многом другом в интервью с Богданом Сильвестровичем.
С ТОПОРОМ НА.... ГОЛЛИВУД
— В Америке я снимался в фильме «Украсть Тарантино», — поясняет Богдан Сильвестрович. — Крадут в картине не самого Тарантино, а его фильм, чтобы подарить его друзьям на свадьбу. Это будет детектив, снятый в жанре комедии. Продюсеры проекта Аркадий Цимблер и Денис Евстигнеев. А снимает картину по заказу канала «НТВ» режиссер Роман Качанов (автор фильмов «ДМБ» и «Даун-хаус»). Планируется, что будет киноверсия ленты и сериал для ТВ. Я играю профессора ВГИКа Феликса Андреевича Добржанского, которого студенты прозвали Феллини. Мой герой обожает кино, но терпеть не может американский кинематограф. Он написал массу разгромных статей о тлетворном загнивании буржуазного кино и фабрике грез — Голливуде. И вот к профессору приходит группа «крутых» и предлагает за очень приличный гонорар достать им новый фильм знаменитого Тарантино, чтобы посмотреть ленту еще до выхода на экран. Сюжет фильма закрученный, очень динамичный и смешной. Будут погони, стрельба, т.е. все атрибуты настоящего детектива. Кстати, съемки проходили в Лос-Анджелесе — в том же терминале, где создавали американский блокбастер «Терминатор». Команда картины — интернациональная: русские, украинцы, американцы, евреи...
Кроме Квентина Тарантино, который будет играть самого себя, в съемках участвуют Людмила Гурченко, Павел Деревянко и др. С Тарантино и Гурченко я еще не встречался. По сюжету это произойдет случайно — в ресторане. Гурченко сыграет суперагента (разведчицу, которая ухитряется одновременно работать на 12 иностранных агентур). В картине заняты и американские актеры. И хотя они звезды не первой величины, но работают очень высокопрофессионально. На площадку приходят готовыми к съемкам, текст знают на зубок. Имеют свое представление о роли, которую играют, а режиссер их только поправляет, чтобы все было в одном ключе.
У американцев технические службы работают как часы. С точки зрения организации съемки и технологии наши и их кинематографы — это как две разные планеты. Например, звучит команда «Мотор!» и это сигнал для всех людей, находящихся в радиусе 500 метров от камеры. Все специалисты действительно высочайшего класса. Согласен с Д. Евстигнеевым, что сегодня ни на одной студии бывшего СССР собрать такого уровня техническую команду практически невозможно. Там четкое планирование, специально сконструированная для съемок техника, и работать актерам очень комфортно.
Я вставал в пять утра. В половине шестого уже стояла машина, которая везла на съемки. Мы все завтракали на съемочной площадке. На столе — вода, соки, фрукты, печенье, чай, кофе. Выбирай по своему вкусу. В полдень небольшой перерыв на ланч. Поели, и вновь съемки. Все было подчинено работе и удобству съемочной команды. В течение целого дня с большим подносом ходила красивая чернявая мулатка и предлагала поесть, попить. Я ее назвал Галя, напевая: «Несе Галя підноса, щоб актори наїлись». На площадке все было продумано, чтобы никакие мелочи не отвлекали от работы.
В фильме с моим героем происходит масса историй. Например, сцену, когда Феллини громит вывеску «Голливуд» снимали в несколько этапов, используя натурные съемки, павильонные и монтаж. Я действительно карабкался по горам. Место, где проходили съемки, охраняли американские полицейские. Они с опаской смотрели на сумасшедшего актера с топором. Меня предупредили, до какой точки можно подняться, а дальше — запретная зона, и если самовольничать, то у полиции есть свои установки, и им разрешено применять оружие. Слава Богу, до перестрелки у нас не дошло. Кстати, до самого бигборда «Holliwood» можно лишь вертолетом добраться. Поэтому сцену мы доснимали в Севастополе. Уже дома я крушил пожарным топором ненавистную для моего героя букву «Н» и когда Феллини придавила вывеска, то он кричит: «Меня, как и все мировое искусство, задавил Голливуд»... В декабре съемки продолжатся в Москве. Работать с Романом Качановым очень интересно. Я бы назвал его чеховским режиссером. Самые смешные сцены делаются им с серьезным видом.
