Фрески жизни на фоне эпохи
Известный житомирский режиссер театра и телевидения Владимир Савченко издал трилогию воспоминаний
Каждый, кто садится за мемуары, очень рискует, потому что никакой гарантии, что из фактов личной судьбы удастся сплести ткань значимого и в то же время интересного рассказа, нет. Владимиру Савченко, в настоящее время одному из ведущих сотрудников Житомирской облгостелерадиокомпании (о других его ипостасях немного позже) это удалось — трилогия-эссе «Фрески пам’яті», последний том которой недавно вышел в издательстве «Рута» (Житомир), не может оставить безразличным вдумчивого читателя. Три книги (первые две вышли несколькими годами ранее) вместили не только историю жизни автора, часто драматическую. На своем пути — выход последнего тома совпал с 75-летним юбилеем Владимира Савченко — ему пришлось учиться у выдающихся ученых, театральных деятелей, общаться со многими знаковыми фигурами как украинской литературы и украинского искусства советского и постсоветского периодов, так и с выдающимися людьми искусства других республик бывшего СССР. Впрочем, самой большой страстью сердца стал именно театр.
Мальчик из небольшого полесского села Ястребенька (в настоящее время Брусиловский район Житомирщины), полусирота, сумел окончить Харьковский университет (украинская филология), а затем и режиссерское отделение Киевского театрального института им. Карпенко-Карого, был главным режиссером Кировоградского и Ивано-Франковского областных театров, работал режиссером-постановщиком в Черкасском и Житомирском областных музыкально-драматических театрах. Определяющую роль в его судьбе сыграла, видимо, ранняя тяга к лицедейству, а еще, как признается сам, ужасно привлекал пример родного дяди Николая (Кондрата) Савченко, талантливого актера, который играл, в частности, в труппе Харьковского театра «Березіль», когда ею руководил легендарный режиссер-новатор Лесь Курбас.
Но до этого был непростой путь через сельское детство, ужасы и скитания минувшей войны (отец-колхозник, который остался с семьей на территории, занятой немцами, погиб в конце 1943 г. во время боев за освобождение Украины), тяжелые послевоенные годы. Все это вместе с воспоминаниями о родных, близких, друзьях детства, односельчанах, учителях описаны в первой книге трилогии, названной «Світло крізь ляду» (она вышла в издательстве «Волынь»). Там же идет речь о судьбе старшего брата Анатолия, которому пришлось пройти через советские концлагеря.
Во время учебы в Харькове В. Савченко довелось соседствовать с известной правозащитницей Надеждой Свитлычной. И в каждом из томов — буквально россыпи уникальных и практически неизвестных общественности фактов.
Театру автор посвятил второй том, названный «Незабутні мої лицедії» (вышел в издательстве «Рута»). Путь в качестве режиссера включает около ста спектаклей и концертных программ. С теплотой В. Савченко пишет, в частности, о таких своих постановках как литературно-художественная версия для четырех исполнителей «Лісової пісні» Леси Украинки, пьеса «Сталевары» Г. Бокарева в период первого «пришествия» в Житомирский облтеатр; исторические драмы «Даниил Галицкий» (по роману А. Хижняка), «Гетман Дорошенко» Л. Старицкой-Черняховской, пьеса «Зачарований вітряк» М. Стельмаха в Ивано-Франковске; драмы «Талан» М. Старицкого, «Дума про Вчителя» И. Драча в Кировограде (с ними возглавляемый им коллектив, который ведет свою родословную от первой профессиональной украинской труппы во главе с М. Кропивницким, а следовательно имеет неофициальное название «театра корифеев», выступал с успешными гастролями в Москве в честь 100-летия своего основания); «Марко у пеклі» и «Фея гіркого мигдалю» И. Кочерги, «Плаха» по Чингизу Айтматову, «Пять бриллиантов Тевье-молочника» (Г. Плоткин по Шолому-Алейхему) в Житомире, когда он работал в областном театре во второй раз. И с нескрываемым огорчением вспоминает о «подковерных» интригах, с которыми пришлось столкнуться в некоторых коллективах.
Последняя книга, названная «Калинові острови» — это главным образом рассказ о становлении (в начале 1990-х) и развитии областного государственного телевидения, где автор работает почти со дня создания, долгое время был главным режиссером, выступил автором программ, видеофильмов, которые имели и имеют значительный успех, с ними он становился лауреатом престижных всеукраинских фестивалей. Это волнующий рассказ о людях, которые «в поле» с камерами и микрофонами, в студиях, за режиссерскими пультами создавали информационный видеоландшафт области (другое дело, всегда ли он был адекватным. — В.К.), об их судьбах, достижениях и проблемах, в целом обо всем «хозяйстве» облтелекомпании. А потому представляет собой неоцененный вклад в создание правдивой истории телевидения на Житомирщине.
Остается добавить, что это далеко не первая книга, которую написал и издал Владимир Савченко — в разные годы выходили сборники стихотворений, поэм, других произведений. За творческие достижения он удостоен Всеукраинской премии имени Ивана Огиенко, премии имени Леси Украинки областного отделения Украинского фонда культуры. Является членом Национального союза писателей Украины, а еще национальных союзов журналистов и театральных деятелей.
Выпуск газеты №:
№143, (2013)Section
Культура