Перейти к основному содержанию

Гению – гениево!

Во Львове продолжается проект «От Шевченко до Костенко»
13 сентября, 17:49
ФОТО С САЙТА ESPRESO.TV

Несколько дней назад певица Оксана Муха и композитор Дмитрий Кацал представили пятый сингл проекта — песню в стиле блюз-рок «Листопад» на слова поэта Богдана-Игоря Антонича, которую посвятили Воинам — тогдашним, нынешним и будущим.

Сейчас в репертуаре Оксаны Мухи — произведения от старинной украинской народной песни и до современной авторской и экспериментальной музыки. С 2007 года вокалистка работает в тандеме с композитором и продюсером, руководителем хоровой капеллы «Дударик» Дмитрием Кацалом. В 2010-м издает сольный CD «Решето». В 2011-м становится обладательницей Гран-при I Международного фестиваля им. Квитки Цисык. В последующие годы готовит к 100-летию «Пласта» первый CD пластовых песен «При ватрі», а еще в сотрудничестве с ведущими украинскими артистами реализует проекты «Ивасюк» и «Ивасюк. Перезагрузка»...

В проекте «От Шевченко до Костенко» Оксана Муха исполняет положенные на музыку Николая Лысенко, Станислава Людкевича, Богданы Фроляк, Людвига ван Бетховена, Николая и Дмитрия Кацалов стихи Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки,  Богдана-Игоря Антонича, Василя Стуса, Грицька Чубая, Владимира Ивасюка, Руты Витер, Богдана Стельмаха, Лины Костенко...

«Если бы все эти личности оказались в нашем времени — вот так все вместе, в одно время и в одном месте, — они, без сомнения, были бы хорошими друзьями: собирались бы на кофе и весело отмечали премьеры друг друга. И нам было бы «...з ким сісти хліба з’їсти...», — считает Оксана МУХА. — Собственно, с такой мыслью мы и решили объединить всех этих гениев в одном творческом проекте».

Дмитрий Кацал отмечает, что Тарас Григорьевич достоин музыки уровня Бетховена. И добавляет: «Мне больно, что сегодня шевченковские концерты проходят в полупустых залах, а дети путают Шевченко с известным футболистом...».

Итак, как зародился и развивается творческий проект «От Шевченко до Костенко» — в разговоре с его создателями — Дмитрием Кацалом и Оксаной Мухой. 

ПРОЕКТ КАК ПРОТЕСТ

— Прообразом проекта «От Шевченко до Костенко» был проект «Мой Шевченко», — говорит Дмитрий КАЦАЛ. — Мы с Оксаной хотели сделать проект, посвященный только Кобзарю. На то время получили предложение от оркестра киевской Национальной телерадиокомпании — на «Новую песенную Шевченкиану». Что, собственно, и стало толчком. Сделал тогда три произведения, и было это в 2013 году. Наш проект начался с произведения Тараса Григорьевича «Зоре моя вечірняя», который я положил на «Лунную сонату» Бетховена. Получилось весьма контраверсионно, ведь кто может касаться Бетховена как такового? Но я посмотрел, что есть до-мажорная прелюдия Бахова, на которую Гуно написал мелодию, и получилась всем известная «Аве Мария», и понял, что в принципе прецеденты существуют. Шевченко достоин музыки Бетховена. Одиночные произведения в музыкальной истории, которые написаны на стихи Кобзаря, соответствуют уровню поэзии самого Тараса Шевченко. Преимущественно же созданы на конъюнктуру, на социальный запрос. Итак, это был наш с Оксаной своеобразный протест — стихи такого ранга должны быть положены на музыку такого же ранга. С этого все и началось — с протеста. Потому что реально есть что? «Думы мої», «Реве та стогне Дніпр широкий»... Вот и все! Хотя сейчас появляются отдельные хорошие произведения. Например, у Богданы Фроляк. Выглядит как народные мотивы, и поэтому оно воспринимаемо. У Лысенко есть отдельные произведения, у Лятошинского хоровые произведения, которые соответствуют уровню. А остальные... К сожалению, конъюнктура. Итак, повторяю: наш проект — определенный протест. С этого начиналось... Кстати, концепцию предложил директор Львовской филармонии, к которому мы пришли с предложением принять участие в мероприятиях по чествованию Шевченко. Зная репертуар Оксаны Мухи, в котором были, в частности, произведения и Костенко, и Чубая, Владимир Сивохип предложил сделать ретроспективу «От Шевченко до Костенко».

МУЗЫКА ДЛЯ НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ

— Почему тандем именно «Муха — Кацал»?

Оксана МУХА: — В действительности мы с Дмитрием работаем уже 10 лет. Он является идейником того, чтобы я пела. Он меня на эту тропу и вывел. Мой первый сольный альбом «Решето» сделан совместно с Дмитрием. Все последующие проекты, в которых я принимала участие, — также с участием Дмитрия.

Дмитрий КАЦАЛ: —  Оксана имеет в песне, в пении абсолютную искренность. И она способна передать в песне мысли, содержание и текст. Это сверхважная черта. И если посмотреть на певческий горизонт по Украине, то это сейчас — уникальное явление. Поэтому для меня выбор исполнителя был понятным.

— Берясь за этот проект, вы делали акцент на том, что это будет современная музыка — блюз, RnB, джаз... Это музыка для новых поколений?

Д. К.: — Однозначно. Вы правы. Я воспитан на красивой музыке. Это блюз, блюз-рок, рок, тяжелый рок. И во мне оно кипит и бурлит. Слова Стуса (обширные — четыре на четыре) — это рок-баллада, и она сама потекла в это русло. Потом Шевченково «Якби з ким сісти хліба з’їсти»... Я переспросил тогда у Оксаны: «А тебе не кажется, что Шевченко писал в блюзе?».

— А «Листопад» на слова Антонича?

Д. К.: —  Это также — блюз-роковая баллада. Прошло 80 лет, как умер Антонич, но поэт до сих пор актуален. Что касается RnB, то это музыкальное направление не является искусственным — является обязательным. Современная стилизация необходима! Вы правильно отметили — это приглашение к молодым таким образом зайти в эту поэзию. И у нас Франково RnB. Это рэп — очень интеллигентный, нарядный. Но все равно — это рэп. Есть транскрипция Лысенко, и она появится на основании  «І спочинуть невольничі, втомлені руки». Я предложил ее джазовую транскрипцию. Были потомки Лысенко у нас на концерте, и они — в восторге. То есть это итог нашего общего пережитого и в то же время — приглашение молодежи зайти в глубокую поэзию. А иначе как они зайдут в Лесю Украинку или Чубая? Итак, во-первых, уста полны тем, чем сердце кипит. Это принцип моего личного отношения к государству, к Украине, к земле. Это земля, из которой мы выросли. И эта поэзия является почвой, из которой мы росли. Во-вторых, сложно было принять решение, но 10 лет прошло, мы таки доросли до поэзии этого уровня, чтобы ее выносить на большую сцену. Поэтому семь лет назад это бы звучало абсурдно, если бы Оксана пела Шевченко. Сегодня это абсолютно адекватно. И, в-третьих, это протест: гению — гениево!

ОТСТУПАТЬ НЕКУДА

— Сколько было концертов из этого проекта?

Д. К.: — Мы сделали три концерта. И записали аудио и видео. И это прекрасная презентация для того, чтобы развиваться дальше. Впоследствии будем делать повторы  — во Львове и Киеве.

— Трудно ли с таким репертуаром пробиваться в эфиры?

Д. К.: — В этом нам поможет RnB. Почему? К сожалению, эти полусинтетические стили служат приманкой для радиокомпаний, и это для них — суперинформационный повод, когда Франко зазвучит RnB или Шевченко в блюзе. Есть определенные перспективы.

— Во Львове недавно состоялся фестиваль современной украинской песни, в котором вы не принимали участия...

О. М.: — Мы подавали заявку. Не прошли. Ну и не прошли!

Д. К.: — Наш проект — это испытание не только для исполнителя, но и для меня — композитора и аранжировщика, потому что это — святое. Самое дорогое, что, в принципе, у нас есть. То есть нужно быть достаточно решительным и смелым, чтобы это делать. Китайцы говорят, что семь раз нужно подумать перед тем, как что-то сделать. А сделав, не возвращайся. Мы начали эту работу, поставили себе какую-то планку, и отступать уже некуда.  

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать