«Где душа живет без страха...»
Национальный музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко представляет выставку «Мир творчества Рабиндраната Тагора»
В экспозиции представлены работы выдающегося индийского мыслителя, художника, поэта и эссеиста. На выставке можно увидеть до двух десятков картин мастера, каждая из которых имеет свой философский подтекст. Так, полотно «Птичка в золотой клетке» особенно привлекает внимание посетителей. На многих картинах Тагора изображенные женщины, например, «Я знаю тебя, иностранка»...
— Без Шевченко не было бы Украины, а без Тагора не было бы современной Индии, — убеждена глава «Центра Тагора» Мридула ГОШ. — Первый неевропейский лауреат Нобелевской премии в области литературы (1913) «за глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихотворения, которые с исключительным мастерством выразили его поэтическое мышление», деятель национального освободительного движения, автор стихотворений, которые стали гимнами независимых Индии и Бангладеш, — Рабиндранат Тагор был по-настоящему передовым человеком своего времени.
Творческому становлению Тагора способствовала семейная атмосфера. Его братья стали художниками, а одна из сестер — первой женщиной-поэтессой в бенгальской литературе.
Тагор принадлежал к реформаторскому течению брахмаизму, которая была возрождением индийской культуры. Возрождение это происходило не после обретения Индией независимости, а до этого, и заключалось в углублении в науку, в систематизации древних знаний. В этом процессе большую роль играла семья Тагора еще до появления Ганди, который приехал в Индию позже.
Первое стихотворение, написанное Тагором (в восьмилетнем возрасте), отличалось философичностью. Хоть литературная наработка Тагора, которая составляет восемнадцать томов, и принесла ему всемирное признание, но на первом месте для Тагора стояла живопись. В это трудно поверить, ввиду того, что начал он рисовать довольно поздно — в возрасте шестидесяти восьми лет.
— Тагор писал картины, потому что понимал, что посредством поэзии трудно общаться с человеком. Через перевод нужно что-то объяснять, а через картину происходит непосредственное общение с человеком, — объясняет Мридула Гош. — Он начал писать картины как непрофессионал, но они не принадлежат к наивному искусству. У него было очень глубокое философское осмысление мира, которое он передавал через линию. У него есть стихотворение «Приворожила меня линия», где он сравнивает слово как средство самовыражения поэта и линию как то, чем пользуется художник. Он не видел искусство как технику. Поэтому его контакт с линиями — это его мысли, реализованные в картине. Это мы видим в картинах определенного направления, пытаемся втиснуть их в рамки, которые ставит перед нами рационализм. Его техника — это, скорее всего, импрессионизм. Он абсолютно отвечает требованиям своего времени, но идти за ними не было его целью. При этом он много выставлялся в Париже, перед ним отрывали двери лучшие музеи.
Тагор болезненно переживал Вторую мировую войну, считая, что в мире наступил кризис, что мир не спасет сам себя. Поэтому его последнее эссе называется «Конец цивилизации».
— Он не успел увидеть независимую Индию. Но он жил значительно боле независимо, чем самый независимый гражданин независимой Индии в наше время, — убеждена Мридула Гош.
В настоящее время картины Рабиндраната Тагора уже увидели в Ривном, Житомире, Виннице и Хмельницком.
Выпуск газеты №:
№126, (2016)Section
Культура