Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Футуристический «День музыки»: эксперименты со звуком, словом и образом

25 июня, 10:10
Мастер-класс по импровизации

18 июня в Харькове в Литературном музее состоялся Футуристический день музыки. По случаю международного Дня музыки в городе устроили около двух десятков площадок с самыми разнообразными концертами, лекциями, кинопоказами и другими мероприятиями.

Литературный музей решил сосредоточиться на футуризме. Каждый мог это почувствовать уже с первых минут пребывания в учреждении — так, всем желающим посетителям ставили на руки своеобразные «штампы» в виде оранжевых кузнечиков, похожих на те, которые рисовали себе на лицах сто лет назад некоторые футуристы (например, Бурлюк).

Небольшую лекцию, посвященную футуристическим экспериментам на грани литературы и других видов искусства, провела сотрудница музея Ольга Черемская. В частности, она рассказала, как
поэты-футуристы стремились совместить слово с музыкой, со звукописью, аудио-эксперименты. Ведь странные стихи с формулировками наподобие «осте сте» были не просто эпатажным набором букв, но и сочетанием звуков, каждое из которых могло иметь свой особый набор значений и ассоциаций. Гостям музея предложили тоже попробовать передать образы, эмоции через отдельные звуки или их сочетания. Неудивительно, что картину с морским пейзажем сразу сопроводили звуком «шшш».

Логическим продолжением темы стала декламация Юрием Штайдой манифеста итальянских футуристов, посвященного музыке. В ней «хулиганы от искусства» призвали отбросить традиционные инструменты, обратиться взамен к звукам города, звукам природы, наконец, возгласам, на которые способен человек. Последние исчерпывающе и убедительно продемонстрировал сам Штайда. Конечно, в свое время такие заявления вызывали удивление, шок и возмущение. Сегодня понятно, что если не воспринимать их слишком буквально, речь идет о призывах к разнообразию, к экспериментированию, что, кстати, стало одним из главных символов культуры ХХ века (то есть по сути своей лозунги футуристов во многом своей цели достигли).

Перформанс "добычи музыки" от Юрия Штайды

После этого присутствующие послушали образцы музыкальных произведений итальянского авангардного композитора, художника и поэта Луиджи Руссоло. Некоторые из них представляли собой «музыку шумов» окружающего мира, собственно, города. Другие сочетали более или менее привычные мелодичные построения с вкраплениями чужеродных звуков. Одно из этих произведений, La Pioggio показали в сопровождении видеоряда дадаистического фильма «Механический балет» Фернана Леже. Удивительно, но в нем уже наперед проступают выразительные черты сюрреалистического кино, поисков Дзыги Вертова и Михаила Кауфмана, Александра Довженко, а также клипового визуального мышления поздних десятилетий, многих других характерных черт тогда еще будущего ХХ века. Мало какое произведение могло бы сказать о том веке больше.

Текстовые эксперименты столетней давности

Получив такие впечатления, посетители музея легко перешли к собственным попыткам в сфере «спонтанной музыки». С помощью многочисленных потенциально шумных предметов вроде банок с гвоздями, турок, ложек, линеек и других вещей, они сами создавали звуковые композиции. Среди них был и ритмичный бег поезда, и шуточный «неудачный концерт», на котором из банки по полу просто рассыпались гвоздики и шурупы.

А на музейном дворе желающие могли наблюдать перформанс Юрия Штайды — извлечение звуков из демонтированной в процессе ремонта старой системы отопления. Другие же присоединились к мастер-классу по импровизации, уже с использованием традиционных музыкальных инструментов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать