Галина СУЛИМА: «Хочу приносить реальную пользу стране, а не числиться бойцом «диванной сотни»
Известная украинская актриса — о «потерянном» детстве, лучших годах в кино, личном опыте в бизнесе и политике, книге комиксов и Международной ассоциации поддержки и развития украинской культуры
Сегодня в Одессе открывается Международный фестиваль «Сила в единстве», приуроченный к празднованию Дня независимости Грузии, который отмечается 26 мая. Проводит его Международная ассоциация поддержки и развития украинской культуры и Грузинский культурный центр «Сакартвело». В официальном релизе сказано, что цель фестиваля — знакомство с самобытным искусством Грузии и Украины. А также: организация бизнес-знакомств для развития экономических соглашений с дружественными нашим странам государствами — Турцией, Голландией, Германией, Израилем. А между строк читается: вас ждет эксклюзивное путешествие в мини-страну, где рождаются большие иллюзии, — на Одесскую киностудию. Кто-то сможет посмотреть ретроспективу грузинского кино, что составлена из мировых шедевров, — картин Отара Иоселиани, Сергея Параджанова, Эльдара Шенгелая и Тенгиза Абуладзе. Иные захотят примерить на себя раритетные костюмы персонажей любимых фильмов, снятых в Одессе, взять автографы у знаменитых актеров и сфотографироваться с ними на память. И уж наверняка, и те, и другие не откажутся от знатного шашлыка и хачапури, бокала настоящего «Киндзмараули», которыми решили побаловать гостей грузинские кулинары. А на следующий день — для особо стойких — поездка в живописный Днестровский заповедник, в усадьбу «Сафьяны», что в 40 километрах от Одессы, в городе Беляевка. На берегу реки Турунчук.
Не знаю, как вас, но меня перспектива такого уик-энда соблазнила тотчас. Однако она послужила лишь поводом для написания данного материала. Потому что настоящим откровением стало имя одного из организаторов фестиваля, президента Международной ассоциации поддержки и развития украинской культуры. Галина Сулима. Известная актриса, недооцененная, на мой взгляд, в нашей стране.
«БЕЛАЯ ВОРОНА»
— Галя, хоть мне и любопытно узнать, как ты дошла до жизни такой, начну все-таки с профессии. Когда кино появилось в твоей жизни?
— Кино в нашей семье присутствовало всегда. В моем родном городе был единственный широкоформатный кинотеатр «Родина» (там сейчас проходят показы Одесского международного кинофестиваля) — в те годы нечто невероятное!. Папа уходил за билетами, выстаивал очередь часа полтора-два, затем подтягивались мы с мамой, и торжественно всей семьей шли смотреть кино: «Бриллиантовую руку», «Кавказскую пленницу», «Старую черепаху». Огромное впечатление на меня произвела «Война и мир» — балы, Наташа Ростова...
Поэтому с детства выросла с четким пониманием, что кино (после балета!) — самый важный вид искусства. Я ведь хотела стать балериной, училась в балетной школе, стажировалась в Одесском оперном театре. Кстати, именно в школу (мне было тогда 11 лет) однажды пришла ассистент по актерам фильма «Синее небо», режиссером которого был Марк Толмачев. Она увидела меня и пригласила на кинопробы. Мама с папой на семейном совете дали «добро», повезли меня на киностудию...
— Наверное, этот факт стал потрясением для 11-летней девчонки?
— Было любопытство. Правда, когда мы ехали в машине на студию, я услышала, что пробоваться буду с актером Владимиром Ивашовым. Самим Ивашовым, который играл в «Балладе о солдате»! Вот это был восторг! Самих проб, честно говоря, не помню совсем!.. (Смеется.) Мне повезло, меня утвердили на роль. Началась совершенно необыкновенная, сказочная, интересная и веселая жизнь! Я купалась во всем этом и, конечно, влюбилась в Володю Ивашова окончательно. Когда съемки закончились, горько плакала, и Володя сказал мне: «Не переживай! Ты еще будешь сниматься, и когда-нибудь поймешь, что кино — это большая и дружная семья на период съемок. Но однажды наступает последний съемочный день...»
Потом, уже став артисткой, я очень хорошо поняла героиню Инны Чуриковой из «Начала». Помнишь, ее недоумение в актерском отделе: «Для меня ничего нет? Так совсем ничего?.. Не может быть. Посмотрите хорошенько...» Ко мне, правда, судьба была более благосклонна. Марк Толмачев вскоре запустился со следующим фильмом — «Мальчишку звали Капитаном», и пригласил меня на роль героини — Лены. Затем я сыграла у Миши Пташука в фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту»... Вот так все начиналось.
— Балет в это время уже бросила?
— Нет! Занималась балетом, ходила во французскую спецшколу, в музыкальную. Как принято говорить, детства у меня не было (смеется). Но никогда не ныла, даже внутреннего недовольства не испытывала. Передо мной стоял пример родителей — они работали всю жизнь, и меня так воспитали. Я знала: все, что делаю, — моя работа.
— Недолюбливали, наверное, в школе?
— Девчонки меня люто ненавидели. Я была странная для них. Подтрунивали надо мной, потому что зимой всегда ходила в обрезанных лосинах (разрыв между общеобразовательной школой и балетной был очень маленький, и времени на разогрев мышц не оставалось), но на это я не обращала внимания. А одноклассницы воспринимали мой внешний вид, как неуважение, вызов. Я была «белой вороной». После уроков срывалась, вскакивала в трамвай, открывала кулечек, который мне давала мама, и обедала прямо в трамвае номер 21 — гречневая каша с котлеткой, соком запивала. Три остановки до балетной школы, как раз успевала. И еще, представь себе: пишем, например, контрольную работу, вдруг открывается дверь, в класс входит директор школы и говорит: «Щебивовк (это моя девичья фамилия), иди, за тобой приехали со съемок». Все пишут, а Галя идет сниматься (Смеется)... Это тоже раздражало.
Однако «культа личности» у меня никогда не было. Даже в самые лучшие времена корону на голове не носила. Поэтому с мальчишками ладила. Правда, кличку в школе все годы имела конкретную — «звезда искусственного льда» (Смеется). Но я дружила с ними, увлекалась хард-роком, Джимом Моррисом, Эллисом Купером. А за одного из мальчишек сразу после школы вышла замуж, и прожила всю жизнь.
— Когда же, в конце концов, кино победило балет?
— Балет всегда был на первом месте. Но однажды на репетиции я неудачно вывернулась, потом, правда, все встало на свои места, я даже продолжала танцевать, но уже понимала: профессионалом мне не быть — останусь калекой.
Пока училась в школе, кроме тех фильмов, о которых уже говорила, снялась в «Архи-ме-дах» у Шурика Павловского. И это был самый мощный посыл, чтобы серьезно подумать о кино. Музыкальная комедия, прекрасный актерский состав. Сережа Иванов, Саша Игнатуша, Саша Михайлов (не знаю, как сложилась его судьба, больше в кино я его не видела), Саша Хочинский — гениальный, совершенно потрясающий! Владимир Меньшов... После премьеры картины, Павловский, тогда начинающий режиссер (до этого он снял только один фильм «Счастливый Кукушкин»), сказал, что он — первооткрыватель звезд. Мол, открыл в «Кукушкине» Ларису Удовиченко, а теперь вот Галину Сулиму (Смеется)...
УЖАС ПОД НОМЕРОМ ТРИ
— ВГИК был выбран для поступления сразу?
— Как раз нет. Я во ВГИК вообще не планировала ехать. Казалось, что в кино уже поиграла, причем, главные роли, надо попытаться покорить театр. Поступала во все театральные вузы. А в последний момент мой дядя предложил все-таки съездить во ВГИК. Просто так, посмотреть. Мне даже обидно было, как же он не понимает, что я мечтаю о сцене! Но мы все-таки приехали: стоим у табло, изучаем — какие мастерские, кто принимает экзамены, и тут в фойе входит женщина, которую нельзя было ни с кем перепутать! Тамара Федоровна Макарова! В джинсах, свитере грубой вязки. Кольца на ней были потрясающие, серебряные. Необыкновенная благородная красота, над которой возраст бессилен! И дядя говорит мне: «Посмотри, какие люди здесь преподают! Ты поступаешь во ВГИК». А когда мы увидели, что идет набор в мастерскую Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой — выбор был сделан однозначно.
— Помнишь, что читала на вступительных экзаменах?
— О да! «Пригвождена к позорному столбу...» Представляешь, мне 17 лет, и я пафосно читаю Марину Цветаеву!.. Абсолютное несоответствие внешнего вида и репертуара. Бондарчук рыдал! Вытирал очки и слезы. А еще читала «Степь» Чехова. Думала, схитрю. Сергей Федорович к тому моменту уже снял фильм «Степь», и мне казалось, ему мой выбор должен понравиться. В горле пересохло, слова застревали... Марина Петровна Хамила, великий педагог по сценической речи, у которой учился и Сергей Бондарчук, слушала, как я читаю, и повторяла: «Какой ужас!» Я не выдержала, спрашиваю: «Все так плохо?» А она: «Деточка, до вас у меня было два ужаса — Ларочка Удовиченко и Коленька Губенко. Вы будете третьим. Вы из Одессы?» Шипящий, свистящий, мягкий, растянутый звуки, и все остальное... (Смеется.) Нужно было заново учиться говорить.
О ВГИКе, ИВАНЕ МИКОЛАЙЧУКЕ И ВРЕМЕНИ ПЕРЕМЕН
— Кроме предсказуемого потрясения во время учебы во ВГИКе, были какие-то разочарования?
— Вначале о потрясениях. Однажды за день я увидела три шедевра: «Жил-был певчий дрозд», «Цвет граната» и «Зеркало». И в моем сознании что-то произошло, настолько это был сильный эмоциональный удар. А еще — совершенно не забываемые встречи с Кшиштофом Занусси, Ежи Кавалеровичем, Родом Стайгером, которые приезжали к нам в институт, вели мастер-классы.
Более того, раз в месяц, по пятницам, Сергей Федорович делал выходной для курса, мы собирались на Павелецком вокзале всей командой — с мужьями, женами, ехали в Белые Столбы и смотрели фильмы, которые нигде, ни в каком кинотеатре нельзя было в то время увидеть. «Кто боится Вирджинии Вульф», «Заводной апельсин», «Мотылек», «Кабаре», и много-много разных других картин. Потрясающих, гениальных, уникальных! Все эти четыре года — одно сплошное потрясение!
А разочарования... Они были связаны с двойными стандартами, которые, конечно же, присутствовали в жизни советского человека. И еще: в нашей мастерской существовало табу — мастер категорически был против съемок студентов, не позволял пропускать занятия. В результате не состоялась моя работа в фильме «Он пришел» Александра Прошкина, где я должна была играть одну из главных ролей. Очень жалею, что не довелось сняться в картине «Незваный друг» — потом там сыграла Ира Алферова. Пропустила «Мелодию на два голоса» — Людмила Нильская меня заменила. «Взлет» Саввы Кулиша, где должна была работать с Евгением Евтушенко. Обидно было, конечно.
Единственный режиссер, на съемки к которому Сергей Федорович отпустил меня, был Иван Миколайчук. Бондарчук считал его абсолютным гением и безгранично уважал, потому вопроса — разрешать — не разрешать — попросту не стояло.
— Это был фильм «Такая поздняя, такая теплая осень»?
— Да. Причем, я оканчивала третий курс, переходила на четвертый, у меня дипломный спектакль... Сложно было очень. Но Сергей Федорович все равно дал добро, ни на секундочку не задумываясь. Ни на полсекунды. Хотя обычно в таких ситуациях говорил: «Сниматься вы еще успеете, сейчас постарайтесь взять от меня все, что я могу вам дать. Чтобы дураками не выглядеть на съемочной площадке, круглыми идиотами — на экране». (Смеется.)
— Какой период в своей творческой судьбе считаешь самым счастливым?
— Наиболее плодотворное и интересное время было сразу после учебы — 80-е годы. «Такая поздняя, такая теплая осень», «Фучжоу», «Голод-33», «Последний бункер», «Казаки идут», «Венчание со смертью»... Много предложений, интересные роли, талантливые режиссеры. И реакция зрителей и профессионалов на мой труд, что важно для актрисы.
В 90-е, когда наступила эпоха коммерческого кино, тоже поначалу работы было немало. Я даже на студию проходила не через центральный вход, а лазала в дырку в заборе, чтобы не вызывать зависть коллег, которые целыми днями играли в карты, часами просиживали в кафе, рассуждая о смерти кинематографа. В «Кавалерах морской звезды» с Арменом Джигарханяном снималась, в «Иване Подушкине — герое частного сыска» — с Димой Харатьяном и Аленой Яковлевой. Потом настал период, когда меня приглашали на пробы, но не утверждали. Один молодой завзятый режиссер на немой вопрос — почему?, ответил тогда: «У вас не характерная внешность для сегодняшнего дня. Настала эпоха «маленьких вер», и хотя вы — хорошая актриса, ваше время безвозвратно ушло».
— Не обидно было?
— Мучительно обидно! Я уснуть не могла — ощущение, что на груди лежит огромная плита и трудно дышать. Мне безумно хотелось сыграть Кроткую, были и другие героини, о которых мечтала.
О СТАТУСЕ БИЗНЕС-ЛЕДИ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ОПЫТЕ
— Арт-хаусный проект «Огни большого города» тогда возник?
— Арт-хаус возник в тот момент, когда кино перестали снимать.
Я с огромным удовольствием занялась семьей — любимым мужем, дочкой. Ксения оканчивала школу, готовилась поступать в вуз, играла в теннис, ездила на турниры — я нырнула в бытовые проблемы с головой. Потому что хорошо помнила: когда Ксюша была маленькой, а я много снималась, она говорила: «Ненавижу твое кино!» Все складывалось замечательно, но постепенно зрело желание заняться чем-то, близким к профессии. У меня есть такое авантюрное начало — иду вперед, не боюсь расставаться с прежними регалиями. И когда в 2004-м году мне предложили взять в аренду помещение убитого кинотеатра Одесса, стала судорожно думать, как можно его использовать, в каком формате. Хотелось сделать современный, интересный проект, который приносил бы удовольствие и мне, и зрителям, и, конечно, окупался финансово. Возникла идея кино-артхаусного кинотеатра «Одесса. Огни большого города». Я приехала в Киев, обошла все дистрибьюторские компании, под честное слово убедила их показывать арт-хаусные фильмы первым экраном в Одессе, в нашем кинотеатре. Как ни странно, многие тогда пошли мне навстречу. В день премьеры мы устраивали пресс-конференции, и постепенно в городе узнали, что в «Огнях большого города» можно первыми увидеть мировое кино высшего качества.
— Как долго просуществовал проект?
— К сожалению, всего полгода. За это время мы сделали ремонт в кинотеатре, открыли ресторан. Шли переговоры о кинофестивале — сателлите Каннского форума, но в меньшем объеме. О нас стали писать, снимать репортажи. Кинокомплекс «Огни большого города» становился популярным среди одесситов. А 23 февраля 2005 года кинотеатр захватили. Мне не хочется сегодня еще раз вспоминать эту дикую историю, но было все, даже покушение на жизнь. Я отчаянно боролась, однако мои усилия оказались бесплодными. И инстинкт самосохранения взял верх над обезбашенностью. Я отступила.
— И неожиданно для меня и твоих коллег вновь появилась в Киеве в совершенно несвойственном тебе амплуа...
— Да, во время баталий за арт-хаус я познакомилась с народным депутатом Верховной Рады Андреем Шкилем. Со словами: «Пані Галино, я виріс на ваших фільмах!», он единственный (!) реально начал мне помогать. А немного позднее предложил стать его помощником «на громадських засадах». Я начала работать в Комитете по контролю и обеспечению законодательной деятельности правоохранительных органов, занималась обращениями граждан. Читала невероятные истории людей и рыдала — сколько же рядом страшных, поломанных судеб! Постепенно проблемы с арт-хаусом, отчаяние, что меня цинично, бандитскими методами сделали нищей, лишили дела, которое неплохо стартовало, стали отходить на второй-третий план... Я поняла, что моя беда — и не беда вовсе, потому что все близкие живы, здоровы. В Верховной Раде проработала шесть лет. А в прошлом году даже решилась баллотироваться в народные депутаты! (Смеется.) Не прошла. Но жизненный опыт получила огромный!
ОБ ОТЧАЯНИИ, ВОЗРОЖДЕНИИ И БУДУЩЕМ
— Извини, но, получается, ты вновь, в который раз оказалась у разбитого корыта... Отчаяния не было?
— Отчаяние было. Но совершенно по другим причинам. В 2012 году у меня умерла мама. В прошлом — «сгорел» муж Славик. Жить не хотелось. Я на несколько месяцев уехала во Францию, где живет моя дочь Ксения и растет любимая внучка Нюся. Чтобы как-то отвлечь меня, Ксюша предложила начать писать книгу. Признаюсь, я восприняла эту идею весьма скептично, поскольку терпеть не могу дилетантизм в любом его проявлении. Однако, выяснилось, что дочь не собирается делать из меня мемуаристку. Французы обожают комиксы... Серьезные вещи автор рассказывает как хроники, которые иллюстрируются симпатичными рисунками. Ксения всегда любила наши с мужем рассказы о ВГИКе, воздухе того времени, легендарных людях, с которыми нам посчастливилось общаться, — об этом она и предложила мне написать. Неожиданно для себя я увлеклась авантюрной затеей, и книга уже на 70 процентов готова. Ее рабочее название «Обратная сторона Луны».
— А когда и как возникла Ассоциация поддержки и развития украинской культуры?
— Признаюсь, идея пришла в голову не мне, а представителям украинской диаспоры в Европе, с которыми я встречалась, когда гостила у дочери. Они меня любят, доверяют мне, знают фильмы, в которых я снималась. Вот и предложили создать именной фонд в поддержку национальной культуры. Но я отнеслась к такому предложению легкомысленно. И даже с раздражением. Мне представляется нелепым, когда актеры, перестав сниматься, начинают бронзоветь и создавать многочисленные фонды имени себя любимого. (Смеется.) Однако постепенно меня убедили: если хочешь приносить реальную пользу своей стране, которая сегодня страдает, нужно делать конкретные вещи, а не просто числиться острословым критиканом власти, правительства, образа жизни в «диванной сотне». В итоге мы решили организовать не Фонд, а Ассоциацию. Поскольку фонды эгоистично заточены на одного (чаще всего, богатого) человека, а Ассоциация создается для того, чтобы строить мостики между нашими соотечественниками, живущими в самых разных уголках планеты. Дать им возможность поддержать Украину в столь тяжелое время, помочь талантливым деятелям культуры максимально реализовать себя и популяризировать самобытное украинское искусство в мире.
В задачи Ассоциации входит поиск и помощь в реализации интересных кинопроектов, гастроли актеров и музыкантов за рубежом, Издательский дом и многое другое. Естественно, мы не пытаемся примерять на себя функции министерств культуры, экономики или информационной политики. Просто хотим посильно помочь государственным институтам, сделать все от себя возможное, чтобы гордиться Украиной.
Главный орган Международной ассоциации поддержки и развития украинской культуры — Наблюдательный совет, членами которого являются опытные и уважаемые люди из культурного сообщества нашей страны. Грузинский проект — пилотный. Украина и Грузия всегда были в добрых отношениях, а сегодня грузины особенно остро, как собственную, чувствуют нашу боль. Потому и название «Сила в единстве». Мы хотим сказать: «Жизнь продолжается. Она прекрасна. И, чувствуя плечо верных друзей, мы обязательно победим!» Надеюсь, первый блин не будет комом. Тьфу-тьфу! Слава Украине!
— Героям слава!
Выпуск газеты №:
№87, (2015)Section
Культура