В США с нами на площадке постоянно работали два переводчика (эмигранты во втором поколении): Ян и Арин. Последнюю, с моей легкой руки, наши артисты прозвали Ариной Родионовной. Работали они прекрасно. Так что языковых проблем никто не ощущал. Съемки заканчивались в 19.00. Если режиссер задержит техническую службу на пять минут, то тогда вмешается профсоюз. Нужно работать? Пожалуйста, но за переработку плати сотрудникам двойной тариф. А это очень дорого.
Для меня две недели в Лос-Анджелесе пролетели, словно миг. Мы снимали не только в павильоне, но и на улицах города. Несколько раз ко мне подходили американцы и просили дать автограф, но не как к Ступке, а как к де Ниро... Однажды одна фанатка американской звезды чуть не сорвала нам съемки, забежала в кадр, схватив меня за пуговицу, и тараторя, как она восхищается моим талантом. Охрана ее стала выводить, а женщина рыдает и просит дать ей хоть минуточку пообщаться с кумиром. Кстати, она никак не хотела верить переводчику, объяснявшему, что обозналась. А как-то я зашел в ресторан и своим появлением вызвал переполох в этом заведении. Прибежал хозяин, шеф-повар, официанты. Они не знали, чем угостить и как угодить такому почетному гостю. Мне пришлось напрячь все свои словарные возможности, чтобы объяснить — я украинский актер Богдан Ступка, а не американец Роберт де Ниро. Впрочем, когда все выяснилось, хозяин ресторана остался все равно очень любезным и попросил с ним сфотографироваться на память. И эта фотография висит у него в зале на самом видном месте. Перед отъездом домой я пошел купить сувениры родным и друзьям. Понятно, что гонорар у меня не де-нировский и заходил я не в навороченные бутики, а в обычные магазинчики. Сценарий тот же. Шум, гам, ах, это не может быть — сам де Ниро зашел к нам... Как смеются американцы, после моего вояжа пану Роберту придется менять фамилию.
Так вышло, что этой осенью я дважды бывал в США. В октябре с большим успехом прошли гастроли Театра им. И. Франко в Нью-Йорке, Филадельфии и Балтиморе. Мы показали спектакли «Тевье-Тевель» и «Ревизор». Я был потрясен, как тепло нас принимала публика. В Филадельфии наши бывшие сограждане долго нас не отпускали со сцены, плакали и пели: «Ще не вмерла Україна». Это так было трогательно. Чувствовалось, что побывав на нашем спектакле, они словно прикоснулись к своей родине. Есть у них ностальгия по украинскому языку, нашей песне, литературе, по театру...
ОСКАР
— В Америке меня застала новость, что фильм «Водитель для Веры» выдвинут на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» от Украины. Эта лента рождалась непросто. Фильм является совместным кинопродуктом России и Украины («1+1» — сопродюсер ленты). С Павлом Чухраем мне было интересно и трудно работать. Он очень дотошный режиссер. Пока от актера не добьется своего — не отстанет. Заставлял каждую сцену снимать по несколько дублей. Причем не раз, два, три, а порой 15 раз. Внутренне я уже закипал. Думал, ну, что его не устраивает? Нервы не выдерживали. А когда посмотрел готовый фильм на экране, то понял, что режиссер был прав и поэтому картина получилась очень тонкой и психологической. Поэтому она так цепляет за сердца зрителей... С Чухраем работал очень хороший оператор Игорь Клебанов. Хотя сюжет незатейливый — мелодраматический и с элементами детектива, а зрители весь фильм не могут оторваться от экрана: и в режиссерском, и актерском плане получилось очень качественное, добротное кино...
Вернувшись домой в Киев, я вдруг узнал, что Американской киноакадемией уже опубликованы списки иностранных фильмов и Украины, как страны участницы, а также картины «Водитель для Веры» в нем почему-то нет. Где произошел сбой и почему — я не знаю. Мне звонили со студии «1+1» и Министерства культуры и искусств Украины, говорили, что будут оспаривать это решение, оно еще не окончательное, нужно оформить какие-то документы. Но мне кажется, что в оскаровском комитете есть какие-то закулисные игры. Конечно же, мне очень хотелось, чтобы как можно больше зрителей увидели наш фильм, и высшую награду Американской киноакадемии я тоже не прочь получить. Но если это не произойдет, то тоже ничего страшного. Многие страны уже заинтересовались фильмом «Водитель для Веры» и он живет уже своей экранной жизнью.
«В ПАРИЖЕ Я ПРЕДСТАВЛЯЛ... РОССИЙСКОЕ КИНО»
— На неделю российского кино, которое прошло во Франции, меня пригласили как главного исполнителя в лентах — «Свои» Месхиева и «Водитель для Веры» Чухрая, — продолжает свой рассказ Богдан Сильвестрович. — Мне было лестно, что я — украинский актер презентовал российское кино. Как говорят французы — такова се ля ви. Фильмы получились хорошие, и я не жалею, что согласился в них сниматься («Свои» — обладатель Гран-при Московского кинофестиваля, а «Водитель для Веры» получил высшую награду на «Кинотавре» — Т. П. ) На презентации я обратился к собравшимся по-французски, по-английски, по-русски и по-украински. Кстати, стоило мне сказать: «Добрий вечір, пані і панове», как зал взорвался шквалом аплодисментов. Приятно...
Идея провести кинонеделю принадлежит известному кутюрье, дизайнеру и меценату Пьеру Кардену. Он принимал кинематографистов, как радушный хозяин. Мы жили в его отеле в центре Парижа. Устроил нам роскошный прием в своем ресторане «Максим», который находится напротив Президентского дворца. Карден имеет собственный выставочный зал. В этом помещении не только вернисажи проходят, но и показывают спектакли, демонстрируют фильмы. Зал рассчитан на 500 мест. Кстати, там 20 лет назад московский театр «Ленком» играл легендарную постановку Марка Захарова «Юнона» и «Авось» с Николаем Караченцовым в главной роли.
Очень торжественно проходила кинонеделя. На всех сеансах, а их было по три в день, были супераншлаги. Карден даже переживал, чтобы не обвалился балкон. Так много было желающих посмотреть фильмы. «Своих» и «Водителя для Веры» зрители прекрасно приняли.
В «Водителе...» действие происходит в 60-е годы, а в «Своих» — начало Второй мировой войны. В картине Дмитрия Месхиева я сыграл сельского старосту. И вот этот «враг» советской власти прячет на чердаке своего дома трех бежавших из плена солдат Красной Армии. Один из них его сын, второй — политрук, а третий — чекист. Выдаст ли он беглецов оккупантам? Ведь и моего героя местный полицейский загоняет в угол, арестовав двух дочерей. А Староста становится заложником: или дочери, или беглецы? Дмитрий Месхиев очень точно снял фильм о войне, о позиции человека в критической ситуации. В советские времена картина, где главный герой полицай, вообще не вышла бы на экраны. Но что интересно — этот староста оказался самым большим патриотом своей родины. Можно не говорить как ты сильно любишь свою землю, но свою позицию подкрепить конкретными поступками.
Мы снимали на Псковщине: лес, болото, комары... В первые дни я сомневался — зачем только подписал контракт и согласился? Мои партнеры: Сергей Гармаш (Чекист), Константин Хабенский (Политрук), Михаил Евланов (Снайпер) — бегают себе по лесу, а я уже мужчина в возрасте, целый день таскаю винчестер, мешу сапогами грязь... Это мне надо? Неделю я сомневался в правильности своего решения сниматься у Месхиева. Но когда сыграл финальную сцену (в кино часто финал снимают вначале работы), то почувствовал, что есть психологизм и драматургия в моем герое, значит должна получиться интересная кинолента. Режиссер переделал финал, хотя сценарист Валентин Черных утверждал, что чекисты на колени никогда не становились. Как знать? Жизнь — штука сложная. Даже большие герои в экстремальной ситуации ломались. Чекист в исполнении Сергея Гармаша — обычный человек, а не «железный Феликс». Поэтому я считаю, что решение режиссера верное, и финальная сцена получилась сильной в эмоциональном плане.
Во время съемок мы подружились с Сергеем Гармашом (хотя играли соперников). Он меня отцом называл... Сергей родом из Украины (родился на Херсонщине). Я в нем почувствовал родную душу. Мы с ним, упершись лбами, читали друг другу стихи Тараса Шевченко. А вся съемочная группа с восторгом слушала. Я обожаю поэзию Кобзаря, всю жизнь живу и работаю в Украине, а Гармаш давным-давно москвич, работает в театре «Современник». Откуда он знает Шевченко? И не просто знает, а великолепно читает, чувствует украиский язык. Я Сергею предложил приехать в Киев и сыграть в спектакле нашего Театра им. И. Франко. Это будет впервые в истории. Как правило, наши мастера едут в Москву, а тут наоборот. Гармаш заинтересовался «Братьями Карамазовыми» (постановка Юрия Одинокого — Т. П. ). На мой взгляд, Сергей мог бы интересно сыграть Федора Павловича Карамазова. Для актера Ф. М. Достоевский — любимый писатель. Тем более, что одна из последних премьер «Современника» — «Бесы» Достоевского, поставленные знаменитым польским режиссером Анджием Вайдой. В этом спектакле Сергей потрясающе играет капитана Лебядкина (3 и 4 декабря, в рамках киевских гастролей, современниковцы покажут этот спектакль на франковской сцене — Т. П. ). А возможно, специально под Сергея Гармаша я сделаю какой- то театральный проект...
В «Своих» вся съемочная группа была из Санкт-Петербурга. Очень сплоченно и дружно работали, весело отмечали первый, 300, 600 кадр, окончание съемок. Выпускали смешные плакаты, пели песни, т. е. устраивали праздник для всей команды.
Моими партнершами в фильме были две прекрасные актрисы — Наталья Суркова и Анна Михалкова. Аня — такое чудо! Никто не чувствовал, что она — дочь знаменитого кинорежиссера. В ней нет ни грамма заносчивости, очень талантливая актриса. Ради роли Анне пришлось сильно поправиться (на 12 кг). И на эту экзекуцию она пошла. В ней победила актриса. Хотя, как женщине, Ане хотелось бы быть более стройной. Режиссер заставил набрать вес и Наташу Суркову, чтобы она выглядела дебелой молодкой. Более того, перед началом съемок, чтобы войти в образ крестьянских женщин, а Михалковой и Сурковой пришлось две недели жить в селе, научиться доить коров, убирать навоз, полоть огород, топить печь... А когда они пропитались сельской атмосферой, то Дмитрий Месхиев начал съемки. Поэтому в его фильме нет фальши.
Должен заметить, что в Париже зрители проявили огромный интерес к российскому кино. Но на пресс-конференции французские журналисты меня расспрашивали об украинском кинематографе. Что у нас сейчас происходит? Какие картины снимаются? Интересовались, что я могу порекомендовать им посмотреть? А иностранные продюсеры спрашивали, куда обратиться с запросами об организации украинских кинопоказов? Я отвечал правду, что фильмы есть, но их мало. Мы могли бы показать ретроспекцию своих лучших картин, о которых французская публика фактически ничего не знает. Можно и новинки презентовать. Я назвал несколько фильмов: «Мамая», «Молитву за гетмана Мазепу», «Шум ветра», «Настройщик». Я считаю, что наше посольство должно более активно работать в этом направлении. У россиян есть культурные центры, а у нас нет. Хотя в Европе, и во Франции в том числе, живет масса украинцев или выходцев из нашей страны. Культура может сделать больше добрых дел чем сотни политиков.
Я получил очень заманчивое предложение сняться в главной роли во французской ленте, но я не знаю языка. Это катастрофа! Без знания языка ты глухой и немой. Именно из-за этого, видно, придется отказаться. Молодые люди, учите иностранные языки и тогда не будете мучиться как я...
Кстати, в Париже мы встретились с российским актером Александром Абдуловым. Я поинтересовался у него, идет ли ныне в их «Ленкоме» спектакль «Поминальная молитва»? Абдулов с огорчением ответил, что — нет. После смерти Евгения Леонова постановку сняли с репертуара. Узнав, что наш спектакль «Тевье-Тевель» (поставленный, как и ленкомовская «...молитва» по пьесе Григория Горина) до сих пор живет и здравствует, Александр спрашивает: «А можно я приеду в Киев и в вашем спектакле сыграю»? Я только «за». Абдулов великолепно играет Менахема. Думаю, зрителям такая киевско-московская версия понравится. Теперь важно согласовать планы, т. к. и Абдулов, и я ныне очень заняты.
Я считаю, что в наш театр надо привлекать разных актеров. В свое время вел долгие переговоры с Алексеем Петренко. На словах он соглашался, но когда дело касалось конкретных проектов, то начинал говорить о возрасте, что у него уже нет энергии мотаться...
АФРИКА
— В этом году я столько намотался, — признается актер. — Сниматься в сериале «Убойная сила» я согласился только потому, что натурные съемки проходили в ЮАР. Решил, что раз предоставляется шанс побывать в Африке, то его нельзя упускать. Места дивные — мыс Доброй Надежды. Плюс экзотика: обезьяны, попугаи или пингвины, которые ходят вразвалочку, словно гуси, и парами... Было у нас и приключение. Во время съемок в джунглях у оператора ленты обезьяна украла сумку, а там документы, билет на самолет. Через день нужно возвращаться домой. Обезьяна дикая — слов не понимает. Сидит на лиане и раскрывает замки сумки. Нюхает паспорт — выбрасывает, а мы все наблюдаем и, самое главное, не знаем, что делать. Кто-то бросил плитку шоколада. Обезьяна минут 15 смотрела, то на сумку, то на шоколад и решала как поступить, а оператор стоял зеленый и с ужасом думал сколько сложностей ему предстоит вынести, чтобы из ЮАР добраться домой. К счастью, сладость больше привлекла обезьяну.
О роли в сериале я не говорю — ерунда, а впечатлений от пребывания в Африке я привез массу. Когда я приехал в Йоханнесбург, то там была зима (днем + 20 градусов, а ночи были довольно холодные), так что от жары не страдал. А второй раз мы снимали в Кейптауне. Если есть рай на земле, то это там. Такие дивные места, потрясающие горы. Они мне немного напомнили наши Крымские. Жаль, что я не художник и не смог их нарисовать.
БУАЯР
— Десять дней студия «1+1» снимала экстрим-шоу в форте Буаяр. Делали по три передачи в день. График очень напряженный: с утра до вечера. Полчаса катером добирался до Буаяра, потом сидел целый день в келье башни. Свободного времени совершенно не оставалось. Даже сувениры пришлось покупать в аэропорту.
Команды были разные. Мне понравились спортсмены, жены футболистов, Руслана Лыжичко со своими друзьями. Кстати, Руслана оказалась очень отчаянной особой. Очень смелая. Так уверенно прошла по канату на огромной высоте. Хотя потом призналась, что высоты она боится. А были и слабые команды. На мой взгляд, особенно плохо показали себя КВНщики. Я, от имени мудреца Мольфара, задавал загадки. Говорю текст: «Балкон. Шекспир. Верона». И представьте, КВНщики не сумели дать правильный ответ — «Ромео и Джульетта». Между прочим многим командам я старался помочь, но меня по радиомикрофону постоянно одергивал В. Оселедчик (руководитель этого телепроекта). К сожалению, ни одной передачи я еще не видел. Хотя слышал от многих зрителей, что «Форт Буаяр» им нравится.
На съемки я согласился, т. к. думал, что немного отдохну от «Истерии». Спектакль сложный, потребовавший от меня массу сил. А потом в Буаяре мы вновь встретились с Григорием Гладием (ведущим программы и режиссером спектакля «Истерия» — Т. П. ). Отдых у нас вышел относительный, но он компенсирован общением с интересными людьми. Я надеюсь, что Гриша поставит в этом сезоне в Театре им. И. Франко «Тени забытых предков». Он сейчас ставит в Монреале мюзикл «Дракула». Причем получил этот проект благодаря нашей «Истерии». Он показал видеозапись франковского спектакля продюсеру и композитору, создавшим мюзикл «Нотр Дам де Пари». Наша постановка им очень понравилась, и с Гладием заключили контракт. Гриша впервые в жизни получил очень масштабную постановку. Он так благодарил наш театр. В начале декабря Григорий должен приехать в Киев. Скоро ему исполнится 50 лет. Возможно, на нашей сцене мы проведем его творческий вечер. Ведь Гладий до своего отъезда в Канаду, как актер, работал в нашем и в Молодом театрах. Он выпускник Киевского театрального института им. Карпенко-Карого, снимался на киностудии им. А. Довженко. У Гладия много поклонников, и мне кажется, что вечер вызовет интерес публики, критиков.
Однажды, в перерыве между съемками, я стою в башне, плещут волны, и вдруг трещит мобильный телефон. Звонит один народный депутат из Киева и просит помочь ему достать билеты на «Тевье-Тевеля», т. к. в кассе ничего нет. Мне так было приятно это услышать. Я — во Франции, кругом Атлантический океан, и вдруг просят билет на спектакль в Театр им. И. Франко. Вот ради таких счастливых моментов стоит жить!
Выпуск газеты №:
№214, (2004)Section
Культура