Фуршет над расстрельной ямой
ХРОНИКИ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ
Фуршет над расстрельной ямой
На прошлой неделе эстетика российского мемориала в Бабьем Яру впервые проявилась физически, перейдя из виртуальной плоскости в реальную.
Посреди парка построили инсталляцию - десяток пробитых пулями металлических колонн, накрытых черными хламидами и увенчанных антропоморфными конструкциями, похожими на произведение начинающего огородника, который ночь напролет медитировал на "Крик" Эдварда Мунка, чередуя это с просмотром всех частей "Гарри Поттера". В этих декорациях состоялся перформанс.
Впоследствии телерепортеры бесхитростно сообщали факты: "Спектакль проходил в сопровождении оркестра", "Для представителей власти была смонтирована сцена" (?), "Также здесь устроили фуршет".
Фуршет?!
Один из авторов инсталляции с гордостью уточнил: "Мы возили колонны на расстрел".
?!!
Кстати, возили в Третий отдельный полк специального назначения имени князя Святослава Храброго, где военнослужащие выпустили по колоннам более 100000 пуль "того же калибра, которыми расстреливали жертв Бабьего Яра".
То есть приравняли наших солдат к зондеркоманде. Как иммерсивно.
Повторюсь, инсталляция, равно как и остальное, что делается "Мемориальным центром «Бабий Яр»" - сугубо частная инициатива на частные деньги. Но какого лешего украинские военные, удерживаемые на наши с вами налоги, вместо профессиональной выучки и выполнения боевых задач должны обслуживать наемных работников российских олигархов?
Антилирическое отступление: вчера состоялось заседание Наблюдательного совета Государственного агентства по вопросам кино. Утверждали результаты 14-го конкурса (питчинга) кинопроектов на получение государственной поддержки. Заседали тяжело, резали по живому - потому что правительство под предлогом борьбы с пандемией уменьшило финансирование кино более чем вдвое. Множество достойных сценариев остались без шансов быть воплощенными. Между тем, стоимость одного выстрела из автоматического оружия составляет 25 гривен - и это без учета рабочего времени военных. Выходит, на чужую профанацию из наших карманов спущено более 2,5 млн гривен. Это - хороший бюджет одного или даже двух короткометражных фильмов. То есть на российские капризы деньги даем, а свое кино обойдется? И кто-то же из государевых людей это решение одобрил, поставил подпись. Не задумался ни на секунду, и отвечать не собирается.
Но вернемся к "Мемориальному Центру". Почти сразу после перформанса с гаррипотеровскими чучелами в светоче российского либерализма - "Новой газете" - появилась обширная статья обозревателя издания Павла Поляна об истории, так сказать, вопроса. Пока речь идет о давних временах - это еще можно читать. Едва хронология касается ХХ века - начинается старая песня. Обесценивание Голодомора, намеки на Украину как средоточие антисемитизма, феерические возгласы: «Исторически роль украинских националистов в Холокосте несомненна: это убежденные палачи!"
Ради чего господин Полян написал столь длинную и хамскую "простыню"? Его действительно так волнует увековечение памяти жертв расстрелов в Бабьем Яру?
Ответ - в конце. Когда всплывает имя печально известного арт-директора Центра Ильи Хржановского. Он, как можно понять, является первым и последним шансом на достойное увековечение, а любая критика в его адрес объявляется, по сути, продолжением политики государственного антисемитизма СССР. И ни слова о безумных планах "директора" относительно аттракционов с "погружением" в сюжеты массовых казней, о многочисленных скандалах вокруг фильма Хржановского «Дау». Так и хочется посоветовать Михаилу Фридману впредь тратить деньги на более умных и образованных авторов.
Кто у Поляна еще выпал из памяти - так это один из заметных актеров "Дау". На выходных его как раз похоронили. Речь о Максиме "Тесаке" Марцинкевиче. Тесак был убежденным нацистом, расистом, гомофобом, антисемитом, гуру среди себе подобных, организовывал нападения на людей с небелым цветом кожи и бездомных; на совести его последователей и, очевидно, его самого не одно убийство. Он умер (официальная версия - суицид) в тюрьме, где отбывал очередной срок.
Сия специфическая особа сыграла заметную роль (самого себя) в фильме "Дау. Дегенерация». Причем нежные отношения там продолжались и дальше: на судебное заседание продюсеры предоставили официальную справку о Марцинкевиче - добросовестном работнике, поклонники фильма и часть съемочной группы устроили плач по Тесаку в Интернете, а на кладбище венок с надписью "Максиму Марцинкевичу от проекта «Дау»» трогательно соседствовал с венком, украшенным эмблемой дивизии СС «Тотенкопф», в годы Второй мировой войны отвечавшей за охрану концлагерей, и лентами со свастикой.
Обычно разговорчивый Хржановский по этому поводу почему-то молчит, но публикует на своей Фейсбук-странице последнее интервью Тесака, где среди прочих есть фото Марцинкевича с гитлеровским салютом. Молчит и пресс-служба "Мемориального Центра".
Итог неутешителен. Нацисты получают посмертный почет от записных «либералов». Развитие "Холокост-Диснейленда" с убогими аттракционами переходит в активную фазу. Всех оппонирующих этому безобразию будут обливать грязью, не ограничиваясь в средствах.
А чего вы хотели? Оккупант платит - оккупант и заказывает музыку. С оркестром. И фуршетом. Над расстрельной ямой.
Выпуск газеты №:
№189, (2020)Section
Культура