Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Где поселился «Драмовичок»?

Що сьогодні Что сегодня пишут и ставят в театре для детей
28 мая, 15:38
В АНТОЛОГИИ «ДРАМОВИЧОК» БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЕН СПЕКТАКЛЬ «КАК СТАТЬ НАСТОЯЩИМ БЕГЕМОТОМ» (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТЕАТР «КИЕВ») / ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА

Наверное, о «Домовичках», «Водяных» и «Лесовиках» все слышали, а вот кто такой, или вернее, что такое «Драмовичок» — нужно объяснять, хотя само название красноречивое...

Так драматургический отдел Центра Курбаса, который возглавляет Неда Нежданая, и в который входят известные драматурги Ярослав Верещак и Олег Миколайчук, назвал лабораторию драматургии для детей. Украина во многом отличается от других стран— к сожалению, не в лучшую сторону. Одна из таких «особенностей» — ситуация с драмой для детей. В абсолютном большинстве стран театр для малышей, и в частности новейшая драматургия — приоритетное направление, которое больше всего поддерживает государство. У нас это по непонятным причинам — наиболее маргинальная зона. Если «взрослые» драматические антологии и авторские сборники время от времени появляются, то за 20 лет независимости ни одной антологии пьес для детей не было! Как и ни одной научной работы на эту тему, ни одной конференции или хотя бы круглого стола. То есть оригинальные пьесы пишутся и кое-где ставятся, но все это спорадически и хаотически. Кто может назвать украинские тенденции или зарубежный контекст? И в результате существует парадокс: театр для маленьких зрителей, который должен был бы быть наиболее открытым и чувствительным к изменениям, оказывается наиболее консервативным. В репертуарах по большей части ориентируется на мам, бабушек и учителей, а не на детей. И главное в этом не сменить ориентацию с Чебурашки на Шрека, а привить любопытство к новому, оригинальному. Ведь уже с малых лет у украинских зрителей возникает понимание театра, как чего-то «неживого», вторичного и музейного.

Собственно, чтобы преодолеть этот нонсенс и была задумана лаборатория «Драмовичок». В основе нового проекта — мощная украинская антология для детей с одноименным названием, в которую войдут более 20 пьес. Среди авторов — и известные мастера, и молодые дебютанты: Всеволод Нестайко, Богдан Жолдак, Светлана Лелюх, Александр Гаврош, Олег Гончаров, Александр Витер, Артем Вишневский, Ольга Зоренко и другие. Составители напрасно предлагали ее в государственные программы, обращались к НСПУ и спонсорам — антологию упорно игнорировали! Хотя издание уникальное и будет иметь в потенциале большую аудиторию, чем обычная антология — ведь это и детские, и кукольные театры, и взрослые, и многочисленные студии, и школьные театры. К счастью, «Драмовичок» нашел поддержку в тернопольском издательстве «Богдан» и выйдет в свет осенью этого года. А пока запланирована «лаборатория» из целого комплекса драматических событий: мастер-классов, презентаций и круглого стола специалистов. Ведь для стимулирования процесса, сдвига с точки «маргинеса» очень важно встречаться, обмениваться опытом, проблемами и идеями.

Начнется «Драмовичок» 29 мая мастер-классом Леонида Попова, заведующего кафедрой актерского искусства и режиссуры театра кукол КНУТКиТ имени И. Карпенко-Карого, президента украинского центра UNIMA «Драматургия для кукольного театра в современном контексте». В рамках этой встречи — и рассказ о современных особенностях кукольной драматургии, и анализ репертуара театров для самых маленьких зрителей, и проблемы авторско-режиссерского диалога. Далее в 16.00 состоится круглый стол «Тенденции развития современной драматургии для детей» при участии драматургов, критиков, режиссеров. Какие направления нашей современной драмы для детей отмечают составители на опыте антологии? Каковы истоки детского театра в Украине и в чем он радикально изменился? Каковы предпочтения современных маленьких зрителей? Какова связь новейшей драмы с традиционной мифологией и новейшими технологиями? Какова специфика кукольной, драматической и музыкальной драмы для малышей? Как преодолеть вакуум, который искусственно создают вокруг детской драматургии? Эти и другие вопросы будут обсуждать участники.

В первую очередь основатели «Драмовичка» стремятся расширять пределы отечественного дискурса. На следующий день, 30 мая состоится мастер-класс «Каждый должен строить свой замок» Сергея Ковалева — известного белорусского драматурга, литературоведа, профессора Люблинского Университета (Польша). Драматург, названный «мольфаром» в этой отрасли, ставился в Беларуси, России, Польше, Словакии, а в Украине известен в первую очередь как «детский» автор. Работая как для взрослой, так и для детской аудитории, Сергей Ковалев имеет широкий профессиональный диапазон: театр драматический, кукольный и музыкальный, тексты для радио и телевидения. Совмещая творчество с критикой, теорией и преподаванием, драматург расскажет об уникальном «герменевтическом проекте» в драматургии, направлении «магического театра», специфике современного оперного либретто и оригинальном международном проекте «Великое княжество драматургии». В 16.00 в рамках проекта драматургического отдела Центра Курбаса «Мировая драматургия. Диалог театральных культур», который представил пьесы французских, сербских, польских, турецких, австрийских авторов, встреча продолжится презентацией сборника пьес Сергея Ковалева в переводе на украинский язык «Інтимний щоденник». В книгу входят пьесы «Тристан та Ізольда», «Стомлений диявол», «Інтимний щоденник», «Повернення Голодаря», «Пилипко і Відьма», «Хохлик», «Піщаний замок», «Шлях до Віфлеєму», а также статьи о творчестве белорусско-польского автора Игоря Набитовича и Аллы Пидлужной. Лаборатория «Драмовичок» — открытая территория творческого диалога всех театральных специалистов, литераторов, критиков и просто ценителей драмы, а ее инициаторы решили творить «магию» превращения ситуации с детской драмой собственноручно. Ведь наши дети заслуживают оригинального, а не позавчерашнего секонд-хендовского репертуара, и важность этого «оплодотворения» нового поколения «живым» театром трудно переоценить.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать