Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Французская провинция» в Киеве

В Музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко открылась выставка работ Ольги Петровой
11 февраля, 00:00
КАРТИНА ОЛЬГИ ПЕТРОВОЙ «МАРИЯ И ИОСИП»

Буйство света и цвета, неуемная энергия, интеллект и всепобеждающий позитив — это мир картин Ольги Петровой. Интерес к окружающему миру, желание его понять и поделиться своим виденьем в испанской, японской, египетской, французской тематике; в цветах, растущих на даче в пригороде Киева. Работы Ольги Петровой, художника, историка и критика искусства, автора многочисленных статей и пяти монографий, украшают сегодня музейные и частные коллекции не только в Украине, но и в Лондоне и Калькутте, Иерусалиме, Амстердаме, Осаке и многих других городах мира. 10 февраля выставка Ольги Петровой «Французская провинция» открылась в Доме Ханенко. О выставке «Дню» рассказывает ее куратор, заведующая отделом западноевропейского искусства Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко Елена Живкова.

— Создатели коллекции, которая легла в основу музея, отличались хорошим вкусом. Коллектив музея старается поддерживать этот уровень и не очень-то допускает в эти стены «пришлых», а вот выставка Ольги Петровой проходит в Доме Ханенко не впервые.

— У музея есть определенная концепция выставочной работы, которая, безусловно, связана с основной экспозицией. Дело в том, что только те художники, в работах которых есть связи с классическим искусством Европы, стран Востока, — только эти художники чувствуют себя органично в этих стенах. А мы, в свою очередь, хотим показать, что традиции этого искусства продолжаются. Своим живописным творчеством — тематически и формально — Ольга Петрова связана с европейским искусством и, как недавно мы убедились, с искусством Востока тоже. Посетители нашего музея помнят выставку, посвященную Японии, которая в чем-то перекликалась, в чем-то утверждала, противоречила, открывала украинский взгляд, наши ощущения этой страны

— Музеи никогда не существовали для всех, я имею в виду, что музейная публика особая, подготовленная. Многое изменилось в сегодняшнем мире; каков, так сказать, «срез» музейной публики сейчас и, в частности, подобных выставок?

— Знаете, я всегда считала, что искусство не принадлежит народу, оно открывается только тем, кто дает себе труд понять и постичь его от истоков до современности. Именно поэтому в стенах музея устраивают выставки современных художников. Ведь во всем мире это очень актуально. Недавно была в таком оплоте консерватизма, как Британский музей, обладающий потрясающей греческой коллекцией, египетской, и весь музей наполнен работами современных скульпторов. В зале рядом с видом Парфенона выставляется совершенно изумительная скульптура современного художника, изображающая Кейт Мосс в египетской позе, — очень неожиданными оказываются такие сочетания.

Мы же этой выставкой продолжаем не только мировую, но и нашу музейную традицию, сталкивая различные стили, различные эпохи, различные времена. Уверена, зритель приходит к нам за свежим ощущением — он хочет почувствовать себя во времени. Легких времен в музее никогда не было, а я работаю здесь более 20 лет, но есть, безусловно, музейная публика — художники, журналисты, творческая интеллигенция, врачи, студенты. В основном, из университета, Мединститута и Киево-Могилянской академии. Приводят сюда детей, не только школьные экскурсии, но и родители, что приятно. Сейчас безусловный музейный бум. Он был в 60-е, потом утих немного, теперь наблюдается явный подъем. Людям нужны эмоции, интеллектуальная информация, которая в наше время усваивается лучше всего при помощи визуальных средств.

— У Ольги Петровой, помимо прочих достоинств ее живописного мира, есть одна очень важная черта — она дает позитив. Как вы охарактеризуете ее творческую манеру вообще и, в частности, говоря о выставке «Французская провинция»?

— Человек — это стиль, или стиль — это человек. То, что пишет Оля Петрова — это она. Художник, который не только работает кистью, но и интеллектом. Ольга не только практикующий художник, но также культуролог, профессор Киево-Могилянской академии — соединение мощной эмоциональности и интеллекта дают такой творческий итог. Кроме всего прочего, ее украинские корни, ее «украинскость» тоже ярко окрашивают все ее работы. Колоризм, сила цвета, всегда был одним из основных составляющих украинского искусства — от народного творчества до лучших образцов советского периода. Ольга Петрова возводит цвет еще в более высокую степень, говоря, что цвет — это та очищенная эмоция, на которой человек общается с Богом. И, возвращаясь к позитиву: Ольга очень позитивный человек, для нее нет тупиковых ситуаций, творческого кризиса. Она все делает на пределе своих возможностей. Открою секрет — она писала картины этой выставки, когда у нее была сломана рука. А вы чувствуете боль, ущербность, преодоление — в этих радостных, очень счастливых полотнах?

— Но это образ жизни?

— Думаю, да. Однажды мне посчастливилось встречать Новый год, и не какой-нибудь, а Миллениум, с Ольгой Петровой в Качановке. Мы поразились красотам, природному ландшафту, архитектуре, но когда оказались в роскошном зале качановского особняка (он был в чудовищном состоянии — там даже полы забыли помыть), то были потрясены. Нас была большая компания, предполагался костюмированный бал. Войдя в зал, мы увидели Олю Петрову в роскошном наряде и... со шваброй в руках. Она мыла пол, т.к. не могла встречать Новый год в непраздничном, нечистом помещении. Все там были эстеты, но взяла швабру в руки одна Оля. Кстати, в этот момент у нее была сломана рука, но ее это не остановило. Кстати, она так решительно поступает и в своей жизни, и в творчестве. Это наш четвертый проект с Ольгой Петровой. Первый — «Испания — твоя и моя». Второй — «Восток — горизонталь». Далее — «Сестра самурая», и, наконец, «Французская провинция». Наш музей назывался раньше Музеем западного и восточного искусства. У Ольги было два Востока, а теперь уже два Запада. И если была выставка «Восток — горизонталь», то нынешнюю я бы назвала «Запад — вертикаль». Здесь наряду с традиционными для Ольги пейзажами она использует как доминанту этой выставки четыре работы, посвященные французским витражам, которые она увидела там, в Провансе. И это уже некая вертикаль.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать