Перейти к основному содержанию

Галантность, сердечность и благородство

С успехом прошел концерт мюнхенского оркестра Баварского радио в Принцрегентен-театре под руководством Кирилла Карабица
06 марта, 08:53
В КАЖДОМ ДИРИЖЕРСКОМ ЖЕСТЕ КИРИЛЛА КАРАБИЦА ЧУВСТВУЕТСЯ МАГИЯ, КОТОРАЯ ВЛИЯЕТ НА ОРКЕСТРАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Этот вечер также стал встречей художников, которые в течение последних лет плодотворно сотрудничают друг с другом, — композитора Р.Щедрина и маэстро К.Карабица. На сцене, в перерывах между исполнением жемчужин русской классической музыки («Камаринской» М. Глинки, «Моцартианы» П. Чайковского, Вступления к «Хованщине» М. Мусоргского) происходил диалог современников: русского «классика» Родиона Щедрина, украинского дирижера Кирилла Карабица, Йоханеса Гроцки — немецкого филолога. Напомним, Карабиц особое уважение у немцев получил за запись найденных им в фондах архива Берлинской певческой академии оперы-серенады Г. Ф. Телемана «Пастораль на музыке» и «Страстей по Иоанну» К. Ф. Е. Баха. Но, прежде всего, Кирилл Карабиц прославился в Германии как блестящий дирижер в программах оркестров Франкфуртского и Мюнхенского радио, Берлинского и Фрайбургского симфонического и др.

Последние годы украинский маэстро активно сотрудничает с Родионом Щедриным, периодически дирижирует и записывает его произведения. В концерте Карабиц представил Концерт для фортепиано №6 (солистка Анна Гурари). Произведение привлекло внимание чертами позднего стиля Щедрина. Во время разговора с композитором создавалось впечатление, что маэстро шифрует содержание и, шутя, вводит публику в заблуждение. Программу Concerto lontano (с итал. — отдаленный, отсутствующий, нечеткий, дистанционный) композитор коротко определил как воспоминание или ландшафт. Зато его медитативность абсолютно удалена от пейзажности. Структура произведения выделяется нечеткостью, которая напоминает характерную композиторскому мышлению монтажность. При этом сквозная активная моторика, полиритмическая остинатность, моменты диалогических заигрываний фортепиано с оркестром показались такими же далекими от успокоения или дистанционного восприятия мира, как и сам 80-летний мастер — в прекрасной форме и веселом настроении.

Жемчужины русской классики («Камаринская», увертюра к «Руслану и Людмиле» М. Глинки), которые обрамляли концерт, оркестр озвучил эффектно, артистически как прекрасное мгновение, отраженное в бесконечном космосе красоты, молодости и радости мироощущения. Очевидно, именно такие составляющие таланта К. Карабица порождают энергетическую легкость общения, которая сразу находит отклик у музыкантов. Даже визуально в дирижерском жесте чувствовалась магия, которая влияла на оркестрантов и слушателей.

Ныне Кирилл Карабиц умело совмещает в работе с музыкантами творческую толерантность с французской галантностью, славянскую сердечность с украинским благородством. Комплекс умений и черт характера дирижера покорили оркестры разных стран света: Оклендский филармонический оркестр Новой Зеландии, филармонический Сиднея, Токио, финского города Тампере, Бразильский симфонический оркестр города Сан-Пауло, Гайдн-оркестр города Больцано, Лионский симфонический, Норвежский симфонический города Ставангер и др.

Доверительные отношения мюнхенских оркестрантов с дирижерами, как известно, далеко не само собой понятный факт, а, скорее всего, редкость, если вспомнить грустную историю разрыва оркестра мюнхенской филармонии с Кристианом Тилеманом или завершение контракта Баварской государственной оперы с Кентом Нагано. Кстати, Борнмутский симфоничний оркестр продолжил контракт с Кириллом Карабицем до 2016 года.

Среди произведений русской классики счастливым выбором концертной программы, ориентированной на мюнхенскую публику, стала «Моцартиана» П. Чайковского. Родион Щедрин, который уже более 20 лет живет в Мюнхене, подчеркнул в разговоре, что этот город является для него не только культурным центром, а родным пространством, насыщенным легендами. Одна из них — Моцарт.

Давние легенды обогащаются новой историей, новыми именами, к которым уже приобщились наши великие соотечественники — Чайковский, Щедрин, Карабиц.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать